ЭТНОПЕДАГОГОИКА: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЭТНОПЕДАГОГОИКА: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Семкина В.И. 1
1Уральский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные авторы, например Прокопенко В.И., на протяжении многих лет утверждали и утверждают, что для Российской Федерации как многонационального государства, архиважно и социально необходимо популяризировать среди населения народный и национальный спорт и развивать его как первооснову физического воспитания наших народов. Представляется, что настало время, когда мы должны заново осмыслить всю ценность для человека любой национальности, проживающей в России, значимость и роль народного и национального спорта в деле консолидации и гармонизации отношений всех российских этносов [2].

Возрождение этнопедагогики по убеждению М.Ф. Кашаповой, надо начинать с восстановления общих принципов воспитания/образования детей, зафиксированных в различных документах культурологического наследия, пришедших в фольклор, науку, современный быт, религию от наших родовых предков. Развитие школы на основе народной педагогики, национального искусства, нравственно-эстетических идеалов народа – один из главных путей духовного воспитания всех членов российского сообщества сегодня [1].

Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность всегда выступали гарантами ведения населением здорового образа жизни, правильной организации бытового уклада, уважения к традициям доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.

В рождении новых общечеловеческих ценностей активно участвуют такие виды деятельности человека, как игра, беседа, наблюдение, взаимодействие с детской игрушкой и «гаджетами» взрослых. В последнем случае, игровые действия делятся, как бы, на 2 типа. Взаимодействие с игрушками и «гаджетами» дидактического характера и теми, которые отражают в своем облике структуру человеческой души (многоцелевые игровые элементы).

Так, например, у народов Севера существовала своя народная, весьма эффективная педагогика воспитания подрастающего поколения. И в этом немаловажна роль национальных игр и видов национального спорта, они практически всегда проходили на свежем воздухе [3].

Выделяют игры направленные на:

- освоение охотничьего промысла;

- освоение оленеводческого хозяйства;

-освоение рыболовного промысла;

- воспитание будущей хозяйки, матери;

- развитие умственных способностей детей;

- развитие мелкой моторики рук.

Хотелось бы отметить Северное многоборье является одним из популярных видов спорта коренных народов Севера. Это – технически сложный вид спорта, состоящий из пяти видов: метание тынзяна-аркана на хорей, метание топора на дальность, бег с палкой по пересеченной местности, тройной национальный прыжок с одновременным отталкиванием двумя ногами, прыжки через нарты. В многоборье включены виды спорта, выявляющие способности человека во всех основных двигательных качествах (выносливость, сила, ловкость, быстрота, гибкость), а также отражающие основные виды производственной деятельности малочисленных народов севера. Рекорды устанавливаются и регистрируются как в отдельных видах (за исключением бега с палкой из-за непостоянства рельефа местности), так и в целом по многоборью. Женщины могут состязаться в трёх видах многоборья: тройной национальный прыжок, бег с палкой по пересеченной местности, прыжки через нарты.

В свою очередь к русским народным играм относят следующие: «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», « У медведя во бору», «Палочка- выручалочка», «Фанты», «Филин и пташки», «Краски», «Горелки», «Кот и мыш», «Пятнашки», «Мячик кверху», «Лапта», «Ляпка», «Ловишка в кругу», «Заря», «Почта», «Коршун», «Гуси», «Пчелки и ласточка», «Волк», «Птицелов», «Шар», «Большой мяч», «Посигутки», «Выгони мяч», «Малечена-калечина», «Стадо», «Шлепанки», «Котлы. Классы», «Городки», «Молчанка».

Можно определенно сказать, что занятия традиционными и современными национальными видами спорта и народными играми существенно укрепляли здоровье подрастающего поколения, оптимизировали двигательную деятельность детей и подростков, особенно в длительное зимнее время [3]. С помощью этих традиционных средств физического воспитания, активизирующих двигательную деятельность, коренные и малочисленные народы в полной мере компенсируют ее недостаток. Традиционные и современные виды спорта способствуют нейтрализации негативного воздействия на состояние здоровья детей и подростков народов, особенно проживающих в экстремальных климатических условиях.

Поэтому для сохранения исторического культурного наследия и многообразия народов мира в эпоху глобализации, существует потребность в возрождении этнического спорта. Необходимо проводить мероприятия, направленные на популяризацию, развитие и выведение на международную арену видов этноспорта, традиционных игр и состязаний различных народов России и мира.

Список литературы:

Кашапова М.Ф. Дидактические условия организации словарной работы по татарскому языку с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста : диссертация ... кандидата педагогических наук / М.Ф. Кашапова – Казань, 2005. – 268 с.

Прокопенко В.И. Место и роль национального спорта в жизнедеятельности народов севера российской федерации / В.И. Прокопенко // Теория и практика физической культуры. – 2012. – № 7. – С. 12-16.

Прокопенко В.И. Настольные игры коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации : учеб. пособие. / В.И. Прокопенко, В.В. Прокопенко. – Екатеринбург, 2004.

Просмотров работы: 4