Особенности развития физических качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности развития физических качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.

Ронжина А.С. 1, Ледкова А.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье рассматриваются особенности физического развития детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения, обучающиеся в МБОУ «СШ№5».

Данная тема актуальна в наше время, так как проблемы со зрением имеют большую распространенность как среди коррекционных учреждений, так и среди общеобразовательных. Физическая культура является одним из важнейших средств всестороннего развития детей и приобщения их к трудовой деятельности.

Цель работы: оценка физического развития детей младшего школьного возраста с депривацией зрения.

Для определения цели были поставлены следующие задачи:

Изучить возрастные особенности антропомерических и физиологических показателей у детей с нарушениями зрения.

Проанализировать физические качества с учетом индивидуальных особенностей детей.

В исследовании приняли участие ученики МБОУ «СШ№5» 2 «В» класс. Экспериментальную группу составили 5 мальчиков и 2 девочки в возрасте 8 лет. У всех детей помимо нарушений зрения имелись сопутствующие заболевания.

Методы исследования:

Антропометрическое исследование (измерение длины и массы тела).

Оценка гармоничности развития центильным методом.

Физическое исследование для оценки физических качеств (проведение функциональных проб).

Анализ результатов исследования:

1.Оценка гармоничности развития.

Оценка гармоничности развития проводилась центильным методом с помощью антропометрического исследования (измерение длины и массы тела). Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1- Оценка гармоничности развития детей 8 лет с нарушениями зрения, M±m

Мальчики

Девочки

Показатель

Результат

Показатель

Результат

Длина тела, см

131±1,94

Длина тела, см

133±2,83

Масса тела, кг

26,4±0,88

Масса тела, кг

26,5±3,18

Результаты исследования сравнивались с значениями центильной таблицы. Должными значениями были взяты 4-й и 5-й интервалы центильной таблицы (от 25% до 50% и от 50% до 75%), которые являются средними величинами.

По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что развитие мальчиков и девочек 8 лет с нарушениями зрения можно считать гармоничным, так как результат исследования соответствуем среднему значению центильной таблицы.

2.Оценка физических качеств

Для оценки физических качеств детей с депривацией зрения проводились следующие функциональные пробы: Проба Ромберга, тест на гибкость позвоночного столба, поднимание туловища из положения лежа на спине. Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Оценка физических качеств детей 8 лет с нарушениями зрения, M±m

Показатель

Результат

Мальчики

Девочки

Проба Ромберга, с

6,6±1,04

6,5±0,35

Тест на гибкость позвоночного столба, см

0,8±1,68

5±0

Поднимание туловища из положения лежа с согнутыми ногами за 30 секунд, кол-во раз

18,2±3,70

18,5±1,06

Проба Ромберга проводилась для того, чтобы оценить статическую координацию детей 8 лет с нарушениями зрения. Должные значения пробы 16-28 секунд. По данным таблицы 2 можно сделать вывод, что у детей с нарушениями зрения плохо развита статическая координация.

Так же дети выполняли наклон вперед из положения сидя, ноги врозь. Данный тест определяет уровень гибкости позвоночного столба. Для мальчиков должные значения: низкий уровень +5 см, средний уровень +7 см, высокий уровень +8 см. По данным таблицы 2 видно, что мальчики 8 лет с нарушениями зрения не справились с данным тестом.

Низкий уровень для девочек составлял +6 см, средний +8 см, высокий +10 см. Девочки так же не справились с тестом, но их средний показатель не значительно отличается от низкого уровня, всего на 1 см.

Следующий тест, который входил в исследование, это поднимание туловища из упора лежа с согнутыми ногами за 30 секунд. Данный тест проводился для оценки силовых качеств детей с нарушениями зрения.

Оценка проходит так же, как и предыдущий тест по уровням: низкий уровень - 12 раз, средний уровень - 15 раз, высокий уровень - 18 раз для мальчиков.

По данным таблицы 2 можно увидеть, что мальчики справились с данным тестом, так как их результат соответствует высокому уровню.

С тестом на силовые качества (поднимание туловища из упора лежа на спине с согнутыми ногами за 30 секунд) девочки с депривацией зрения справились хорошо.

Высоким уровнем данного теста является 16 раз, низким 10 раз. Среднее значение девочек 18,5 раз. Результат данного теста выше должного значения.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

Проведя антропометрическое исследование, с помощью центильного метода было выявлено, что девочки и мальчики данного класса развиваются гармонично, в соответствии со своим возрастом. Заболевания органов зрения никак не повлияли на гармоничность развития.

Что бы оценить физическое развитие детей с заболеваниями зрительного анализатора были проведены двигательные тесты.

С помощью Пробы Ромберга были определены координационные способности детей. В данной позе у детей очень плохая устойчивость, никто из класса не смог выполнить этот тест, что говорит о плохом развитии координации.

После проведения теста на гибкость позвоночного столба было выявлено, что у детей очень плохая гибкость. Оценка теста выполнялась по уровням: высокий, средний, низкий. Никто их детей не смог выполнить даже на низкий уровень.

Так же в исследовании проходила оценка такого физического качества, как сила. Как и в предыдущем тесте оценка проходила по уровням. Как мальчики, так и девочки выполнили тест лучше высокого уровня. Так как дети данного класса занимаются в секции по голболу, можно предположить, что занятия хорошо повлияли на развитие их силовых качеств.

Список литературы:

Оценка физического развития и функционального состояния здо-ровья: учеб.-метод. рекомендации / Черноземов В.Г., Синицкий В.В., Синицкая Е.Ю. – Архангельск: САФУ, 2011.

Ю.Н.Быков, Ю.Н.Васильев, С.Ю.Лаврик, В.И. Окладников. Пособие для студентов медицинских универов

Лях, В. И. Физическая культура: 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2013

Просмотров работы: 29