Формирование предпринимательской компетенции через погружение обучающихся в некомфортную среду как метод активизации процесса обучения - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Формирование предпринимательской компетенции через погружение обучающихся в некомфортную среду как метод активизации процесса обучения

Демьянова М.В. 1
1ГАПОУ ТО Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный процесс обучения требует особой активизации обучающихся, так как инновационное развитие страны формирует запрос на создание интеллектуального и компетентностного потенциала нации, в том числе от системы среднего профессионального образования.

Появление списка наиболее востребованных профессий, актуализация образовательных стандартов, реализация программ сетевого взаимодействия и сотрудничества с бизнес-сообществом – ключевые направления осмысления и внедрения новых механизмов функционирования системы образования в целом и роли в них каждого учебного занятия как первичного и важнейшего звена.

Адаптированный к сегодняшним реалиям перечень компетенций приводит к необходимости формирования образовательной модели в системе СПО как открытой. Компетентностная модель выпускника требованием времени определяет необходимость максимальной вовлеченности в образовательную деятельность внешних участников. В этом смысле, процесс обучения должен остаться системным, непрерывным, но стать расширенным по количеству участников.

Так, в формирование предпринимательской компетенции ОК 11, в рамках реализации образовательной деятельности по стандартам ТОП-50, вовлечены не только обучающийся и педагог-тьютор, но и бизнес-тренеры, ментор. Педагог–тьютор - организует аудиторную и внеаудиторную работу обучающегося с привлечением бизнес-тренеров и ментора. Ментор – успешный представитель бизнес-сообщества, заинтересованный в формировании бизнес-компетенций у обучающихся, с целью их трудоустройства или организации самозанятости. Бизнес-тренер – представитель бизнес-сообщества, компетентный специалист в определенной области, транслирующий свой профессиональный опыт группе обучающихся.

Механизм взаимодействия участников образовательного процесса таков: закрепленный за группой педагог-тьютор, в соответствии со специальностью/ профессией получаемой обучающимися, рекомендует ментора для работы с учебной группой. Определяются ключевые точки для взаимодействия группы, ментора и педагога, например, контрольные точки. В процессе взаимодействия ментора с учебной группой определяются обучающиеся, имеющие желание, склонности/ способности к организации самозанятости. С этими обучающимися ведется дополнительная работа ментора, бизнес-тренеров и педагога-тьютора. К организации самостоятельной работы обучающихся привлекаются бизнес-тренеры, компетентные в той или иной области, предусмотренной программой курса. С ментором и бизнес-тренерами должны быть заключены соглашения о сотрудничестве с указанием зон ответственности и форм проведения аудиторных и внеаудиторных занятий для планирования результативности взаимодействия.

Рис.1 Примерная схема открытой образовательной модели формирования ОК11

Формирование профессиональных навыков и умений в системе среднего профессионального образования невозможно без полного погружения обучающихся в деятельностные профессиональные игры как в аудиторной, так и в самостоятельной работе. К примеру, реализация инвариантного курса «Основы предпринимательской деятельности» («Расширяем горизонты. рrofilUM»), инициированного департаментом образования и науки Тюменской области, включает 22 часа самостоятельной работы, организованной при взаимодействии с бизнес-средой региона. Такие формы организации занятий не должны быть веселой затеей, превращающей урок в развлекательное мероприятие, так как это будет способствовать неверному восприятию будущей профессии.

Некомфортная педагогическая среда – это такая система специально созданных управляемых условий обучения, в которой студент изначально находится в ситуации нехватки информации, что побуждает его к активизации деятельности, и получает/находит/создает/восполняет её, усваивая до объема, необходимого для выполнения задания.

Во-первых, обучающиеся должны осознавать уже в процессе подготовки с какими сложностями им придется сталкиваться в своей профессиональной деятельности. Во-вторых, погружение в некомфортную среду легко позволяет проживать профессиональные ошибки. Мы, к сожалению, не всегда готовы учиться на ошибках других, а свои собственные ошибки могут обойтись слишком дорого. В-третьих, обучающиеся не всегда осознают значение того материала, который получают в процессе обучения.

Вовлечение спикеров и менторов в учебную деятельность позволяет максимально приближено к реальности сымитировать профессиональную проблему и создать непривычную для ребят ситуацию. Максимальный эффект достигается при ограничении во времени процесса разрешения той или иной проблемной ситуации, разрешение которой возможно только с применением определенных знаний.

Планирование внеаудиторного занятия в такой форме может иметь следующий алгоритм:

Подбор проблемной ситуации по теме занятия.

Например, тема внеаудиторного занятия «Crash test бизнес идеи – бизнес-игра» (банк выдает кредит успешному проекту). Проблема: презентация собственной бизнес-идеи различным стейкхолдерам.

Подготовка краткой инструкции для выполнения задания. Устно необходимо проговорить о том, что при возникновении вопросов необходимо обращаться к педагогу или спикеру.

Подготовка информации, необходимой для выполнения задания.

У студентов, для выполнения задания должна возникать потребность в дополнительной информации, которую спикер должен выдавать по запросу, либо при возникновении ситуации, которую студенты считают неразрешимой.

В этом случае спикер задает наводящие вопросы так, чтобы студенты поняли какая именно информация им необходима для выполнения задания.

Заранее распределить роли между студентами, либо дать возможность им самим это делать, а в случае ошибки произвести замены. Но это значительно увеличит продолжительность занятия и усилит ситуацию некомфорта, что не всегда оправдано.

Планировать и мониторить степень дискомфорта на занятии.

Здесь необходимо быть готовым к следующему:

- чем меньше у студентов информации, тем выше дискомфорт;

- чем ниже способности обучающихся, тем выше вероятность невыполнения или отказа от выполнения студентами задания;

- чем выше степень дискомфорта, тем больше вероятность понижения авторитета педагога при невыполнении задания;

- чем подробнее педагог или спикер объяснит необходимость такой работы студентам после ее завершения, тем выше учебная мотивация при выполнении следующего подобного задания.

6. Подготовиться к возникновению конфликтных ситуаций и невыполнению студентами задания.

При получении негативного опыта необходимо провести «работу над ошибками», когда на этапе релаксации, обучающиеся смогут понять причины своей неудачи и узнать/предложить варианты того выполнения, которое приведет к заведомой цели.

Главное при этом – сформированные партнерские отношения со студентами и профессиональная ориентированность проблемной ситуации/задания. Это происходит вследствие расширения ролевых позиций с одного педагога до трех: педагог-тьютор, спикер, ментор.

Реализация такого типа обучения предполагает практически полный отказ от лекционного формата аудиторной работы. Целесообразно использовать заранее подготовленный или подобранный онлайн-курс, который будет служить образовательной канвой для обучающегося. Достаточно полезна тетради для самостоятельной работы, подготовленная в нестандартном и даже неформальном стиле. #NOTEBUSINESSMAN – блокнот для отслеживания заинтересованности и вовлеченности обучающихся в работу по курсу «Основы предпринимательской деятельности» («Расширяем горизонты. рrofilUM») – позволил в разы повысить учебную мотивацию обучающихся, в том числе с успеваемостью ниже среднего. Структура блокнота, дублируя основные разделы инвариантного курса, сохраняет неформальный подход к обучению в некомфортной среде и персонифицирует его. #NOTEBUSINESSMAN – об обучающемся как о будущем предпринимателе, о его бизнес-идее, о восприятии курса и себя самого в новой роли. Анализируя заполнение блокнота педагог – тьютор отслеживает правильность восприятия материала по темам, оценивает, что именно понял студент, участвуя в той или иной игре-тренинге. Для этого в каждую тему были включены такие зоны для заполнения как: Теперь я знаю, что, мысли и рисунки гениального человека, изучай … или что-то может пойти не так, эти законы надо держать на столе…, а эти … прочитать прямо сейчас, важные мысли про экспорт и т.д. #NOTEBUSINESSMAN – не должен быть брошен после завершения курса. Для этого в него были добавлены разделы планирования на следующий год.

Включение комплексного управления процессом организации аудиторной и самостоятельной работы с применение формата «некомфортного занятия» позволяет не только повысить учебную мотивацию и активизировать формирование компетенций в системе профессионального обучения, но и формировать думающую, креативную личность, способную к саморазвитию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Демцура, С.С. Рынок образовательных услуг и современные тенденции развития образования в России [Текст] / Демцура С.С., Дмитриева Е.Ю., Полуянова, Л.А.Балтийский // Гуманитарный журнал. - 2017. Т. 6. - № 2 (19). - С. 114-117.

Демьянова, М.В. Погружение обучающихся в некомфортную среду как метод активизации процесса обучения [Текст] / Демьянова М.В., Исайкина Е.А. // В сборнике: Инновационные технологии в образовании материалы IV Международной научно-практической видеоконференции. -2017. С. 17-19.

Демьянова, М.В. Формирование предпринимательской компетенции в сфере сервиса у обучающихся СПО [Текст] / Демьянова М.В. // В сборнике: Инновационные технологии в образовании материалы IV Международной научно-практической видеоконференции. 2017. - С. 66-67.

Демьянова, М.В. Принципы организации самостоятельной работы студентов как фактор повышения эффективности обучения [Текст] / Демьянова М.В. // Теория и практика общественного развития. 2013. - № 12. - С. 68.

Просмотров работы: 46