Современные авторы, например Прокопенко В.И., на протяжении многих лет утверждали и утверждают, что для Российской Федерации как многонационального государства, архиважно и социально необходимо популяризировать среди населения народный и национальный спорт и развивать его как первооснову физического воспитания наших народов. Представляется, что настало время, когда мы должны заново осмыслить всю ценность для человека любой национальности, проживающей в России, значимость и роль народного и национального спорта в деле консолидации и гармонизации отношений всех российских этносов [2].
Возрождение этнопедагогики по убеждению М.Ф. Кашаповой, надо начинать с восстановления общих принципов воспитания/образования детей, зафиксированных в различных документах культурологического наследия, пришедших в фольклор, науку, современный быт, религию от наших родовых предков. Развитие школы на основе народной педагогики, национального искусства, нравственно-эстетических идеалов народа – один из главных путей духовного воспитания всех членов российского сообщества сегодня [1].
Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность всегда выступали гарантами ведения населением здорового образа жизни, правильной организации бытового уклада, уважения к традициям доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.
В рождении новых общечеловеческих ценностей активно участвуют такие виды деятельности человека, как игра, беседа, наблюдение, взаимодействие с детской игрушкой и «гаджетами» взрослых. В последнем случае, игровые действия делятся, как бы, на 2 типа. Взаимодействие с игрушками и «гаджетами» дидактического характера и теми, которые отражают в своем облике структуру человеческой души (многоцелевые игровые элементы).
Так, например, у народов Севера существовала своя народная, весьма эффективная педагогика воспитания подрастающего поколения. И в этом немаловажна роль национальных игр и видов национального спорта, они практически всегда проходили на свежем воздухе [3].
Выделяют игры направленные на:
- освоение охотничьего промысла;
- освоение оленеводческого хозяйства;
-освоение рыболовного промысла;
- воспитание будущей хозяйки, матери;
- развитие умственных способностей детей;
- развитие мелкой моторики рук.
Хотелось бы отметить Северное многоборье – является одним из популярных видов спорта коренных народов Севера. Это – технически сложный вид спорта, состоящий из пяти видов: метание тынзяна-аркана на хорей, метание топора на дальность, бег с палкой по пересеченной местности, тройной национальный прыжок с одновременным отталкиванием двумя ногами, прыжки через нарты. В многоборье включены виды спорта, выявляющие способности человека во всех основных двигательных качествах (выносливость, сила, ловкость, быстрота, гибкость), а также отражающие основные виды производственной деятельности малочисленных народов севера. Рекорды устанавливаются и регистрируются как в отдельных видах (за исключением бега с палкой из-за непостоянства рельефа местности), так и в целом по многоборью. Женщины могут состязаться в трёх видах многоборья: тройной национальный прыжок, бег с палкой по пересеченной местности, прыжки через нарты.
В свою очередь к русским народным играм относят следующие: «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», « У медведя во бору», «Палочка- выручалочка», «Фанты», «Филин и пташки», «Краски», «Горелки», «Кот и мыш», «Пятнашки», «Мячик кверху», «Лапта», «Ляпка», «Ловишка в кругу», «Заря», «Почта», «Коршун», «Гуси», «Пчелки и ласточка», «Волк», «Птицелов», «Шар», «Большой мяч», «Посигутки», «Выгони мяч», «Малечена-калечина», «Стадо», «Шлепанки», «Котлы. Классы», «Городки», «Молчанка».
Можно определенно сказать, что занятия традиционными и современными национальными видами спорта и народными играми существенно укрепляли здоровье подрастающего поколения, оптимизировали двигательную деятельность детей и подростков, особенно в длительное зимнее время [3]. С помощью этих традиционных средств физического воспитания, активизирующих двигательную деятельность, коренные и малочисленные народы в полной мере компенсируют ее недостаток. Традиционные и современные виды спорта способствуют нейтрализации негативного воздействия на состояние здоровья детей и подростков народов, особенно проживающих в экстремальных климатических условиях.
Поэтому для сохранения исторического культурного наследия и многообразия народов мира в эпоху глобализации, существует потребность в возрождении этнического спорта. Необходимо проводить мероприятия, направленные на популяризацию, развитие и выведение на международную арену видов этноспорта, традиционных игр и состязаний различных народов России и мира.
Список литературы:
Кашапова М.Ф. Дидактические условия организации словарной работы по татарскому языку с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста : диссертация ... кандидата педагогических наук / М.Ф. Кашапова – Казань, 2005. – 268 с.
Прокопенко В.И. Место и роль национального спорта в жизнедеятельности народов севера российской федерации / В.И. Прокопенко // Теория и практика физической культуры. – 2012. – № 7. – С. 12-16.
Прокопенко В.И. Настольные игры коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации : учеб. пособие. / В.И. Прокопенко, В.В. Прокопенко. – Екатеринбург, 2004.