Под Счетной палатой Российской Федерации понимают постоянно действующий орган независимого от государственного финансового контроля (аудита) [1]. В своей деятельности она руководствуется Конституцией Российской Федерации и соответствующим Федеральным законом [2].Согласно Конституции РФ Счетная палата:
осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;
поддерживает прозрачность использования бюджетных средств за счет участия в осуществлении функции парламентского контроля;
стимулирует развитие внутреннего аудита госорганов;
ведет общественный контроль над распоряжением государственными ресурсами;
способствует повышению направленности деятельности органов власти на общественные интересы и обеспечивает конституционное право граждан на участие в управлении делами государства [5].
Работа Счетной палаты заключается в консолидации ресурсов и общих сил для эффективной реализации приоритетов развития страны.
Деятельность Счетной палаты тесно связана с деятельностью Государственной Думы, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, со структурами общественного контроля и гражданского общества, а также с правоохранительными органами РФ.
Стратегия развития Счетной палаты определена до 2024 годов и основывается на накопленном опыте и традициях, лежащих в основе ее ежедневной деятельности. Данная стратегия направлена на постановку приоритетных направлений развития для реализации новых задач.
Миссия Счетной палаты – содействовать справедливому и ответственному государственному управлению как необходимому условию устойчивого развития российского общества и достойной жизни человека.
Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты. На рисунке 1 схематично представлена организационно-техническая структура Счетной палаты РФ.
Рисунок 1 – Организационно-техническая структура Счетной палаты РФ
Счетная палата самостоятельно осуществляет свою деятельность, обладая функциональной и финансовой независимостью. К главным задачам Счетной палаты относят:
организацию и осуществление контроля за правильным и эффективным использованием средств федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;
соответствие нормативным правовым актам РФ и эффективность порядка формирования, распоряжения и управления федеральными и иными ресурсами в пределах полномочий Счетной палаты;
аудит результативности и реализуемости достижения стратегических целей социально-экономического развития РФ;
оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты;
проведение анализа нарушений и выявленных недостатков в процессе формирования, распоряжения и управления федеральными и иными ресурсами, разработка предложений по их предотвращению, а также по модернизации бюджетного процесса в целом в пределах компетенции Счетной палаты;
определение подлинности бюджетной отчетности главных администраторов и годового отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
разработка в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции;
контроль за движением и законностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных кредитных организациях.
Деятельность Счетной палаты можно разделить на три вида (рисунок 2).
Рисунок 2 – Виды деятельности Счетной палаты
Контрольно-ревизионная деятельность представляет собой организацию ревизий и проверок различных статей бюджета, государственных учреждений и фондов. Согласно данным Портала государственного и финансового аудита была составлена таблица 1 о выявленных нарушениях в результате проведения контрольных проверок с 2015 по 2017 годы [6].
Таблица 1 – Выявленные нарушения в результате проверок Счетной палатой РФ за 2015-2017 годы
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|
Количество объектов |
515 |
519 |
522 |
Суммы выявленных нарушений, млрд. руб. |
515,75 |
959,11 |
1830,65 |
Количество выявленных нарушений, ед. |
3900 |
3862 |
6496 |
Экспертно-аналитическая деятельность подразумевает экспертизу проектов федерального бюджета и федеральных программ, анализ выявленных различных нарушений и отклонений при расходе средств федерального бюджета. На основе данных Единого Портала Бюджетной Системы РФ была составлена динамика планируемых доходов и расходов федерального бюджета РФ (рисунок 3) [3].
Информационная - составление и публикация различной отчетной документации.
В случае выявления правонарушений в результате проведения проверок, Счетная палата передает необходимые документы в правоохранительные органы.
Ежегодно Счетная палата представляет отчет о проделанной работе в Совет Федерации и Государственную Думу. Кроме этого, каждый квартал палата должна уведомить Правительство РФ о процессе выполнения программ федерального бюджета.
За свою двадцатилетнюю историю Счетной палатой Российской Федерации было проведено более 9 000 ревизий и проверок, в результате которых были выявлены нарушения на сумму более 4.5 трлн. рублей. По материалам, предоставленным в правоохранительные органы, было заведено более 1 700 уголовных дел.
Рисунок 3 – Динамика планируемых доходов и расходов федерального бюджета за 2015-2017 годы, млрд. руб.
За последние несколько лет значительно повысилась роль информационных технологий в деятельности Счетной палаты. Основными достижениями в этой области стала разработка и внедрение крупных информационных систем, направленных на повышение эффективности государственного финансового аудита и контроля:
Информационно-аналитическая система удаленного проведения внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты (ИАС УВГА) [4].
ИАС УВГА была создана Счетной палатой в 2015 году для проведения экспертных и контрольных действий без выезда на объект контроля и аудита. Этот автоматизированный информационный продукт имеет доступ к информационным системам федеральных органов исполнительной власти и может обрабатывать их данные при проведении проверок.
ИАС УВГА предоставляет возможность получать всю необходимую информацию, в том числе первичные документы по объектам проверок в онлайн режиме, автоматизировано выявлять нарушения без выезда на объект проверки.
В настоящее время активно развивается портал государственного и муниципального финансового аудита, на котором в открытом доступе находятся все отчеты и результаты проверок [6].
В эксплуатацию Портал был введен в 2016 г. Он представляет собой аналитическую систему для размещения информации с предоставлением пользователям возможности формирования информации в различных аналитических разрезах.
К 2017 году к работе в информационной системе было подключены 379 органов государственного и муниципального финансового контроля в лице региональных управлений Федерального казначейства, а также значительная часть контрольно-счетных органов регионов.
Данная информационная система обеспечивает автоматизацию планирования и учета результатов проведения государственного аудита, а также мер, принимаемых проверяемыми ведомствами по устранению выявленных нарушений.
Портал Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации [7].
Интернет-портал является единым источником информации о деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ, Совета контрольно-счетных органов и Союза муниципальных контрольно-счетных органов в целях повышения эффективности осуществления внешнего государственного (муниципального) финансового аудита (контроля).
Автоматизированная информационная система «Единая проектная среда», предназначенная для организации электронного документооборота в рамках реализации полномочий по осуществлению внешнего государственного аудита (контроля).
Список литературы:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
Единый портал бюджетной системы Российской Федерации // Режим доступа: http://budget.gov.ru/
Информационно-аналитическая система удаленного проведения внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты Российской Федерации // Режим доступа: http://www.nfap.minsvyaz.ru/
Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации // Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/
Портал государственного и муниципального финансового аудита // Режим доступа: https://portal.audit.gov.ru/
Портал Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации // Режим доступа: https://portalkso.ru/