Экономическая ситуация, которая сложилась в современной мировой экономике, постоянно вынуждает предприятия, ведущие активную хозяйственную деятельность, искать новые способы организации процесса управления, чтобы снизить издержки и риски, повысить рентабельность и доходы. При наличии экологических проблем планирование как важнейшая функция управления призвано способствовать снижению операционных рисков, внешней и внутренней неопределенности. На железнодорожном транспорте разработана и внедрена экологическая стратегия до 2030 года, мероприятия которой направлены на повышение экологической безопасности и экономической эффективности [1]. Реализована данная стратегия может быть различными путями, следовательно, поиск метода ее реализации является весьма актуальной задачей.
Целью научной статьи является доказательство необходимости совершенствования планирования предприятий железнодорожного транспорта с учетом реализации экологической стратегии. Данная цель предполагает выполнение следующих задач:
исследовать составляющие производственной системы железнодорожного транспорта;
оценить системность производственного планирования на предприятиях железнодорожного транспорта;
изучить показатели производственного планирования на предприятиях железнодорожного транспорта;
провести анализ соответствия фактических эколого-экономических событий планируемым в экологической стратегии железнодорожного транспорта.
Представим механизм взаимодействия интересов общественной безопасности с предприятиями в процессе экономических правоотношений. Существует государственное регулирование системы «предприятие – экологическая среда», На рисунке 1 представлена структурная схема взаимодействия интересов общественной безопасности и хозяйствующего субъекта [2].
Рисунок 1 – Структурная схема взаимодействия интересов общественной безопасности и хозяйствующего субъекта
Планирование повышения экономической эффективности и качества работы на предприятиях железнодорожной отрасли неразрывно связано с производственными процессами и их элементами, а также компонентами окружающей среды. Рассмотрим производственные процессы железнодорожного транспорта. Железнодорожный транспорт как система будет иметь следующие производственные процессы:
1. Научные исследования.
2. Освоение новых видов работ, услуг.
3. Ремонт.
4. Транспортировка.
5. Хранение.
6. Утилизация.
7. Строительство и пр.
На предприятиях железнодорожной отрасли была разработана и внедрена Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2017 года и перспективу до 2030 года (далее – Стратегия), в которой определена главная цель природоохранной деятельности ОАО «РЖД»: минимизация негативного воздействия ОАО «РЖД» на окружающую среду. Стратегия предполагает три сценария ее реализации в зависимости от внешних факторов: оптимистичный (значительные улучшения в области охраны окружающей среды), консервативный (постепенное улучшение показателей природоохранной деятельности) и пессимистичный (сохранение текущих достижений). Реализация Стратегии предполагает системность выполнения экологических ориентиров, непрерывный контроль их исполнения. Обеспечение непрерывного контроля при планировании, как известно, осуществляется путем согласования стратегических, среднесрочных и текущих планов, соблюдение принципов планирования на каждом уровне. В таблице 1 представлена матрица оценки системности планов различных уровней и соответствия их экологическим целям и задачам железнодорожного транспорта железнодорожного транспорта [3].
Таблица 1 – Матрица оценки системности планов различных уровней и соответствия их экологическим целям железнодорожного транспорта железнодорожного транспорта
| n/n | Сравниваемый параметр | Стратегическое планирование | Среднесрочное планирование | Текущее планирование | 
| 1 | Приводятся показатели расчета эколого-экономической эффективности планируемых мероприятий | Частично выполнено | Не выполнено | Не выполнено | 
| 2 | Соответствие общей концепции планирования экологическим и экономическим целям одновременно | Выполнено | Частично выполнено | Не выполнено | 
| 3 | Эколого-экономические риски были учтены при планировании | Выполнено | Частично выполнено | Не выполнено | 
| 4 | Эффект от реализации планируемых мероприятий рассчитан с как эколого-экономический эффект | Частично выполнено | Не выполнено | Не выполнено | 
| 5 | Учтен сопряженный экологический и экономический ущерб при составлении планов | Выполнено | Не выполнено | Не выполнено | 
| 6 | Для каждого планируемого мероприятия рассчитано значение ущерба, наносимого окружающей среде | Не выполнено | Не выполнено | Не выполнено | 
| 7 | Мероприятия экологической стратегии представлены в производственных планах различных уровней | Выполнено | Не выполнено | Не выполнено | 
Таким образом, в таблице 1 отражено, что экологическое планирование и экономические планы хорошо отражены на стратегическом уровне, о чем свидетельствует наличие одновременно и природоохранных и экономических целей, но при этом зачастую слабо отражены в среднесрочном и текущем планировании [4].
Таблица 2 отражает типы показателей оценки планов предприятий железнодорожного транспорта.
Таблица 2 – Матрица учета групп показателей в планах железнодорожного транспорта
| Типы показателей планов | Планы структурных подразделений железнодорожного транспорта | ||||||||||
| План труда и заработной платы | Производственные планы станций | Производственные планы дорог | Производственные планы локомотивных депо | План по ремонту (депо по ремонту) | План эксплуатации вагонов (вагонное депо) | План обслуживания пассажиров (дирекций по обслуживанию пассажиров) | План дистанции пути | План дистанции сигнализации, централизации и блокировки | План центра связи | План дистанции электроснабжения | |
| Финансовые | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 
| Трудовые | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 
| Технические | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 
| Материальные | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 
| Временные | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 
| Абсолютные показатели эффективности | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 
| Относительные показатели эффективности | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 
| Экологические | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 
| Параметрические | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 
| Рисковые | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 
Важной категорией управления качеством продукции, услуг является категория риска, которая, как следует из таблицы 1.5, часто не учитывается в планировании. Стандарт экологического менеджмента ГОСТ Р ИСО 14001:2016 дает определение понятию «экологический риск». Под ним понимается некое событие, которое имеет определенные «последствия». Под последствием подразумевается некое негативное действие в отношении системы «предприятие-окружающая среда», например, увеличение выбросов, изменение характера загрязнений, возникновение аварий и катастроф и т.д. Согласно стандарту, управление экологическими рисками в планировании есть задача предприятия. На основании анализа результатов выполнения экологической стратегии в 2015, 2016 и 2017 годах, составлена аналитическая таблица отклонений фактических значений от планируемых показателей по основным экологическим событиям [5]. Аналитическая таблица представлена в виде таблицы 3.
Таблица 3 – Аналитическая таблица соответствия фактических эколого-экономических событий планируемым в Стратегии
| Эколого-экономическое событие | Сценарий (к 2017 г.) | Факт 2015 г. | Факт 2016 г. | Факт 2017 г. | Отклонение | ||
| О | К | П | |||||
| Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, тыс.т | 7,80 | 8,74 | 9,62 | 8,9 | 8,2 | 7,4 | -0,4 | 
| Сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты и на рельеф местности филиалами ОАО «РЖД», млн. куб. м. | 11,73 | 12,06 | 12,73 | 10,0 | 7,18 | 6,7 | -5,03 | 
| Доля обезвреживания и вовлечения отходов в хозяйственный оборот, % | 81,05 | 78,21 | 75,37 | 76,6 | 77,6 | 78,5 | -2,55 | 
В таблице сопоставлены планируемые в Стратегии показатели 2017 года с фактическими данными по 2017 году. Зеленым цветом выделены те, что попали в область благоприятствующую – были выполнены или перевыполнены. Серым цветом выделены те показатели, что не выполнены в достаточном объеме. Под буквами «О», «К», «П» в сценариях понимаются оптимистичный, консервативный и пессимистичный сценарии Стратегии соответственно.
Таким образом, проведенное исследование показывает, что на предприятиях железнодорожного транспорта имеет место недостаточная экологическая эффективность и безопасность развития производственной системы. Таким образом, доказано, что экологизация планирования на уровне предприятий железнодорожного транспорта необходима.
Список литературы
Кузина Е.Л., Дроздов Н.А Алгоритм планирования эффективной природоохранной деятельности крупнейших таможенных перевозчиков // Актуальные проблемы развития таможенного дела в условиях современных глобальных изменений. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции 31октября 2017 г. - 2017. - С. 106-109.
Дроздов Н.А., Кузина Е.Л., Тагильцева Ю.А., Василенко М.А. Уровни планирования финансово-хозяйственной природоохранной деятельности предприяти // Качество. Инновации. Образование. - 2017. - № 10 (149). - С. 61-69.
Дроздов Н.А., Тагильцева Ю.А. Повышение эффективности природопользования на железнодорожном транспорте. // Инновационное развитие территорий: государство, бизнес, общество. Сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции научных, научно-педагогических работников и аспирантов, посвященной 20-летию Южно-Уральского института управления и экономики. Научные редакторы: О.С. Нагорная, А.В. Молодчик. - 2015. - С. 37-42.
Дроздов Н.А. Обоснование актуальности разработки системы управления развитием природопользования на железнодорожном транспорте // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике Материалы II Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 167-169.
Drozdov N.A., Vasilenko M.A., Tagiltseva J.A., Kuzina E.L. Transport enterprises effective environmental activity strategic planning economic-mathematical model // Proceedings of the 2018 IEEE Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering, ElConRus 2018. - С. 1254-1259.