При разработке методики планирования повышения качества и эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий транспорта необходима разработка схемы планирования, включающей в себя алгоритм действий по реализации методики. Соответственно, разработка такой схемы является актуальной проблемой.
Целью статьи является разработка схемы методического обеспечения планирования повышения качества и эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта. Данная цель предполагает выполнение следующих задач:
разработка схемы методического обеспечения планирования организационно-технических мероприятий предприятий железнодорожного транспорта с учетом его экологизации;
описание каждого блока схемы;
разработка показателя сопряженного ущерба и включение его в схему методического обеспечения планирования организационно-технических мероприятий предприятий железнодорожного транспорта с учетом его экологизации;
разработка методики принятия решения о планируемых организационно-технических мероприятиях на основании информации о рисках и неопределенности;
разработка методического инструментария воздействия на план в процессе его реализации за счет обеспечения отрицательной обратной связи.
Схема планирования качества и эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта предполагает реализацию в несколько этапов. Схематично ее можно представить на рисунке 1.
В блоке проверки структуры разделов и мероприятий разрабатываемого плана повышения качества и эффективности составляется модель планирования мероприятий. Оформляется структура разделов и подразделов плана. В данном блоке обосновано использование морфологической модели планирования. Такая модель представлена на рисунке 2. На основании модели составляется перечень мероприятий по форме плана, представленной в таблице 1 [1].
Таблица 1 – Форма плана повышения качества и эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта
№ |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Объем |
Затраты (тыс. руб.) |
S1-S2 (тыс. руб.) |
Кэк |
Цу>0 |
Уровень социо-экологической базопасности |
Результат планирования |
1 |
|||||||||
2 |
|||||||||
… |
|||||||||
n |
Рисунок 1 – Схема планирования качества и эффективности производственно-хозяйственной природоохранной деятельности предприятий железнодорожного транспорта
Рисунок 2 – Морфологическая модель планирования повышения качества и эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта
Во втором блоке проводится оценка включаемых в план организационно-технических мероприятий. Для этого используются показатели оценки экологического и экономического риска, абсолютные и относительный показатели эффективности. По результатам оценки принимается решение о включении или невключении мероприятий в план. Помимо данных показателей необходимо проведение оценки сопряженного ущерба согласно формуле (1).
(1)
где: Цу – сопряженный ущерб, нанесенный посредством негативного воздействия на окружающую среду, руб.
Уij – экономический ущерб, выявленный в результате проявления j-го негативного фактора i-го вида загрязнения, руб.;
Тij – трансакционные затраты, связанные с проявлением j-го негативного фактора i-го вида загрязнения, руб.;
Зij – затраты на предупреждение внешних загрязнений и ликвидацию последствий проявления j-го негативного фактора i-го вида загрязнения, руб.;
Иij – затраты на исследования, анализ, идентификацию и контроль загрязнений и факторов их проявлений, руб.;
Сij – величина экономического ущерба от сопряженных внешних эффектов (транзитных факторов загрязнений), руб.;
Вij – средства, вложенные субъектами хозяйственной деятельности, подвергшихся воздействию i-го вида загрязнения, руб.
Принятие решения о добавлении того или иного организационно-технического мероприятия в план принимается на основании алгоритма, приведенного на рисунке 3 [2].
На третьем этапе проводится комплексная оценка рисков планирования и их минимизация. На основании комплексного анализа количественных (вероятностных отклонений) и качественных (карта рисков) факторов, проводится оценка воздействия неопределенностей и рисков по каждому планируемому организационно-техническому мероприятию на результат его реализации. В случае слишком высокого риска мероприятие дорабатывается или заменяется альтернативным по содержанию, в котором степень рисков нереализации ниже [3].
Рисунок 3 – Алгоритм принятия решения о планировании организационно-технического мероприятия
Оценка рисков производится по методике, приведенной в таблице 2.
Таблица 2 – Профили рисков планируемых мероприятий
Профили риска |
Принятое решение |
|
Название |
Описание |
|
Критический |
Вероятность отклонения показателя или степень его отклонения превышают 50 % |
Необходим кардинальный пересмотр состава планируемого организационно-технического мероприятия, его финансирования. Возможен отказ от мероприятия и его замена. |
Высокий |
Вероятность отклонения показателя или степень его отклонения превышают 30 % |
Необходим пересмотр этапов реализации планируемого организационно-технического мероприятия и глубокий анализ альтернатив. Возможно изменения финансирования мероприятия или его замена. |
Средний |
Вероятность отклонения показателя или степень его отклонения превышают 15 % |
По результатам консультаций с экспертами необходимо принятие решений касательно экологических и экономических аспектов планируемого организационно-технического мероприятия |
Незначительный |
Вероятность отклонения показателя или степень его отклонения не превышают 15 % |
В планируемое организационно-техническое мероприятие не вносится существенных изменений, возможна незначительная корректировка системы финансирования или этапов реализации |
На последнем четвертом этапе происходит внедрение подготовленного и оцененного экономически эффективного и экологически безопасного организационно-технического мероприятия в план. В процессе реализации мероприятия некоторые условия могут измениться. В таком случае необходима корректировка мероприятия, переоценка рисков, принятие дополнительных мер по их минимизации. Такой подход позволит обеспечить обратную связь при реализации планируемых мероприятий, улучшить управляемость производственной системы [4]. В качестве методического основания для проведения корректировки предлагается использовать алгоритм PLAN- DO-CHECK-ACT, представленный на рисунке 4.
Рисунок 4 – Механизм корректировки планов повышения качества и эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта в условиях его экологизации
Таким образом, разработанная схема обеспечит комплексность планирования, целостность разделов плана, всеобщий охват мероприятий, а также комплексную эколого-экономическую оценку и обоснованность принимаемых решений.
Список литературы
Tagiltseva J.A., Kuzina E.L., Vasilenko M.A., Drozdov N.A. Evaluation of the effectiveness of environmental management decisions // Proceedings of the 2018 IEEE Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering, ElConRus 2018. - 2018. - С. 1281-1285.
Кузина Е.Л., Дроздов Н.А., Тагильцева Ю.А., Василенко М.А. Обоснование необходимости исследования влияния транспортных факторов на экономику страны в условиях опережающего маркетинга // Качество. Инновации. Образование. - 2018. - № 5 (156). - С. 161-169.
Кузина Е.Л., Кузина М.А. Эколого-экономическая и социальная эффективность природопользования в масштабе мирового пространства // Инженерный вестник Дона. - 2015. - № 2-2 (36). - С. 88.
Кузина Е.Л. Разработка критерия оценки влияния транспортных факторов на эколого-экономическую безопасность страны // Инженерный вестник Дона. - 2012. - № 1 (19). - С. 405-410.