Функциональное зонирование и объёмно-пространственное решение общественных терм Древнего Рима - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Функциональное зонирование и объёмно-пространственное решение общественных терм Древнего Рима

Косушкина П.А. 1
1Московский Архитектурный Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Исследование Римских общественных терм было предметом работ многих историков архитектуры благодаря широкому распространению и разнообразию подобных сооружений на огромных территориях. Одним из исследователей, Огюст Шуази [1], выявил греческие истоки данного типа построек и показал развитие архитектурных и строительных решений терм на территории Республики и Римской империи. В Древнем Риме термы из частных купальных залов, которые были распространены у греков, преобразились в грандиозные общественные сооружения с большим набором функций. В настоящее время останки этих сооружений могут дать примерное представление о работе и масштабах каждой из функциональных зон. Основываясь на созданные О. Шуази схемы, доработанные Ч. Камероном [2] чертежи и обмеры Палладио, исследования, проведённые В.Д. Блаватским [3], Г.С. Кнабе [4] и Н.И. Бруновым [5] можно провести сравнительный анализ нескольких памятников данного периода. Для более широкого раскрытия темы были проанализированы не только исконно римские термы, но и термы в провинциях: Термы в Одессосе (Варна, Болгария), Термы Константина в Арелате (Арль, Франция) и знаменитые Термы императора Адриана в Лептис-Магна (Ливия).

Одними из самых древних сохранившихся общественных терм являются Термы в Помпеях (Iв до н. э.), являющиеся реконструкцией терм, построенных во II веке до н. э. Несмотря на древность, уже этом памятнике чётко прослеживается набор функциональных зон, ставший в последствии стандартным для данного типа сооружений.

Первым помещением на входе являлся вестибюль (на рис. 1 показан фиолетовым цветом), из него посетитель попадал в мужскую «раздевальню» (аподитерий, показан жёлтым цветом). Женский аподитерий находился в глубине пространства терм.

Рис.1 Термы в Помпеях

После раздевальни следовали три наиболее значимых помещения: сначала посетители охлаждались в бассейне наиболее холодного помещения – фригидария (на рисунке показан голубым), далее проходили в более тёплое помещение - тепидарий (оранжевый цвет). Здесь находились тёплые бассейны, посетители натирались маслами и проводили различные гигиенические процедуры. Последним помещением являлся кальдарий (красный цвет), наиболее жаркое помещение, в котором обычно находились печи – гипокаусты. Во 2 томе «Всеобщей истории архитектуры» [6] указывается имя Сергия Ораты, который создал систему отопления, ставшую типичной для большинства древнеримских терм. Печи были расположены под полом кальдария таким образом, что горячий воздух находился в пространстве под перекрытием пола, которое стояло на своеобразных кирпичных столбах и в «продухах» стен. Таким образом тепло распространялось через пол и стены от кальдария к более прохладным помещениям, что и позволило сформировать типичный порядок расположения помещений.

Также необходимо указать на обязательное наличие гимнасия (бирюзовый цвет на рисунке) – места для занятий спортом и проведения состязаний. Также ранние памятники уже содержали в своём комплексе санузлы, магазины и многочисленные бассейны с водой.

 

Рис. 2 Термы в Одессосе

С последующим развитием данного типа сооружений благодаря уже выявленной ранее логике движения человека в пространстве терм (от холодного к горячему) и эстетическим соображениям, термы приобрели ось симметрии, что отчетливо видно в одной из провинциальных терм в Одессосе (IIв.) (Рис. 2).Движение сквозь пространства сооружения теперь происходило через два входа, потом поток делился на 3 части и подходил к главному помещению, «сердцу» термы – кальдарию. Ещё одним важным аспектом развития сооружений является изменение решения объёмов пространств – в Одессоских термах помимо циллиндрических появились крестовые своды в наиболее крупных помещениях, в том числе и в кальдарии.

 

Рис. 3 Термы Адриана

Благодаря исследователям, работавшим над изучением Терм императора Адриана в Лептис-Магне (IIв.) (Рис.3), в том числе Р. Барточини [7] можно проследить развитие выявленной функциональной схемы в малоазийских и североафриканских римских колониях. В термах этих территорий часто встречалась дополнительная галерея, благодаря которой происходило равномерное распределение потоков людей. Примечательно, что при сохранении «кольцевого» движения и оси симметрии в основной части помещений, как в предыдущем примере, огромный гимнасий сместился в сторону. Это более сложное по составу помещений сооружение: появился ряд дополнительных гимнасиев, большее пространственное значение придавалось открытым бассейнам, окружённым колоннадой. Что касается объёмных решений, в данных термах использовались исключительно двускатные крыши (вместо цилиндрических сводов) и крестовые своды во фригидарии. Крытые помещения чередовались с открытыми пространствами гимнасиев и бассейнов, что придавало данному сооружению характер объединённого комплекса нежели целостного многофункционального здания.

Проводя анализ колониальных общественных Римских терм, стоит остановиться на Термах в Арелате (IVв.) (Рис. 4). Эти термы можно считать уникальными за счёт их объёмно-пространственного решения: функциональные зоны не имели чёткой связи с помещениями, т. е. в одной объёмно-пространственной ячейке с крестовым сводом могли находиться несколько функциональных зон (например, вестибюль и аподитерий). Примечательно различие помещений по величине – кальдарий в форме ротонды не являлся композиционным центром, так как

Рис. 4 Термы в Арелате

предваряющие его помещения имели большую высоту. Ещё одной особенностью являлся уникальный полукруглый, окружённый колоннадой гимнасий на входе в термы.

 

Рис. 5 Термы Антониана

Одной из самых знаменитых общественных терм Римской империи являются Термы Антониана (Рис. 5), также известные как Термы Каракаллы, построенные в Риме в 217 году. Имея очень сложную функционально-пространственную структуру, эти термы являются одними из наиболее изученных, они дают наиболее полное представление о культуре общественных бань в Риме. Эти термы представляли собой развитый комплекс, включавщий в себя помимо основного здания, совокупность сооружений и парковых зон, расположенных по его периметру. В этом комплексе был удачно использован уклон рельефа – под возведёнными субструкциями располагался водопровод, а вода стекала из отстойника к собственно банным помещениям. Помимо возникновения боковых экседр с гимнасиями, библиотеками и частными банями, стоит отметить некоторые изменения в расположении основных функциональных зон главной постройки: теперь термы имели более развитую систему вестибюлей, выделялись открытые гимнасии с рядом вспомогательных помещений для спортсменов и экседрами для зрителей. Благодаря возросшему количеству дополнительных помещений с умеренной температурой (дестриктариев) движение в пространстве могло быть более свободным. Это же подчёркивалось использованием огромных арочных проёмов и колоннад, которые «облегчали» структуру. С точки зрения пространственных решений, римляне начали ещё активнее использовать крестовые своды, однако для кальдария с гипокаустами создали самое большое помещение в форме ротонды, перекрытое куполом с отверстием в центре, что ещё раз подчёркивало значимость этого помещения в устройстве терм.

 

Рис. 6 Термы Диоклетиана

Очень схожими с Термами Каракаллы считаются не менее знаменитые Термы Диоклетиана в Риме (298-306г) (Рис. 6). Главные различия между этими комплексами состоят в устройстве помещений, расположенных по периметру главного здания: на юго-западе располагалась огромная экседра для театральных представлений, а различные залы и лавки выделялись в отдельные объёмные «ячейки», примыкавшие к ограждению. В главное здание не было парадного входа, центральная часть с бассейном была огорожена, но после попадания в вестибюль, движение посетителя происходило по уже знакомой схеме: сквозь аподитерий, через тёплые дестриктарии к холодному фригидарию, дальше к жарким тепидариям и лаконикам (тепидариям без бассейнов), выходя к огромному жаркому кальдарию, перекрытому тремя крестовыми сводами. Такое зональное «дробление» достигало в этом памятнике наивысшей точки развития. Многочисленные помещения, обладавшие своими уникальными функциональными назначениями, вплоть до появлений элеотесия (комнаты для хранения масел) и конистерия (комнаты для хранения песка, которым посыпали себя борцы на состязаниях) различались по размеру, расположению, пространственному решению, и вместе с тем создавали единую неповторимую структуру.

Римским зодчим удалось достигнуть совершенства в поиске наиболее удобных функционально-пространственных решений, здания терм располагали таким образом, что в течение дня ни один фасад не находился под действием прямых солнечных лучей, и наоборот не находился в полной тени. Здания общественных терм были спроектированы с учётом всех возможных потребностей людей, заходивших сюда, здесь были парильни, бассейны, библиотеки, сцены для ораторов, магазины и парковые зоны. Римские строители пользовались всеми инженерным достижениями своего времени, в том числе акведуками, водопроводами, строили субструкции в местах с крутым рельефом, изобрели специальную систему отопления стен и полов, и использовали топливо, которое не создавало дыма. При создании подобных комплексов, зодчим удавалось поразить посетителей масштабностью пространств с огромными крестовыми сводами, арками, изящными коринфскими колоннами, скульптурами и невероятным декором стен и полов, которые были освещены благодаря огромным окнам под сводами. Однако, самое удивительное из вышеперечисленного – это то, ради чего создавались подобные грандиозные сооружения. Великолепные общественные термы строились по приказам императоров для обычных людей среднего и низшего слоёв населения, таким образом, что любой мог отдохнуть, пообщаться, позаниматься спортом или просто принять ванну, после чего выразить благодарность и почтение своему щедрому правителю.

Список литературы:

Шуази О. Всеобщая история архитектуры – М. Эксмо, 2008.

Cameron C. The baths of the Romans explained and illustrated with the restoration of Palladio, corrected and improved: to which is prefixed an introductory preface, pointing out the nature of the work, and a dissertation upon the state of the arts during the different periods of the roman empire. – London, 1772.

Блаватский В.Д. Архитектура Древнего Рима – М. Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1939.

Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность – М. Искусство, 1986.

Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Греция. Рим. Византия. – М., Центрполиграф, 2003. – Т. 2.

Всеобщая история архитектуры. Архитектура античного мира (Греция и Рим) – Л. – М., 1973. – Т. 2.

Bartoccini R. Le Terme di Lepcis (Leptis Magna). – Bergamo, 1929.

Просмотров работы: 61