В последние годы формирование экономического мышления неразрывно связано с необходимостью инновационного развития экономики страны в целом и отдельных регионов. Повышенный научно-исследовательский и практический интерес объясняется формированием, анализом и реализацией инновационного потенциала региональной экономики. Одной из основных причин этого является то, что Россия находится в первой десятке по величине инновационного потенциала, который является одним из ключевых факторов развития регионов.
Понятие инновационного потенциала отдельного предприятия страны, региона, отрасли часто встречается в экономической литературе. Однако, точного общепринятого определения эта категория не имеет, что усложняет понятие ее сущности, разработки и обоснования мероприятий относительно инновационного потенциала. Анализ научной литературы показал, что в настоящее время существует множество трактовок сущности инновационного потенциала региона. Инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Инновационный потенциал – это система факторов и условий необходимых для осуществления инновационного процесса. Инновационный потенциал включает наличие финансово-экономических и интеллектуальных ресурсов, а также совокупность правовых, организационно-управленческих, материально-технических, социальных и информационных факторов, определяющих уровень готовности экономической системы к успешной инновационной деятельности. В настоящее время все большее распространение получает четвертый, обобщающий подход к определению инновационного потенциала, который рассматривает показатель инновационного потенциала в качестве меры способности и готовности региональной инновационной системы обеспечивать непрерывный инновационный процесс. По моему мнению, такой подход является оправданным, поскольку при оценке инновационного потенциала необходимо комплексно исследовать ресурсную и результативную составляющие, отражающие готовность и способность региона к инновационному развитию. В то же время при оценке инновационного потенциала необходимо учитывать, что инновационное развитие региона обеспечивается посредством инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в регионе.
Алтайский край – динамично развивающийся регион, где инновационная деятельность рассматривается как один из важнейших факторов экономического роста. Край входит в первую двадцатку ведущих высокотехнологичных территорий страны и является одним из крупнейших научных и образовательных центров Сибири. В отличие от многих регионов Сибири экономика края не имеет жесткой привязки к добыче и переработке полезных ископаемых, и это вынуждает использовать потенциал развития по самым разным направлениям. Предприятия осваивают выпуск новых видов продукции, а это немыслимо без применения новых технологий. Если посмотреть структуру организаций в разрезе видов экономической деятельности, то наибольшая их доля (50%) приходится на химическое производство. Примерно по четверти предприятий занимаются инновациями в металлургии, производстве готовых металлических изделий, электрооборудования и машин, другого оборудования.
Более того, переход экономики региона к инновационной модели развития выступает ключевым направлением региональной политики, обозначенным в Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 г. В последние годы администрация края прилагала большие усилия к формированию нормативно-правовой базы по стимулированию инновационной деятельности. Основой для становления региональной инновационной системы стал Закон «Об инновационной деятельности в Алтайском крае», который определяет понятийный аппарат, устанавливает основные цели и принципы государственной политики, формы стимулирования и условия предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности .
Перспективы инновационного развития связаны с расширением спектра финансовых инструментов поддержки регионального уровня. На протяжении ряда лет на территории края действуют соглашения с Российским гуманитарным научным фондом и Российским фондом фундаментальных исследований. Такой механизм позволяет ежегодно привлекать для софинансирования научных работ более 2 млн руб. федеральных средств. В целях стимулирования инновационной активности предусмотрены механизмы компенсации части процентной ставки по банковским кредитам и налоговые преференции для организаций, осуществляющих инновационную деятельность.
Одно из приоритетных направлений в системе инновационной деятельности - создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры.Объекты инновационной инфраструктуры региона представлены двумя бизнес-инкубаторами, центром кластерного развития, региональным центром инжиниринга, центрами молодежного инновационного творчества и центрами коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием. Финансовая поддержка предприятиям оказывается посредством Алтайского фонда МСП и фонда микрозаймов.
На базе ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» осуществляют деятельность 4 центра коллективного пользования, созданные с целью обеспечения материально-технической базы для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, а также оказания услуг (измерений, исследований и испытаний) на имеющемся оборудовании. Оборудование ЦКП формирует уникальный исследовательский комплекс, при этом отдельные единицы оборудования не имеют аналогов в России. Проведение фундаментальных и прикладных научных исследований обеспечивается в области биологической медицины, молекулярной биологии, биохимии и биотехнологии; в области материаловедения, индустрии наносистем и технологий создания новых материалов с заданными свойствами; в области экологии и природопользования, оценки состояния геосистем и охраны окружающей среды, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, изучения и сохранения биоразнообразия; обеспечение высокого уровня проведения исследований с использованием современных информационных технологий. Деятельность центров направлена на решение таких задач как обеспечение единства и достоверности измерений при проведении научных исследований; подготовка специалистов и кадров высшей квалификации (аспирантов, докторантов, соискателей) с использованием современного высокотехнологического научного оборудования ЦКП; стимулирование процесса межотраслевой научной интеграции и обеспечение междисциплинарного подхода при проведении научных исследований.
В Алтайском крае также реализуется комплекс мер, направленных на привлечение финансовых ресурсов для реализации инновационных проектов, а также расширение рынков сбыта продукции и установление деловых контактов с крупнейшими заказчиками, государственными компаниями и корпорациями, холдингами, ведомствами и учреждениями. По инициативе Министерства экономического развития Алтайского края в 2017 году в Алтайском крае учрежден и впервые проведен региональный конкурс «Проекты Национальной технологической инициативы».
Целью конкурса является создание организационных условий для повышения темпов развития экономики Алтайского края на основе поддержки инновационных проектов в рамках реализации Национальной технологической инициативы.
При имеющихся перспективах инновационного роста региона, существует ряд сдерживающих факторов инновационного развития Алтайского края. Основным фактором является недостаток собственных денежных средств, высокую стоимость нововведений и высокие экономические риски. Примечательно, что эти факторы называют как руководители предприятий, не занимающихся инновациями, так и руководители инновационно-активных предприятий. Следовательно, и те, и другие находятся в равных условиях, однако одни усиленно ищут средства, идут на продуманный риск, развивают и обновляют производство, а другие предпочитают оставить все как есть. Развитие инновационной деятельности также сдерживается отсутствием взаимосвязи научно-исследовательских организаций с конкретными промышленными предприятиями, опыта коммерциализации высоких технологий: большая часть инноваций, реализуемых в крае, носит характер продуктовых, маркетинговых или организационных, производимых своими силами без поддержки научных и конструкторских организаций. Специфические условия развития производительных сил, обусловленные повышенными затратами на производство, в силу особенностей сложных природно-климатических условий Сибири и в дополнении к этому неравномерный характер инновационного развития муниципальных образований, обусловленный высокой степенью концентрации научно-интеллектуального и инновационного потенциала в границах ведущих промышленных центров также рассматривается как «СТОП-фактор».
Таким образом, проанализировав вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в условиях современной экономики, основанной на использовании достижений НТП, альтернативы инновационному пути развития нет. Создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Именно здесь кроются наиболее существенные резервы улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. Алтайский край является инновационно - активным и представляет собой стратегический интерес для развития государства в целом. Он имеет потенциал и все возможности, чтобы решить задачи модернизации и инновационного роста. Вместе с тем, до сих пор развитие Алтайского края опиралось в основном на ранее накопленный потенциал, а многие программы не давали требуемых результатов. Поэтому акцент в новых программах развития инновационного сектора необходимо делать на решение основных проблем, мешающих эффективному функционированию инновационных предприятий. Вопрос инвестиционной активности лежит, не столько в экономической плоскости, сколько в области психологии некоторых промышленников, которые не могут понять, что консерватизм в управлении бизнес-процессами означает стагнацию производства и в конечном итоге его гибель. Только постоянный поиск новых решений, максимальная дифференциация собственного производства могут гарантировать его выживаемость в современных условиях.
Список использованных источников:
1.Инновационный портал Алтайского края [электронный ресурс]: URL// https://innovaltai.ru/products
2.Постановление Администрации Алтайского края от 24.01.2014 № 20 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2014 – 2020 годы.
3.Закон Алтайского края «Об утверждении стратегия социально- экономического развития Алтайского края до 2025 года». – 2012. – № 86-ЗС.
4. Соколова О.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / О.Н. Соколова. – М.: КНОРУС, 2012
5. Алексеев А.Н. Развитие инновационной среды на федеральном и региональном уровне // Транспортное дело России. – 2016. – № 6-2.
6. Ронова Г.Н. Финансовый энциклопедический словарь / Г. Н. Ронова, Л. А. Ронова2-е изд. — М.: "ИНФРА-М", 2013. – 128 с.
2