Изучение особенностей проявления девиантного поведения у подростков в сельском социуме приарктических территорий - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Изучение особенностей проявления девиантного поведения у подростков в сельском социуме приарктических территорий

Росляков В.Д. 1
1Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования "Московкий государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. Важно понимать, что все люди на Земле разные, что даже близнецы имеют свою индивидуальность. Но есть люди с особым, трудным, или (как принято называть в психологии) девиантным поведением. Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Многие учёные, такие как: П.Д. Павленок, Ч.Ломброзо, Э. Дюркгейм, Б. Скиннер, Л. Б. Шнейдер – использовали в своих работах о девиантном поведении понятие «норма».

Что же такое норма? Это понятие многогранно. Есть множество определений, что такое норма. Мы думаем, что норма (с точки зрения психологии) – это указание границ, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остаётся самим собой. [1, с.15] Норма выполняет функцию контроля со стороны общества, информирует, позволяет оценить поведение, прогнозировать его. Для психологии понятия «норма» и «отклонение от нормы» очень важны. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребёнка. Социальная норма – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений. Отсюда, отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам. Наиболее уязвимыми для отклоняющегося поведения оказывается подростковый и юношеский возраст в силу происходящих в этот возрастной период гормональных сдвигов и перестройки представления молодого человека или девушки о самом себе. [2, с. 73] В связи с этим актуальность нашей работы заключается в том, что девиантность «молодеет» и увеличивается количество подростков, проживающих в сельском социуме, с различными проявлениями девиантного поведения.

Проживание в сельской местности стало поводом для создания гипотезы, что существуют средовые особенности в проявлении девиантного поведения у подростков. Мы также можем предположить, что они усугубляются тем, что исследуемые подростки проживают в сельском социуме в условиях приарктических территорий Русского Севера, что является новизной нашей работы. Анализируя различия в оценках у родителей, педагогов и обучающихся о проявлении девиантного поведения у подростков, мы поставили целью нашей работы изучение особенностей проявления девиантного поведения подростков в сельском социуме приарктических территорий Русского Севера. Исходя из данной цели, мы должны решить следующие задачи:

Проанализировать понятие «девиантное поведение» на основе научных статей и теоретической литературы.

Выявить виды, причины и особенности его проявления у подростков.

Подготовить инструментарий, провести исследование среди обучающихся и их социального окружения посёлка Пинега (Архангельская область) и города Архангельск и сравнить полученные результаты.

Проанализировать результаты исследования с целью выявления особенностей проявления девиантного поведения подростков в сельском социуме приарктических территорий.

Предметом исследования является проявление девиантного поведения у подростков в сельском социуме. Теоретический объект исследования – особенности девиантного поведения среди подростков, а эмпирическим объектом являются обучающиеся 7-10 классов Муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений «Пинежская средняя школа №117» и «Средняя школа №11» города Архангельска.

Для проведения исследования были использованы следующие методы: анализ научной литературы по психологии девиантного поведения, анкетирование, оценка мотивации к курению (тест ОМК) [3, с.61-62], мотивация потребления алкоголя (тест МПА) [3, с.67-69], тест школьной тревожности Филлипса [3, с.113], корреляционный анализ с применением коэффициента r-Спирмена [4,с.77], непараметрический метод сравнения двух независимых выборок с применением критерия U-Манна-Уитни. [4, с.175]

Девиантное поведение и причины его проявления

Что же понимают под термином «девиантное поведение»? Данное определение даётся с разных точек зрения: социальной, медицинской и психологической. Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением. [5, с. 67] Отклоняющееся поведение можно рассматривать по многим показателям: психические отклонения оцениваются людьми с точки зрения отклонений от стандартов в психике человека, социологов интересуют, прежде всего, отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм в личностной организации: психозы, неврозы, параноидальные состояния и тому подобное.

Виды девиантного поведения

Существует много теорий по определению видов девиантного поведения. Например, Е. В. Змановская выделяет несколько видов девиантного поведения: агрессивное, суицидальное, делинквентное и аддиктивное. [1, с.54]

В понятие «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения: от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В научной литературе можно встретить множество определений понятия «агрессия». Под «агрессией» понимается физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Уилсон) [6] Другой вид девиантности – суицидальное поведение, то есть осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. [7] Делинквентное поведение – это асоциальное, противоправное поведение, которое проявляется в таких действиях, которые приносят вред обществу, угрожают жизни других людей и общему социальному порядку. [3, с.5] Под аддиктивным поведением понимают одну из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя собственное психоэмоциональное состояния путём употребления различных веществ: табака, наркотиков, психоактивных веществ, алкоголя. Сюда можно отнести компьютерную и интернет-зависимость, зависимость от видео- и азартных игр, патологическую увлечённость каким-либо видом деятельности, приводящую к полному игнорированию или усугублению имеющихся жизненных трудностей, сектантство, религиозный фанатизм и тому подобное.[8]

Таким образом, существующие виды девиантного поведения дают нам представление о тех проблемах в обществе, которые отражаются на поведении молодёжи и подростков.

Причины проявления девиантного поведения у подростков

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии, взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека.[3, с.7] 

Условно причины девиантного поведения у подростков можно разделить на две группы. В первую очередь – это внешние факторы формирования положительного отношения у подростков к различным формам девиантного поведения: фактор социально-педагогической запущенности (семейный фактор и фактор школьного образования) и фактор подростковой микросреды и её субкультуры. Наличие девиантной группы облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне не готова, обеспечивает психологическую подготовку, поддержку и поощрение в таких действиях, уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей. [9, с.127]

К внутренним факторам формирования девиантного поведения у подростков исследователи относят такие, как: потребность в престиже, в самоуважении, потребность в риске, эмоциональная неустойчивость, агрессивность, отклонения в психическом развитии, заниженная самооценка и другие. В рамках отечественных исследований проблемы девиантного поведения детей и подростков объясняются в основном двумя причинами: несовпадением требований нормы с требованиями жизни с одной стороны и несоответствием требований жизни интересам данной личности – с другой. Это вызвано противоречивостью развития общества: с одной стороны, общество ориентирует ребёнка на конформное поведение, что является условием социальной стабильности, а с другой – объективно требует от него инициативности, то есть выхода за рамки общепринятых стандартов. Поэтому социализация личности всегда включает в себя как конформное, так и неконформное поведение. [10]

Особенности проявления девиантного поведения в подростковом возрасте

Современное общество решило жить «по-другому», однако, как «по-другому», не решило, а нынешние подростки оказались включёнными в его кризис: разрушены прежние стереотипы поведения, поставлены под сомнение нормативные и ценностные ориентации, а выработка новых происходит хаотично и бессистемно. Подростки слышат от взрослых о безысходности, об отчуждении, о бесполезности существования, о том, что «умные люди никому не нужны», о том, что «успеха добиваются только те, у кого есть деньги», и так далее. Подростки знают о том, что их возраст трудный, и порой умело манипулируют этим. [7] Кризисные явления в современном российском обществе резко повысили его криминализацию и связанную с ней агрессию. Чрезмерное социальное расслоение, поразившее российское общество, включило психологические механизмы социального сравнения. Желание иметь то, что есть у других, но нет у него, приводит подростка в состояние ярости и агрессии.

Большую роль в проявлении девиантного поведения играет семья. Семья в течение долгого времени была амортизатором, в котором гасились негативные тенденции эмоционального развития. Но экономический кризис поставил семью в трудные условия. С одной стороны, в средних и бедных слоях общества родители вынуждены заниматься постоянным поиском заработка и не могут уделять детям нужного внимания. В богатых слоях общества наблюдается презрительное отношение к труду «в поте лица», к чести и достоинству личности как к абсолютным ценностям.[2, с.76]

Следовательно, нестабильность в обществе порождает нестабильность отношений между взрослыми и детьми, их взаимное отчуждение, что зачастую приводит к различным видам девиации.

Изучение особенностей проявления девиантного поведения подростков в сельском социуме

С целью изучения особенностей проявления девиантного поведения подростков в сельском социуме нами было проведено исследование среди школьников, генеральную совокупность которых составили обучающиеся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Пинежская средняя школа №117» муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Архангельской области (МБОУ «Пинежская СШ №117») и Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №11» города Архангельска (МБОУ «СШ №11») в возрасте от 13 до 17 лет (средний возраст – 15 лет). Для изучения особенностей проявления девиантного поведения подростков в сельском социуме мы сделали выборку среди обучающихся 7, 8, 9, 10 классов (всего в исследовании участвовало 149 человек: 88 девушек и 61 юноша, их родители и учителя), школьников города Архангельска той же возрастной категории (51 респондент: 27 девушек и 24 юноши). Вторую выборку составили подростки, состоящие на внутришкольном контроле и учёте (ВШК) города Архангельска (29 респондентов) и посёлка Пинега (29 респондентов).

Сравнительный анализ влияния социальной среды на проявления девиантного поведения подростков

Формирование личности подростка происходит под влиянием семьи и ближайшего окружения, а также может происходить стихийно, путём усвоения наблюдаемых стандартов поведения. Российские исследователи справедливо акцентируют своё внимание на решающей роли социальной среды, в которое включают непосредственное окружение личности, совокупность макро- и микроусловий её жизнедеятельности, межличностные отношения и контакты с другими людьми. [11, с.97]

Социологическое исследование представления проявления девиантного поведения у подростков сельской местности среди родителей и педагогов

Автором данной работы было проведено социологическое исследование среди родителей и педагогов МБОУ «Пинежская СШ №117» с целью изучения социально-психологической природы проявления девиантного поведения у подростков в сельской местности.

Родителям подростков, участвующих в исследовании, и учителям были предложены анкеты (Приложение А.1. и Приложение А.2.) на выявление знаний об отклоняющемся поведении. [12, с.87] В опросе приняли участие 86 респондентов-родителей (69 женщин и 17 мужчин) в возрасте от 35 до 52 лет: 13% – 11 респондентов имеют высшее образование, 26 – среднее специальное образование (30%) и 49 опрашиваемых получили начальное профессиональное образование, что составляет 57%. В исследовании приняли участие также 16 педагогов, из них классными руководителями обучающихся 7-10 классов являются 6 учителей.

Отвечая на вопрос анкеты, какие формы поведения можно назвать отклоняющимися, большинство родителей и учителей считают, что такие формы поведения, как побег из дома (90% родителей и 100% учителей), употребление алкоголя, пьянство (87% и 100%), воровство (87% и 100%), употребление наркотиков (86% и 100%), являются отклонением от нормы. Причем 57% матерей относят к отклоняющемуся поведению курение (39 респондентов), раннее начало половой жизни (45%), ношение вызывающей одежды (45%) и драки (38%), а 29 % отцов считают хулиганство также отклонением от нормы. Учителя выделяют раннее начало половой жизни (93%), грубость, сквернословие (81%). Примечательно, что нарушение правил поведения в школе и отрицательное отношение к учёбе большинство родителей и учителей не считают отклонением в поведении детей. (Рисунок Б.1.)

Анализируя ответы на вопросы относительно свободного времени, мы заметили некоторую взаимосвязь с уровнем образования самих родителей: лишь 19 респондентов (22%) смогли ответить на вопрос, сколько времени ребёнок предоставлен сам себе, остальные (78%) затруднились ответить на этот вопрос. Причём среди тех, кто точно знает, сколько свободного времени у ребёнка, 7 респондентов имеют высшее и 9 – среднее специальное образование (Рисунок Б.2.). Основными источниками занятости детей родители считают посещение кружков и секций (18 респондентов – 20%), просмотр телевизора (6 – 6%), увлечение компьютером (28 – 35%), а 34 респондента (39% опрошенных) – улица, встреча с друзьями (Рисунок Б.3.). При условии, когда родители уделяют работе основное внимание, не оставляя времени для общения со своими детьми, формированием несовершеннолетнего занимаются улица и его друзья, и в этом случае подросток зачастую предоставлен самому себе. В связи с этим в ходе исследования нами была выдвинута дополнительная гипотеза, что степень осведомлённости родителей о занятости детей в свободное время не зависит от уровня их образования. Для подтверждения или опровержения данной гипотезы мы применили статистическую обработку полученных в результате исследования данных с использованием рангового коэффициента корреляции r-Спирмена (Приложение В). Полученные результаты показывают, что первоначальная гипотеза (Н0) отвергается, следовательно, корреляция между рангами А и В статистически значима, то есть наша гипотеза не нашла своего подтверждения.

К основным причинам отклоняющегося поведения детей родители относят стремление ребёнка получить сильные впечатления (27 – 31%), примеры насилия и жестокости, получаемые из средств массовой информации (СМИ), (21 – 24%), стремление подростков к самостоятельности (19 – 22%), недостаточная уверенность ребёнка в себе (15 – 18%). Лишь 4 респондента (5%) отметили, что недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями, является основной причиной отклонения поведения ребёнка от нормы. Педагоги выделяют здесь неблагополучную ситуацию в семье (5 респондентов – 31%), стремление подростков к самостоятельности и независимости (4 респондента – 25%), чрезмерную занятость родителей (4 респондента – 25%), конфликты с родителями (3 – 19). (Рисунок Г.1.)

Если бы у ребёнка появились проблемы в поведении, то 35% (30 респондентов) из числа опрошенных родителей обратились бы за помощью к классному руководителю или социальному педагогу, 27% (23 респондента) справились бы самостоятельно или с помощью родственников, не привлекая к решению семейных проблем посторонних лиц, 38% (33 родителя) затруднились ответить на данный вопрос. Педагоги ОО с проблемами в воспитании обучающихся обратились бы за помощью к школьному психологу (7 респондентов – 44%) или социальному педагогу (5 – 31%), остальные справились бы с трудностями самостоятельно (4 – 25%). (Рисунок Г.2.) Наиболее эффективными мерами в работе по профилактике и коррекции девиантного поведения у подростков педагоги считают индивидуальные беседы с родителями трудных детей (100% респондентов), включение трудных детей в работу школьных кружков, секций, объединений (93%), включение детей в интересную деятельность (88%), что отражается на организации внеклассной деятельности МБОУ «Пинежская СШ №117». Здесь создан подростковый клуб «Друг», «трудные» подростки вовлечены в трудовую деятельность на базе летнего оздоровительного лагеря, созданы различные кружки и секции.

Таким образом, мы не находим существенных различий у родителей и учителей в оценке форм отклоняющегося поведения. В то же время родители не видят причины проявления отклоняющегося поведения у детей внутри семьи, а учителя, напротив, считают, что предпосылки девиантного поведения возникают в семье и для решения этих проблем необходима помощь специалистов.

Социологическое исследование среди школьников о представлении проявления девиантного поведения у подростков

Для проведения сравнительного анализа влияния социальной среды на проявления девиантного поведения подростков анкетирование (Приложение Д) было проведено среди обучающихся МБОУ «СШ №11» г. Архангельска и МБОУ «Пинежская СШ №117» пос. Пинега Архангельской области.

Отвечая на вопрос анкеты, какие формы поведения можно назвать отклоняющимися, городские подростки выделяют употребление алкоголя (84% респондентов), воровство (96%), употребление наркотиков (100%). Следует отметить, что раннее начало половой жизни выделяют преимущественно девушки (55%), а юноши относят к отклоняющемуся поведению хулиганство (41%). Рассматривая ответы сельских подростков, мы можем сказать, что большинство выделяют нарушение правил поведения в школе (95%), побеги из дома (91%), воровство (95%), употребление наркотиков (82%). Большинство сельских девушек, как и городских, относят к отклоняющемуся поведению раннее начало половой жизни (44%), а юноши выделяют грубость, сквернословие (37%), употребление алкоголя (26%), курение (25%). (Рисунок Е.1.)

К основным причинам отклоняющегося поведения детей городские школьники относят в первую очередь взаимоотношения в семье: неблагополучная ситуация (75%), непонимание взрослыми (88%), стрессовые жизненные ситуации (73%), конфликты с родителями (69%), а также стремление к самостоятельности и независимости (80%). Сельские подростки считают, что основной причиной отклонения в поведении детей является стремление получить сильные впечатления (32%), и только потом – взаимоотношения со взрослыми: неблагополучная ситуация в семье (21%), недостаток знаний родителей (19%), непонимание взрослыми трудностей детей (19%). (Рисунок Е.2.) Анализируя ответы на данный вопрос, мы пришли к выводу, что городские подростки больше переживают из-за отношений с родителями, чем сельские школьники. При этом большинство сельских и городских подростков считают, что при решении таких проблем, как побеги из дома (73% городских и 93% сельских респондентов), хулиганство (96% – 96%), воровство (98% – 99%), употребление наркотиков (все респонденты), требуется помощь взрослых. Причём сельские подростки выделяют также употребление алкоголя (84%). В то же время большинство школьников предпочитают решать проблемы самостоятельно (32% сельских и 88% городских подростков) или затрудняются ответить на подобный вопрос (остальные респонденты). (Рисунок Е.3.)

Следовательно, мы определили, что существуют средовые различия в представлениях подростков о проявлении девиантного поведения. Особенностью сельских школьников является то, что они выделяют отклонениями от нормы те формы поведения, которые обусловлены понятием «быть на виду», то есть так называемой, пространственной замкнутостью: побег из дома, нарушение правил поведения в школе.

Таким образом, приобретая в семье первые представления об окружающем его мире, начинается социализация ребёнка и формируются его потребности. В процессе исследования мы выявили, что основными причинами, влияющими на отклонения в поведении подростков, являются непонимание взрослыми трудностей детей, вследствие чего возникают конфликты с родителями, а также стремление подростков к самостоятельности. Большинство подростков, как и многие родители, не связывают проблемы во взаимоотношениях с недостатком знаний, не знают, к кому можно обратиться в таких случаях, или не испытывают доверия к специалистам.

Сравнительный анализ проявления девиантного поведения у городских и сельских подростков

Юность – период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений, поэтому здесь большое значение имеет школа, то есть то, как она обеспечивает, облегчает или обучает принятию таких решений. Отклонение в поведении подростков обусловлено влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности несовершеннолетнего. Для трудновоспитуемых подростков характерно отрицательное отношение к учёбе, преобладание мотивов принуждения, что усугубляет конфликтные отношения с классом и педагогами, порождая в поведении явление негативизма и бравады. Поэтому в подавляющем большинстве правонарушителями становятся те, кто не сумел найти своё место в школьном коллективе в связи с отрицательным отношением к ним. Для выявления социально-психологической природы девиантного поведения личности мы использовали следующие методики: оценка мотивации к курению (тест ОМК), мотивация потребления алкоголя (тест МПА), тест школьной тревожности Филлипса, непараметрический метод сравнения двух независимых выборок с применением критерия U-Манна-Уитни для второй выборки подростков, состоящих на ВШК.

Сравнивая полученные результаты, мы можем сказать: при исследовании личностной сферы городских и сельских подростков было обнаружено, что городские подростки являются более ригидными (для 66% обследуемых городских подростков характерна повышенная боязливость, в то время как у сельских школьников эта цифра составляет 24%). В отношении направленности личности для 62% обучающихся городской школы характерна застенчивость, а у 55% возможна намеренная изоляция, в то время как у сельских подростков намеренная изоляция составляет всего 5% от числа опрошенных. У 72% респондентов ярко выражен страх не соответствовать ожиданиям окружающих, в то время как у сельских подростков эта цифра составляет 38%. Сельские подростки являются более агрессивными и тревожными (наблюдается повышенная тревожность у 35% сельских школьников, а у 3% - высокая). В отношении проблем и страхов во взаимодействии с учителями в школе повышенная тревожность наблюдается у 59% обучающихся сельской школы, что можно опять же связать с понятием «быть на виду», то есть так называемой, пространственной замкнутостью, когда большое влияние на подростка оказывает общественное мнение. Поэтому тревожность сельских подростков выражается также в страхе самовыражения (59%) и в необходимости достижения успеха (у 19 респондентов – 66%). Из этого следует, что подростки в сельском социуме не отличаются прогнозированием, больше считаются с мнением окружающих, в проблемных ситуациях их поведение более импульсивно, но при этом они отрицают помощь со стороны взрослых. (Рисунок Ж.1.)

Анализируя результаты теста оценки мотивации к курению (ОМК), мы пришли к выводу, что и городские (28%), и сельские (31%) подростки курят для снятия тревожности. От курения они получают расслабляющий (14% –28%), стимулирующий (17% – 28%) эффекты, что является более выраженным у сельских подростков. Особенностью мотивов курения сельских подростков является то, что для некоторых школьников важно не удовольствие, получаемое от курения, а сам ритуал курения, те действия и манипуляции с объектами, которые сопровождают процесс курения (21%). Следует отметить, что для 14% сельских и 24% обучающихся городских школ курение является привычкой и психологической зависимостью. (Рисунок Ж.2.)

Изучая результаты теста мотивации потребления алкоголя (МПА, автор В.Ю. Завьялов), мы можем констатировать, что употребление алкоголя городскими подростками обусловлено мотивами псевдокультурного типа (62% респондентов), свидетельствующего о стремлении человека приспособить свой личный опыт к «алкогольным ценностям» социальной микросреды, мотивами нейтрализации переживаний (79%), а также мотивами самоповреждения (48%), то есть стремление пить назло себе и другим в качестве протеста. Рассматривая ответы сельских подростков, мы пришли к выводу, что мотивами приобщения к спиртному у школьников являются традиционные (66% респондентов) и субмиссивные (79%), что не характерно для городских школьников. Также употребление спиртных напитков сельскими подростками обусловлено мотивами стремления получить психологическое и физическое удовлетворение от действия алкоголя (83%) и гиперактивизации поведения (48%). (Рисунок Ж.3.) Анализируя графическое выражение ответов респондентов по каждой шкале, мы предположили, что суммарная оценка цифрового выражения общего мотивационного напряжения в поисках алкоголя у подростков в сельской местности выше, чем у их городских сверстников. Применив непараметрический метод сравнения двух независимых выборок с использованием критерия U-Манна-Уитни, мы получили UЭмп = 413.5, которое находится в зоне незначимости, то есть наша гипотеза (H0) находит своё подтверждение. (Приложение И) Отсюда, основными мотивами приобщения к спиртному подростков сельского социума являются традиционные и субмиссивные, соблюдение которых служит средством включения в референтную группу: подростки и юноши входят в компанию не для того, чтобы пить, а пьют для того, чтобы быть в компании, а также для получения психологического и физического удовлетворения.

Школа для сельского подростка является практически единственным источником его внеурочной занятости. В летний период, когда педагоги не занимаются дополнительным образованием, ребёнок предоставлен самому себе, что усугубляется увеличением продолжительности светового дня в условиях приарктических территорий и продолжительностью нахождения его на улице на 1 час больше. [13] Данный фактор увеличивает проявление аддиктивного поведения у подростков в сельском социуме. Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего взаимообусловлено влиянием факторов внешней среды и индивидуальными особенностями личности подростка, обусловливающими индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи». В связи с тем, что подростки в сельском социуме обладают большой социальной свободой, то есть на улице им просто нечего делать, они склонны к проявлению аддиктивного поведения, ориентируясь на традиции своей микросоциальной среды.

Заключение

Понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчёта, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.[11, с.97]

Мы предположили, что существуют средовые особенности в проявлении девиантного поведения у подростков, проживающих в сельском социуме. Данная гипотеза нашла своё подтверждение полученными результатами: сельские подростки склонны к аддиктивному и агрессивному поведению. К проявлению отклоняющегося поведения у них приводят обладание большей социальной свободой, невысокая занятость во внеурочное время, недостаток внимания со стороны родителей (в связи со сложной экономической ситуацией в посёлке многие родители работают вахтовым методом, выезжая в город на заработки). Мы также предположили: данные проявления усугубляются тем, что исследуемые подростки проживают в сельском социуме в условиях приарктических территорий Русского Севера. Данная гипотеза нашла своё частичное подтверждение: социальная свобода подростков зависит от длительности светового дня (увеличение за счёт так называемых «белых ночей» и сокращение в осенне-зимний период), отдалённости населённых пунктов друг от друга. В ходе исследования нами была выдвинута дополнительная гипотеза, которая не нашла своего подтверждения, и мы можем сделать вывод, что степень осведомлённости родителей о занятости детей в свободное время зависит от уровня их образования.

Таким образом, важнейшими условиями формирования личности «трудного» подростка в сельском социуме в большинстве случаев являются: 1) отрицательные семейные условия (отсутствие нормальной среды в семье и искажение нравственной атмосферы внутри семьи); 2) частичная занятость во внеурочное время или её отсутствие; 3) влияние микросоциума, что усиливается пространственной замкнутостью и отдалённостью населённых пунктов друг от друга.

Список используемых источников

Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 237 с.

Петрушин, В.И.Проблемные дети (девианты и акцентуанты с аномалиями в поведении)/ В.И. Петрушин// Классный руководитель. – 2015. - №4. – С.61-82.

Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1997. 376 – с.: ил. («Педагогика, психология, медицина»)

Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 4-е издание, стереотип. – СПб.: Речь, 2012.–392 с.

Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 432 с.

Уилсон Р.А. Психология эволюции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aquarun.ru/psih/agr/agr2.html (дата обращения: 11.10.2017)

Каршибаева Г. А. Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте//Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 663-665. — URL https://moluch.ru/archive/87/16634/ (дата обращения: 15.10.2017)

Максс В. А. Компьютерная зависимость у подростков // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 272-274. — URL https://moluch.ru/archive/66/10992/ (дата обращения: 18.12.2017).

Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 336 с.

Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы. //Социально-политический журнал. – 2000. - №2. – С.65-72

Психология и современный мир: материалы IX Международных Ломоносовских научных чтений/ сост. и отв. ред. Е.В. Васильева; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: Поморский университет, 2007. – 140 с.

Технология работы классного руководителя с детьми и подростками, склонными к девиантному поведению. Научно-методические рекомендации// Под общ.ред. Н.Г. Миловановой/ – Тюмень: ТОГИРРО. 2007. - 112 с.

Закон Архангельской области от 15.12.2009 №113-9-ОЗ «Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области» (принят Архангельским областным Собранием депутатов 09.12.2009)[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://29.мвд.рф/(дата обращения: 17.12.2017).

Приложение А

Анкета

Анкета для родителей

Уважаемые родители!Убедительно просим Вас ответить на вопросы этой анкеты. Вы, вероятно, знаете, что динамик детской преступности изменяется быстрее преступности взрослых, дети быстрее реагируют на все пороки взрослого общества. Плохо, когда мы пытаемся поправить то, что уже произошло. Гораздо лучше – постараться предупредить несчастье, которое может коснуться и наших детей. Ваши ответы помогут не только объективно судить о состоянии данной проблемы в обществе, но и сделать жизнь ваших детей, а значит и вашу, более безопасной и счастливой.

Заранее благодарим вас за внимание и участие.

1. Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы?

1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий);

2) побеги из дома;

3) грубость, сквернословие;

4) употребление алкоголя, пьянство;

5) курение;

6) раннее начало половой жизни;

7) хулиганство;

8) унижение других;

9) воровство;

10) неподчинение, критика взрослых;

11) ношение «вызывающей» одежды;

12) отрицательное отношение к учебе;

13) драки, нанесение телесных повреждений;

14) употребление наркотиков;

15) что-то еще __________________________________________________

2. Какие из них вы считаете наиболее распространенными среди сверстников ваших детей или вашего ребенка (перечислите, пожалуйста, соответствующие номера ответов из первого вопроса)? ________________

3. Сколько примерно времени в день ваш ребенок (или ваши дети) представлен самому себе?

1) не более 1 часа;

2) 2-3- часа;

3) 4-5 часов;

4) 6-8 часов;

5) более 8 часов;

6) затрудняюсь ответить.

4. Что обычно делает ваш ребенок в свободное от учебы время? ________

5. Что, с вашей точки зрения, является основными причинами отклоняющегося от нормы поведения?

1). Стремление получить сильные впечатления.

2). Заболевания ребенка

3). Повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя.

4). Неблагополучная ситуация в семье.

5). Стремление к самостоятельности, независимости.

6). Недостаток знаний родителей.

7). Отставание в учебе.

8). Пренебрежение со стороны сверстников.

9). Непонимание взрослыми трудностей детей.

10). Недостаточная уверенность ребенка в себе.

11). Отрицательная оценка взрослыми способностей детей.

12). Стрессовые жизненные ситуации.

13). Напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей и т.д.).

14). Примеры насилия, жесткости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации.

15). Чрезмерная занятость родителей.

16). Конфликты с родителями.

17). Что-то другое ______________________________________________

6. К кому из специалистов вы обратились бы первую очередь за помощью, если бы у Вашего ребенка появились проблемы в поведении?

1). Классному руководителю.

2). Школьному психологу.

3). Социальному педагогу.

4). Психотерапевту.

5). Инспектору по делам несовершеннолетних.

6). Педиатру.

7). Справились бы самостоятельно.

8). К кому-то еще _______________________________________________

9). Затрудняюсь ответить.

7. Возникают ли у вас опасения, что ваш ребенок может попасть в трудную компанию?

1) да;

2) нет;

3) затрудняюсь ответить.

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

Ваш возраст __________________________________________________

Образование __________________________________________________

Анкета для педагогов и классных руководителей

Уважаемые педагоги! Просим Вас приять участие в анонимном исследовании, посвященном изучению подростков с отклоняющимся от нормы поведением. Вашему вниманию предлагается ряд вопросов, в некоторых из них заранее даны варианты ответов. Номера тех, которые в наибольшей степени отражают ваше мнение, занесите в таблицу ответов. В других вопросах предлагается оценить каждый ответ по шестибалльной системе. Вашу оценку занесите в таблицу. Заполните, пожалуйста, некоторые данные о себе.

1. Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы?

1.1. Нарушение правил поведения в школе.

1.8. Унижение других.

1.2. Побеги из дома.

1.9. Воровство.

1.3. Грубость, сквернословие.

1.10. Неподчинение, критика взрослых.

1.4. Употребление алкоголя, пьянство.

1.11. Ношение «вызывающей» одежды, причесок.

1.5. Курение.

1.12. Отрицательное отношение к учебе.

1.6. Раннее начало половой жизни.

1.13. Драки, нанесение телесных повреждений.

1.7. Хулиганство.

1.14. Употребление наркотиков.

2. Оцените, насколько эти формы поведения распространены в той группе детей, с которыми вам приходится работать, по шестибалльной шкале:

0 – совсем не встречаются; 3 – встречаются иногда

1 – встречаются очень редко; 4 – встречаются часто

2 - встречаются редко; 5- встречаются очень часто

2.1. Нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы).

2.8. Унижение других

2.2. Побеги из дома

2.9. Воровство

2.3. Грубость, сквернословие

2.10. Неподчинение, критика взрослых

2.4. Употребление алкоголя, пьянство

2.11. Ношение «вызывающе» одежды

2.5. Курение

2.12. Отрицательное отношение к учебе

2.6. Раннее начало половой жизни

2.13. Драки, нанесение телесных повреждений

2.7. Хулиганство

2.14. Употребление наркотиков

3. С какими группами детей с отклоняющимся от нормы поведением вы испытываете наибольшие трудности в работе?

4. Какие виды отклонений в поведении детей подростков (исходя из вашего личного опыта) имеют тенденцию к росту?

5. Оцените по шестибалльной системе роль различных причин появления негативных отклонений в поведении детей и подростков.

5.1. Стремление получить сильные впечатления

5.14. Примеры насилия, жесткости, безнаказанности, получаемые через СМИ

5.2. Заболевания ребенка

5.15. Чрезмерная занятость родителей

5.3. Повышенная возбудимость детей

5.16. Конфликты с родителями

5.4. Неблагополучная ситуация в семье

5.17. Обилие запретов со стороны родителей

5.5. Стремление к самостоятельности

5.18. Постоянные нарекания, рань в семье

5.6. Недостаток педагогических знаний родителей

5.19. Слабость интеллектуальной сферы ребенка

5.7. Отставание в учебе

5.20. Повышенная коммуникативность детей

5.8. Пренебрежение со стороны сверстников

5.21. Низкий уровень эмоционально-волевого контроля у детей

5.9. Непонимание взрослыми трудностей детей

5.22. Излишний контроль, авторитарный стиль

родителей (педагогов)

5.10. Недостаточная уверенность ребенка

5.23. Одиночество, непонятность другими

5.11. Отрицательная оценка взрослыми способностей детей

5.24. Неспособность детей сопротивляться вредным влияниям

5.12. Стрессовые жизненные ситуации

5.25. Генетическая предрасположенность

5.13. Напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица и т.д.)

5.26. Неравномерность психофизиологического

развития и полового созревания

6. Какие меры профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков вы используете чаще всего в своей работе?

6.1. Разработка индивидуальных программ развития и воспитания

6.5. Проведение родительских собраний, посвященных проблеме девиантного поведения

6.2. Включение трудных детей в работу школьных кружков, секций, объединений

6.6. Обучение трудных детей по индивидуальным планам (сколько человек)

6.3. Включение детей в интересную, напряженную деятельность

6.7. Проведение классных часов, посвященных проблемам отклоняющегося от нормы поведения

6.4. Посещение семьи, где воспитываются трудные дети

6.8. Индивидуальные беседы с родителями трудных детей

7. Какие из используемых вами мер по профилактике являются наиболее эффективными с вашей точки зрения?

8. Какие цели вы ставите при организации профилактико-коррекционной работы?

9. К каком из специалистов вы обратились бы за помощью, если бы у вас возникли трудности в работе с девиантными детьми?

9.1. Классному руководителю.

9.5. Инспектору по делам несовершеннолетних.

9.2. Школьному психологу.

9.6. Педиатру.

9.3. Социальному педагогу.

9.7. Справились бы самостоятельно.

9.4. Психотерапевту.

9.8. К кому-то еще

10. На какие «сильные стороны» детей и подростков, имеющих отклонения в поведении, вы посоветовали бы опираться при организации воспитательной работы?

10.1. Активность.

10.5. Самостоятельность.

10.2. Независимость.

10.6. Смелость.

10.3. Упорство.

10.7. Опыт встречи с жизненными трудностями.

10.4. Разнообразие интересов.

10.8. Нестандартность.

11. Что обычно является результатом вашей работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков?

12. Сколько детей в тех классах, в которых работаете, вы отнесли бы к категории трудных?

Ваш возраст

А) 20-30 лет; Б) 30-40 лет; В) 40-50 лет

Г) 50 и старше

Педагогический стаж

А) 0-5 лет; Б) 5-10 лет; В) 10-20 лет; Г) 20 и более

СПАСИБО!

Приложение Б

Исследование представления проявления девиантного поведения

у подростков сельской местности среди родителей и педагогов

Рисунок 2. Взаимосвязь уровня образования родителей и их знаний о занятости детей в свободное время.

Рисунок 3. Основные источники занятости детей по мнению родителей (в %)

Приложение В

Ранговая корреляция (коэффициент r-Спирмена)

1) Ранжирование значений: А (осведомлённость родителей занятости детей в свободное время) и В (уровень образования родителей). Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;

2) Произведён подсчёт разности между рангами А и В (колонка d);

3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);

4) Подсчитана сумма квадратов;

5) Произведён расчёт коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:

6) Определены критические значения.

Результат: rs = 0.656

 

Критические значения для N = 86 (количество респондентов-родителей)

N

p

0.05

0.01

86

0.22

0.28

Ответ: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.

Приложение Г

Основные причины проявления девиантного поведения и возможность его коррекции

Рисунок 1. Основные причины отклоняющегося поведения подростков (в %)

Рисунок 2. Обратились бы за помощью в решении проблем во взаимоотношениях с подростками (в %)

Приложение Д

Анкета для школьников

Дорогой друг!

Ты знаешь, что в современном мире существует много проблем – таких, как пьянство, наркомания, преступность и др. К сожалению, они касаются не только взрослых, но и молодежи. Если мы не будем стремиться справиться с ними, наша жизнь не изменится к лучшему, не станет безопаснее. Для того, чтобы предотвратить распространение этих проблем, нам и нужна твоя помощь. Мы просим тебя искренне и правдиво ответить на вопросы этой анкеты. Пожалуйста, прочитай вопросы и предлагаемые к ним ответы. Выбрав один или несколько вариантов ответа, которые тебе больше подходят, обведи цифру, стоящую рядом с ними, или впиши свой вариант ответа в свободную строчку.

Заранее благодарим тебя за внимание и участие.

1.Какие бы формы поведения ты бы назвал отклоняющимися от нормы?

1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий);

8) унижение других;

2) побеги из дома;

9) воровство;

3) грубость, сквернословие;

10) неподчинение, критика взрослых;

4) употребление алкоголя, пьянство;

11) ношение «вызывающей» одежды;

5) курение;

12) отрицательное отношение к учебе;

6) раннее начало половой жизни;

13) драки, нанесение телесных повреждений;

7) хулиганство;

14) употребление наркотиков;

15) что-то еще __________________________________________________

2. Какие из этих видов поведения преобладают у твоих сверстников?

1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий);

8) унижение других;

2) побеги из дома;

9) воровство;

3) грубость, сквернословие;

10) неподчинение, критика взрослых;

4) употребление алкоголя, пьянство;

11) ношение «вызывающей» одежды;

5) курение;

12) отрицательное отношение к учебе;

6) раннее начало половой жизни;

13) драки, нанесение телесных повреждений;

7) хулиганство;

14) употребление наркотиков;

15) что-то еще __________________________________________________

3. На чем преимущественно основывается твое мнение по первым двум вопросам?

1) собственные наблюдения;

4) мнение учителей;

2) сообщение средств массовой информации;

5) мнение ваших друзей;

3) мнение родителей;

6) что-то еще

4. Почему, по твоему мнению, молодежь совершает те поступки, которые считаются отклоняющимися от нормы?

1). Стремление получить сильные впечатления.

9). Непонимание взрослыми трудностей детей.

2). Заболевания ребенка

10). Недостаточная уверенность ребенка в себе.

3). Повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя.

11). Отрицательная оценка взрослыми способностей детей.

4). Неблагополучная ситуация в семье.

12). Стрессовые жизненные ситуации.

5). Стремление к самостоятельности, независимости.

13). Напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей и т.д.).

6). Недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями.

14). Примеры насилия, жесткости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации.

7). Отставание в учебе.

15). Чрезмерная занятость родителей.

8). Пренебрежение со стороны сверстников.

16). Конфликты с родителями.

5. Если бы у тебя возникли проблемы, с которыми самим не справиться, к кому бы ты обратился за помощью, советом?

1). Классному руководителю.

5). Инспектору по делам несовершеннолетних.

2). Школьному психологу.

6). Педиатру.

3). Социальному педагогу.

7). Справились бы самостоятельно.

4). Психотерапевту.

8). Затрудняюсь ответить.

6. Если за помощью обратились бы к тебе, чем ты смог бы помочь?

7. Какие виды отклоняющегося от нормы поведения, с твоей точки зрения, требуют вмешательства взрослых?

1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий);

8) унижение других;

2) побеги из дома;

9) воровство;

3) грубость, сквернословие;

10) неподчинение, критика взрослых;

4) употребление алкоголя, пьянство;

11) ношение «вызывающей» одежды;

5) курение;

12) отрицательное отношение к учебе;

6) раннее начало половой жизни;

13) драки, нанесение телесных повреждений;

7) хулиганство;

14) употребление наркотиков;

8. Как ты считаешь, к каким последствиям может привести отклоняющееся от общепринятых норм поведения?

Сообщи, пожалуйста, некоторые сведения о себе: Пол_____ Возраст ______

Приложение Е

Сравнительный анализ влияния социальной среды на проявления девиантного поведения

Рисунок 1. Отклоняющиеся формы поведения по мнению подростков (в %)

Рисунок 2. Причины отклоняющегося поведения (в %)

Рисунок 3. Обратились бы за помощью в трудной жизненной ситуации (в %)

Приложение Ж

Сравнительный анализ проявления девиантного поведения

у городских и сельских подростков

Рисунок 1. Сравнительные результаты теста школьной тревожности Филлипса (в %)

Рисунок 2. Сравнительные результаты оценки мотивации к курению (в %)

Рисунок 3. Сравнительные результаты мотивации потребления алкоголя (в %)

Приложение И

Расчёт по критерию U – Манна-Уитни

Результат: UЭмп = 413.5

Критические значения

U Критические

   

270

314

Ось значимости

 

U0,05

U0,01

 

Зона значимости

Зона незначимости

?

270 314

Полученное эмпирическоезначение Uэмп(413.5) находится в зоне незначимости.

Просмотров работы: 39