ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Дроздов Н.А. 1, Магомедов С.Ш. 2, Федоров А Р 2
1ФГБОУ ВО Технологический институт (филиал) ДГТУ
2ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Экономическая ситуация, которая сложилась в современной мировой экономике, постоянно вынуждает предприятия, ведущие активную хозяйственную деятельность, искать новые способы организации процесса управления, чтобы снизить издержки и риски, повысить рентабельность и доходы. При наличии экологических проблем планирование как важнейшая функция управления призвано способствовать снижению операционных рисков, внешней и внутренней неопределенности. На железнодорожном транспорте разработана и внедрена экологическая стратегия до 2030 года, мероприятия которой направлены на повышение экологической безопасности и экономической эффективности [1]. Реализована данная стратегия может быть различными путями, следовательно, поиск метода ее реализации является весьма актуальной задачей.

Целью научной статьи является доказательство необходимости совершенствования планирования предприятий железнодорожного транспорта с учетом реализации экологической стратегии. Данная цель предполагает выполнение следующих задач:

исследовать составляющие производственной системы железнодорожного транспорта;

оценить системность производственного планирования на предприятиях железнодорожного транспорта;

изучить показатели производственного планирования на предприятиях железнодорожного транспорта;

провести анализ соответствия фактических эколого-экономических событий планируемым в экологической стратегии железнодорожного транспорта.

Представим механизм взаимодействия интересов общественной безопасности с предприятиями в процессе экономических правоотношений. Существует государственное регулирование системы «предприятие – экологическая среда», На рисунке 1 представлена структурная схема взаимодействия интересов общественной безопасности и хозяйствующего субъекта [2].

Рисунок 1 – Структурная схема взаимодействия интересов общественной безопасности и хозяйствующего субъекта

Планирование повышения экономической эффективности и качества работы на предприятиях железнодорожной отрасли неразрывно связано с производственными процессами и их элементами, а также компонентами окружающей среды. Рассмотрим производственные процессы железнодорожного транспорта. Железнодорожный транспорт как система будет иметь следующие производственные процессы:

1. Научные исследования.

2. Освоение новых видов работ, услуг.

3. Ремонт.

4. Транспортировка.

5. Хранение.

6. Утилизация.

7. Строительство и пр.

На предприятиях железнодорожной отрасли была разработана и внедрена Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2017 года и перспективу до 2030 года (далее – Стратегия), в которой определена главная цель природоохранной деятельности ОАО «РЖД»: минимизация негативного воздействия ОАО «РЖД» на окружающую среду. Стратегия предполагает три сценария ее реализации в зависимости от внешних факторов: оптимистичный (значительные улучшения в области охраны окружающей среды), консервативный (постепенное улучшение показателей природоохранной деятельности) и пессимистичный (сохранение текущих достижений). Реализация Стратегии предполагает системность выполнения экологических ориентиров, непрерывный контроль их исполнения. Обеспечение непрерывного контроля при планировании, как известно, осуществляется путем согласования стратегических, среднесрочных и текущих планов, соблюдение принципов планирования на каждом уровне. В таблице 1 представлена матрица оценки системности планов различных уровней и соответствия их экологическим целям и задачам железнодорожного транспорта железнодорожного транспорта [3].

Таблица 1 – Матрица оценки системности планов различных уровней и соответствия их экологическим целям железнодорожного транспорта железнодорожного транспорта

n/n

Сравниваемый параметр

Стратегическое планирование

Среднесрочное планирование

Текущее планирование

1

Приводятся показатели расчета эколого-экономической эффективности планируемых мероприятий

Частично выполнено

Не выполнено

Не выполнено

2

Соответствие общей концепции планирования экологическим и экономическим целям одновременно

Выполнено

Частично выполнено

Не выполнено

3

Эколого-экономические риски были учтены при планировании

Выполнено

Частично выполнено

Не выполнено

4

Эффект от реализации планируемых мероприятий рассчитан с как эколого-экономический эффект

Частично выполнено

Не выполнено

Не выполнено

5

Учтен сопряженный экологический и экономический ущерб при составлении планов

Выполнено

Не выполнено

Не выполнено

6

Для каждого планируемого мероприятия рассчитано значение ущерба, наносимого окружающей среде

Не выполнено

Не выполнено

Не выполнено

7

Мероприятия экологической стратегии представлены в производственных планах различных уровней

Выполнено

Не выполнено

Не выполнено

Таким образом, в таблице 1 отражено, что экологическое планирование и экономические планы хорошо отражены на стратегическом уровне, о чем свидетельствует наличие одновременно и природоохранных и экономических целей, но при этом зачастую слабо отражены в среднесрочном и текущем планировании [4].

Таблица 2 отражает типы показателей оценки планов предприятий железнодорожного транспорта.

Таблица 2 – Матрица учета групп показателей в планах железнодорожного транспорта

Типы показателей планов

Планы структурных подразделений железнодорожного транспорта

План труда и заработной платы

Производственные планы станций

Производственные планы дорог

Производственные планы локомотивных депо

План по ремонту (депо по ремонту)

План эксплуатации вагонов (вагонное депо)

План обслуживания пассажиров (дирекций по обслуживанию пассажиров)

План дистанции пути

План дистанции сигнализации, централизации и блокировки

План центра связи

План дистанции электроснабжения

Финансовые

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Трудовые

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Технические

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Материальные

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Временные

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Абсолютные показатели эффективности

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Относительные показатели эффективности

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Экологические

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Параметрические

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Рисковые

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Важной категорией управления качеством продукции, услуг является категория риска, которая, как следует из таблицы 1.5, часто не учитывается в планировании. Стандарт экологического менеджмента ГОСТ Р ИСО 14001:2016 дает определение понятию «экологический риск». Под ним понимается некое событие, которое имеет определенные «последствия». Под последствием подразумевается некое негативное действие в отношении системы «предприятие-окружающая среда», например, увеличение выбросов, изменение характера загрязнений, возникновение аварий и катастроф и т.д. Согласно стандарту, управление экологическими рисками в планировании есть задача предприятия. На основании анализа результатов выполнения экологической стратегии в 2015, 2016 и 2017 годах, составлена аналитическая таблица отклонений фактических значений от планируемых показателей по основным экологическим событиям [5]. Аналитическая таблица представлена в виде таблицы 3.

Таблица 3 – Аналитическая таблица соответствия фактических эколого-экономических событий планируемым в Стратегии

Эколого-экономическое событие

Сценарий (к 2017 г.)

Факт 2015 г.

Факт 2016 г.

Факт 2017 г.

Отклонение

О

К

П

Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух

от стационарных источников, тыс.т

7,80

8,74

9,62

8,9

8,2

7,4

-0,4

Сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты

и на рельеф местности филиалами ОАО «РЖД», млн. куб. м.

11,73

12,06

12,73

10,0

7,18

6,7

-5,03

Доля обезвреживания и вовлечения отходов

в хозяйственный оборот, %

81,05

78,21

75,37

76,6

77,6

78,5

-2,55

В таблице сопоставлены планируемые в Стратегии показатели 2017 года с фактическими данными по 2017 году. Зеленым цветом выделены те, что попали в область благоприятствующую – были выполнены или перевыполнены. Серым цветом выделены те показатели, что не выполнены в достаточном объеме. Под буквами «О», «К», «П» в сценариях понимаются оптимистичный, консервативный и пессимистичный сценарии Стратегии соответственно.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что на предприятиях железнодорожного транспорта имеет место недостаточная экологическая эффективность и безопасность развития производственной системы. Таким образом, доказано, что экологизация планирования на уровне предприятий железнодорожного транспорта необходима.

Список литературы

Кузина Е.Л., Дроздов Н.А Алгоритм планирования эффективной природоохранной деятельности крупнейших таможенных перевозчиков // Актуальные проблемы развития таможенного дела в условиях современных глобальных изменений. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции 31октября 2017 г. - 2017. - С. 106-109.

Дроздов Н.А., Кузина Е.Л., Тагильцева Ю.А., Василенко М.А. Уровни планирования финансово-хозяйственной природоохранной деятельности предприяти // Качество. Инновации. Образование. - 2017. - № 10 (149). - С. 61-69.

Дроздов Н.А., Тагильцева Ю.А. Повышение эффективности природопользования на железнодорожном транспорте. // Инновационное развитие территорий: государство, бизнес, общество. Сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции научных, научно-педагогических работников и аспирантов, посвященной 20-летию Южно-Уральского института управления и экономики. Научные редакторы: О.С. Нагорная, А.В. Молодчик. - 2015. - С. 37-42.

Дроздов Н.А. Обоснование актуальности разработки системы управления развитием природопользования на железнодорожном транспорте // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике Материалы II Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 167-169.

Drozdov N.A., Vasilenko M.A., Tagiltseva J.A., Kuzina E.L. Transport enterprises effective environmental activity strategic planning economic-mathematical model // Proceedings of the 2018 IEEE Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering, ElConRus 2018. - С. 1254-1259.

Просмотров работы: 38