Экономическая ситуация, которая сложилась в современной мировой экономике, постоянно вынуждает предприятия, ведущие активную хозяйственную деятельность, искать новые способы организации процесса управления, чтобы снизить издержки и риски, повысить рентабельность и доходы. При наличии экологических проблем планирование как важнейшая функция управления призвано способствовать снижению операционных рисков, внешней и внутренней неопределенности. На железнодорожном транспорте разработана и внедрена экологическая стратегия до 2030 года, мероприятия которой направлены на повышение экологической безопасности и экономической эффективности [1]. Реализована данная стратегия может быть различными путями, следовательно, поиск метода ее реализации является весьма актуальной задачей.
Целью научной статьи является доказательство необходимости совершенствования планирования предприятий железнодорожного транспорта с учетом реализации экологической стратегии. Данная цель предполагает выполнение следующих задач:
исследовать составляющие производственной системы железнодорожного транспорта;
оценить системность производственного планирования на предприятиях железнодорожного транспорта;
изучить показатели производственного планирования на предприятиях железнодорожного транспорта;
провести анализ соответствия фактических эколого-экономических событий планируемым в экологической стратегии железнодорожного транспорта.
Представим механизм взаимодействия интересов общественной безопасности с предприятиями в процессе экономических правоотношений. Существует государственное регулирование системы «предприятие – экологическая среда», На рисунке 1 представлена структурная схема взаимодействия интересов общественной безопасности и хозяйствующего субъекта [2].
Рисунок 1 – Структурная схема взаимодействия интересов общественной безопасности и хозяйствующего субъекта
Планирование повышения экономической эффективности и качества работы на предприятиях железнодорожной отрасли неразрывно связано с производственными процессами и их элементами, а также компонентами окружающей среды. Рассмотрим производственные процессы железнодорожного транспорта. Железнодорожный транспорт как система будет иметь следующие производственные процессы:
1. Научные исследования.
2. Освоение новых видов работ, услуг.
3. Ремонт.
4. Транспортировка.
5. Хранение.
6. Утилизация.
7. Строительство и пр.
На предприятиях железнодорожной отрасли была разработана и внедрена Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2017 года и перспективу до 2030 года (далее – Стратегия), в которой определена главная цель природоохранной деятельности ОАО «РЖД»: минимизация негативного воздействия ОАО «РЖД» на окружающую среду. Стратегия предполагает три сценария ее реализации в зависимости от внешних факторов: оптимистичный (значительные улучшения в области охраны окружающей среды), консервативный (постепенное улучшение показателей природоохранной деятельности) и пессимистичный (сохранение текущих достижений). Реализация Стратегии предполагает системность выполнения экологических ориентиров, непрерывный контроль их исполнения. Обеспечение непрерывного контроля при планировании, как известно, осуществляется путем согласования стратегических, среднесрочных и текущих планов, соблюдение принципов планирования на каждом уровне. В таблице 1 представлена матрица оценки системности планов различных уровней и соответствия их экологическим целям и задачам железнодорожного транспорта железнодорожного транспорта [3].
Таблица 1 – Матрица оценки системности планов различных уровней и соответствия их экологическим целям железнодорожного транспорта железнодорожного транспорта
n/n |
Сравниваемый параметр |
Стратегическое планирование |
Среднесрочное планирование |
Текущее планирование |
1 |
Приводятся показатели расчета эколого-экономической эффективности планируемых мероприятий |
Частично выполнено |
Не выполнено |
Не выполнено |
2 |
Соответствие общей концепции планирования экологическим и экономическим целям одновременно |
Выполнено |
Частично выполнено |
Не выполнено |
3 |
Эколого-экономические риски были учтены при планировании |
Выполнено |
Частично выполнено |
Не выполнено |
4 |
Эффект от реализации планируемых мероприятий рассчитан с как эколого-экономический эффект |
Частично выполнено |
Не выполнено |
Не выполнено |
5 |
Учтен сопряженный экологический и экономический ущерб при составлении планов |
Выполнено |
Не выполнено |
Не выполнено |
6 |
Для каждого планируемого мероприятия рассчитано значение ущерба, наносимого окружающей среде |
Не выполнено |
Не выполнено |
Не выполнено |
7 |
Мероприятия экологической стратегии представлены в производственных планах различных уровней |
Выполнено |
Не выполнено |
Не выполнено |
Таким образом, в таблице 1 отражено, что экологическое планирование и экономические планы хорошо отражены на стратегическом уровне, о чем свидетельствует наличие одновременно и природоохранных и экономических целей, но при этом зачастую слабо отражены в среднесрочном и текущем планировании [4].
Таблица 2 отражает типы показателей оценки планов предприятий железнодорожного транспорта.
Таблица 2 – Матрица учета групп показателей в планах железнодорожного транспорта
Типы показателей планов |
Планы структурных подразделений железнодорожного транспорта |
||||||||||
План труда и заработной платы |
Производственные планы станций |
Производственные планы дорог |
Производственные планы локомотивных депо |
План по ремонту (депо по ремонту) |
План эксплуатации вагонов (вагонное депо) |
План обслуживания пассажиров (дирекций по обслуживанию пассажиров) |
План дистанции пути |
План дистанции сигнализации, централизации и блокировки |
План центра связи |
План дистанции электроснабжения |
|
Финансовые |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Трудовые |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Технические |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Материальные |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Временные |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Абсолютные показатели эффективности |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Относительные показатели эффективности |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Экологические |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Параметрические |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Рисковые |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Важной категорией управления качеством продукции, услуг является категория риска, которая, как следует из таблицы 1.5, часто не учитывается в планировании. Стандарт экологического менеджмента ГОСТ Р ИСО 14001:2016 дает определение понятию «экологический риск». Под ним понимается некое событие, которое имеет определенные «последствия». Под последствием подразумевается некое негативное действие в отношении системы «предприятие-окружающая среда», например, увеличение выбросов, изменение характера загрязнений, возникновение аварий и катастроф и т.д. Согласно стандарту, управление экологическими рисками в планировании есть задача предприятия. На основании анализа результатов выполнения экологической стратегии в 2015, 2016 и 2017 годах, составлена аналитическая таблица отклонений фактических значений от планируемых показателей по основным экологическим событиям [5]. Аналитическая таблица представлена в виде таблицы 3.
Таблица 3 – Аналитическая таблица соответствия фактических эколого-экономических событий планируемым в Стратегии
Эколого-экономическое событие |
Сценарий (к 2017 г.) |
Факт 2015 г. |
Факт 2016 г. |
Факт 2017 г. |
Отклонение |
||
О |
К |
П |
|||||
Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, тыс.т |
7,80 |
8,74 |
9,62 |
8,9 |
8,2 |
7,4 |
-0,4 |
Сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты и на рельеф местности филиалами ОАО «РЖД», млн. куб. м. |
11,73 |
12,06 |
12,73 |
10,0 |
7,18 |
6,7 |
-5,03 |
Доля обезвреживания и вовлечения отходов в хозяйственный оборот, % |
81,05 |
78,21 |
75,37 |
76,6 |
77,6 |
78,5 |
-2,55 |
В таблице сопоставлены планируемые в Стратегии показатели 2017 года с фактическими данными по 2017 году. Зеленым цветом выделены те, что попали в область благоприятствующую – были выполнены или перевыполнены. Серым цветом выделены те показатели, что не выполнены в достаточном объеме. Под буквами «О», «К», «П» в сценариях понимаются оптимистичный, консервативный и пессимистичный сценарии Стратегии соответственно.
Таким образом, проведенное исследование показывает, что на предприятиях железнодорожного транспорта имеет место недостаточная экологическая эффективность и безопасность развития производственной системы. Таким образом, доказано, что экологизация планирования на уровне предприятий железнодорожного транспорта необходима.
Список литературы
Кузина Е.Л., Дроздов Н.А Алгоритм планирования эффективной природоохранной деятельности крупнейших таможенных перевозчиков // Актуальные проблемы развития таможенного дела в условиях современных глобальных изменений. Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции 31октября 2017 г. - 2017. - С. 106-109.
Дроздов Н.А., Кузина Е.Л., Тагильцева Ю.А., Василенко М.А. Уровни планирования финансово-хозяйственной природоохранной деятельности предприяти // Качество. Инновации. Образование. - 2017. - № 10 (149). - С. 61-69.
Дроздов Н.А., Тагильцева Ю.А. Повышение эффективности природопользования на железнодорожном транспорте. // Инновационное развитие территорий: государство, бизнес, общество. Сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции научных, научно-педагогических работников и аспирантов, посвященной 20-летию Южно-Уральского института управления и экономики. Научные редакторы: О.С. Нагорная, А.В. Молодчик. - 2015. - С. 37-42.
Дроздов Н.А. Обоснование актуальности разработки системы управления развитием природопользования на железнодорожном транспорте // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике Материалы II Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 167-169.
Drozdov N.A., Vasilenko M.A., Tagiltseva J.A., Kuzina E.L. Transport enterprises effective environmental activity strategic planning economic-mathematical model // Proceedings of the 2018 IEEE Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering, ElConRus 2018. - С. 1254-1259.