КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Тележкина Ю.А. 1, Марьина Н.С. 1
1МосУ МВД России имени В.Я.Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Несмотря на то, что помимо семьи на ребенка в процессе его социализации, инкультурации влияют различные социальные институты, включая систему образования, средства массовой информации, Интернет-пространство, все же именно семья задает тот нравственный камертон, благодаря которому человек выбирает свои жизненные ориентиры, определяет модель поведения.

Современные российские социологи: И.М. Ильинский В.И. Чупров В.А. Ядов и другие - отмечают вхождение нашей страны в состояние риска. Риск – это форма деятельности в условиях неопределенности при наличии возможности оценить вероятность ее результата. В их контексте в российском социуме все более остро проявляются ювенальные риски. Их перечень крайне широк, остановимся на некоторых, опираясь на современные научные источники:

увеличение количества семей с одним ребенком, рождение детей вне брака (что вызывает у детей чувство одиночества, беспокойства и в то же время способствует культивированию эгоцентризма, ослаблению социальных контактов);

отсутствие полностью интегрированного образа семьи в обществе (более 30% первоклассников, поступающих в школу, живут с одним из родителей);

интенсивное отчуждение родителей от детей в связи с объективными (длительное рабочее время, отъезд на работу и т. д.) и субъективными (лишение материнских чувств у женщин, недостаточное развитие чувства любви, заботы, ответственности отцов и т. д., о чем свидетельствуют растущая встречаемость в провинциях детей-маугли, родственных убийств) причинами; [1]

рост жестокого обращения с детьми (только в 2008 году, согласно статистики МВД подверглась насилию (2330 тыс. детей); сотни новорожденных сбрасываются на свалки; несовершеннолетние активно вовлечены в проституцию, Россия является одним из мировых лидеров в производстве детской порнографии;

ежегодно в России более 3 тысяч несовершеннолетних совершают самоубийство (12,7% от общего числа смертей от неестественных причин). За последние два десятилетия частота суицидальных действий среди молодежи удвоилась. Основные социальные причины: отсутствие перспектив, одиночество, ролевые модели на телевидении;

углубление экономического и социального расслоения молодежи, особенно в региональном контексте, что приводит к неравенству доступа к образованию; маргинализация молодежи в условиях социальной неопределенности, ситуационной деятельности, заключающейся в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствий в случае неудачи. [4]

Каковы основные черты семьи, которые, с точки зрения ученых, негативно влияют на развитие ребенка? Анализ научной литературы показал, что существует несколько классификаций типов семей, которые влияют на формирование отклоняющегося поведения детей. В целом это:

- Семьи с прямым десоциализирующим влиянием (аморально-криминальные и асоциальные).

- Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием (конфликтные, педагогически несостоятельные семьи с нарушенными отношениями).

- Семьи с серьезными расстройствами личности родителей.

Б.Н. Алмазов выделяет по типам неблагополучных семей: семьи с недостатком образовательных ресурсов, конфликтные семьи, морально неблагополучные и педагогически некомпетентные.

Л.С. Алексеева и Г.П. Бочкарева отличают семьи с неблагополучной эмоциональной и нездоровой моральной атмосферой.

Есть много факторов, которые прямо или косвенно влияют на формирование девиантного поведения несовершеннолетних. Различными исследователями были выявлены следующие основные психологические и физические явления, травмирующие ребенка:

Особенности перинатального развития ребенка: стресс и страхи матери во время беременности; негативное отношение матери к беременности (особенно сочетание нежелательности в целом и нежелательности по полу).

Нарушение эмоциональных связей, отсутствие родительской привязанности к ребенку (особенно к матери).

Негативная модель родительского поведения.

Применение дисциплинарных мер в отношении ребенка (постоянные, чрезмерно суровые наказания, непоследовательные наказания, противоречивые требования).

Проблемные отношения между родителями.

Негативная психологическая атмосфера в семье, конфликты.

Разлучение с семьей, развод родителей или потеря близких.

Неполная семья.

Психические нарушения у родителей.

А. Личко и К. Леонгард выявили наиболее неблагоприятные сочетания отклонений характера и поведения с нарушениями в отношениях с родителями:

Гипопротекция - пренебрежение, отсутствие ухода.

Гиперзащита: доминантная (чрезмерная опека и контроль) и снисходительная (удовлетворение всех потребностей ребенка, стремление защитить его от всех трудностей).

Эмоциональный отказ.

Повышенная моральная ответственность (на ребенка возлагают надежды, которые он не может оправдать, обязанности, которые он не может выполнять).

Неустойчивый, противоречивый стиль воспитания (резкое изменение стиля, переход от либерального к авторитарному и наоборот, от внимания к отказу).

Л.П. Кибардина и Е.П. Алексеева рассматривают следующие стили семейного воспитания: тип Золушки; постоянная опека; по типу «семейный идол»; безразличие образования; воспитание подарками; воспитание доверием.

В. Сатир выделяет несколько стилей семейного воспитания, которые она называет родительскими мантиями и которые позволяют скрыть ее истинные чувства под защитной маской.

Плащ босса. Есть три типа боссов: тиран (ребенок управляется силой, в семье строгая дисциплина и контроль); мученик (он ничего не требует для себя, формируя у ребенка чувство вины и возлагая на него чрезмерную ответственность за собственную жизнь, неудачу); железные маски (все говорят правильно, но без эмоций, ребенок испытывает тоску и одиночество).

Родитель-друг. Взаимодействует с ребенком как ребенок, не несет ответственности, но удовлетворяет свои потребности. Ребенку рядом с ним не хватает заботы, чувства безопасности и защищенности.

Руководитель-ведущий. Это самый оптимальный способ, способный сочетать любовь, понимание, требовательность и дисциплину.

Э.Г. Эйдемиллер выделяет следующую патологическую роль ребенка в семье, влияющую на формирование отклонений: расширение сферы родительских чувств, предпочтение ребенком детских качеств, проекция собственных нежелательных качеств ребенка, неуверенность в воспитании родителей, фобия потери ребенка.

А.С. Спиваковская считает, что неблагоприятная родительская позиция характеризуется: неадекватностью (искаженное восприятие ребенка без учета его индивидуальных, возрастных особенностей); жесткость (методы воздействия и взаимодействия не меняются ни в зависимости от ситуации, ни от возраста ребенка); непредсказуемость (воздействие сосредоточено не на будущем, а на решении краткосрочных проблем).

Отклоняющееся от социокультурной нормы поведение детей относится к тем проблемам, которые легче предотвратить, чем изменить позже. Поэтому родителям важно знать, что нарушения в поведении их ребенка во многом обусловлено ошибками воспитания, неэффективностью самой семейной среды, атмосферы. Следовательно, родителям необходимо заниматься самовоспитанием, самообучением в психолого-педагогической сфере , чтобы реализовывать эффективные отношения со своими детьми.

Список использованной литературы

Белов В.Г. Проблемная семья как предиктор девиантного поведения у подростков. Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2010. Вып. №2, С. 43-46.

Вассерман Л.И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. - СПб.: Речь, 2004. - 256 с.

Социальная педагогика: учебник / М.А. Галагузова, М.А. Беляева, Ю.Н. Галагу-зова [и др.] / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. М.А. Галагузовой. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 320 с.

Ульянова И.В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников (Монография). - М.: РосНОУ, 2015. 416 с.

Просмотров работы: 6