Актуальность темы обусловлена тем, что предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Осуществляя разработки инновационных технологий в условиях современных требований при современных условиях воспитание обучение и развития детей дошкольного возраста.
Педагогическая технология есть организационно-методический инструментарий педагогической деятельности, который ведёт к повышению качества образования.
В основу ФГОС дошкольной организации строится на следующих базовых принципах: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и само ценности детства как важного этапа в общем развитии человека, само ценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Уважение личности ребенка, реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. [2 - 18 ]
После введения Стандарта в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. [1 - 148]
Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. [2 - 24]
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. В том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. [2 - 34]
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процесса. Акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.
По мнению Г. К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям.
Таблица 1.1.
Методологические требования по мнению Г. К. Селевко
термины |
понятие |
Концептуальность |
предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. |
Системность |
включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности. |
Управляемость |
дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. |
Эффективность |
усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения. |
Воспроизводимость |
подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. |
На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить следующие технологии, применяемые в системе дошкольного образования: технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения, игровые технологии, компьютерные технологии, альтернативные технологии.
Педагогический процесс включает также организацию самостоятельной деятельности детей. С этой целью создается развивающая педагогическая среда, организуется педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием активности, самостоятельности. Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности[3 - 66].
Основные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребенком всех этапов детства младенческого, раннего и дошкольного возраста. Обогащение детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования). Одна из важных основ является содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, а также поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Сотрудничество с семьей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним немало важным принципом организации формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей. [3 - 74].
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это: совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми; образовательная деятельность в режимных моментах; организованная образовательная деятельность; самостоятельная деятельность детей.
Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:
В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность;
Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, а также коммуникативная - общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. Восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд в помещении и на улице. Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная рисование, лепка, аппликация. Музыкальная восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально - ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах и двигательная овладение основными движениями формы активности ребенка. Необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе. [4 - 120]
Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
Таблица 1.2.
Сравнительная таблица между «старым» и «новым" обучением».
старый |
новый |
в виде учебной деятельности |
через организацию детских видов деятельности |
1. Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком. |
1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее. |
2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит) |
2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого |
3.Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности - решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель - знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели. |
3.Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. Цель- подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков - побочный эффект этой активности. |
4. Основная модель организации образовательного процесса – учебная. |
4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка |
5. Основная форма работы с детьми - занятие. |
5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская . |
6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных) |
6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых) |
7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «Украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс, привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний». |
7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности |
8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии |
8. Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела. |
9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей |
9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса. |
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова: включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. Добровольное присоединение дошкольников к деятельности без психического и дисциплинарного принуждения. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности при соответствии организации рабочего пространства. Открытый временной конец деятельности каждый работает в своем темпе.
Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня.
Соблюдения нормы проведения образовательной деятельности в режиме дня. Необходимо использовать подвижные игры с правилами в том числе народные, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки. А также оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровье сберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты. Упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков. Планировать проанализировать проблемные ситуации, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе. [4 - 80]
Одна из важных позиций это - самостоятельная деятельность детей. По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно - пространственную среду и присмотр и уход за каждым ребенком.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания. В том числе техническими требованиями с соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем в соответствии со спецификой программы.
Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность.
Свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Таким образом: данная характеристика главная особенность современной образовательной организации по воспитанию обучению и развитию детей дошкольного возраста в условиях современных требований на современном этапе. Это развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий, которые определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей и повышение мотивации наших детей.
Литература
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М.: Народное образование, 2012. 256 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /Вестник образования. - 2015. - № 5. - С. 3 - 44.
Степаненков Н.К. Педагогика: Методика проведения практичевких занятий. Учебно.-метод. пособие. /- Минск.: Изд-во. Скакун В.М., 2008. – 80с
Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. - 192 с.