КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ЕЕ ОЦЕНКИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ЕЕ ОЦЕНКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях рыночной экономики предприятия вынуждены вести постоянную борьбу друг против друга за лучшие условия существования на потребительском рынке товаров и услуг. Одним из самых значительных факторов, который влияет на повышение эффективности предприятия, является уровень его конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия – это соперничество между предприятиями на рынке товаров и услуг, за создание условий для лучшей возможности реализации своей продукции. При этом предприятия стараются удовлетворить всевозможные потребности покупателей, получить больше экономических выгод по сравнению с другими организациями, выпускающими аналогичные товары и услуги и в конечном итоге повысить эффективность производительной деятельности.

Оценка конкурентоспособности организации необходима для того чтобы:

разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности;

выбрать контрагента для осуществления совместной деятельности;

составить программу выхода предприятия на новые рынки сбыта;

осуществить инвестиционную деятельность.

Существуют различные критерии, по которым оценивается соревновательная способность любого предприятия.

Рассмотрим некоторые основные методы оценки конкурентоспособности предприятия, применение которых способно вывести бизнес фирмы на более высокий уровень.

Для анализа конкурентоспособности предприятия на практике используются графические и аналитические методы оценки.

К аналитическим методам относятся: рейтинговая оценка, оценка на основе доли рынка, оценка на основе потребительской стоимости, оценка на основе теории эффективной конкуренции.

К графическим методам относятся: матрица БКГ, модель «Привлекательность рынка - преимущества в конкуренции», матрица Портера, многоугольник конкурентоспособности.

Рейтинговая оценка используется при сравнении организаций принадлежащих к одному региону или отрасли. В данном методе используют документацию иного характера: результаты опроса менеджеров заказчика или данного предприятия и финансовую отчетность предприятий.

Все показатели, которые рассчитываются на основе имеющейся информации, должны отражать все стороны хозяйственной деятельности и финансового состояния организации. При составлении рейтинга используют десятифакторную модель, состоящую  из двух основных аспектов: эффективности хозяйственной деятельности и финансовой стабильности. Для составления рейтинга каждого предприятия итоговый балл выводится по специальной формуле, после чего все предприятия ранжируются по сумме баллов.

Оценка конкурентоспособности на основе расчета рыночной доли определяется как удельный вес розничного товарооборота в общем его объеме. Уменьшение или увеличение в интервале от 0 до 100%, может свидетельствовать об уровне конкурентоспособности.

Изучаемая методика позволяет выделить ряд стандартных положений его субъектов в зависимости от долей рынка: аутсайдеры, организации со сильной, средней и слабой конкурентной позицией, лидеры. Классификация размера долей и динамика дает возможность построить конкурентную карту рынка, с ее помощью можно легко определить место объекта в структуре рынка.

Оценка конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости предполагает оценку совокупности маркетинговых, организационных и управленческих решений, т.е. экономической технологии компании. Этот метод позволяет более точно оценить и выявить реальные потребности потребителей.

Оценка на основе теории эффективной конкуренции подразумевает значимость согласованности всех подразделений предприятия. Согласно данной теории наиболее конкурентоспособными являются те организации, в которых наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб.

За основу метода берется оценка следующих условий: экономичность издержек, усовершенствование товаров; способность предприятия рассчитываться по долгам, стремление к стабильному развитию фирмы; эффективность управления сбытом и продвижением продукта с помощью рекламы; стоимость и качество производимых товаров, выполняемых услуг. Такая методика оценивания дает возможность создать общую картину конкурентного положения организации на внешнем и внутреннем рынке быстро и точно.

Матричный метод предполагает выбор одной из четырех возможных стратегий роста организации, применяя две характеристики:

Рынок, на котором организация желает функционировать;

Товар, который организация планирует продавать.

Используя матричный метод, компания может выбрать одну из данных стратегий:

Проникновение на рынок. Благодаря своей простате данная стратегия является одной из самых распространенных. Главной задачей производителя является увеличение конкурентоспособности товара.

Расширение. Целью производителя, который выбрал такую стратегию, является адаптация своих товаров для новых рынков, поиск новых покупателей.

Развитие продукта. Стратегия основывается на использовании инновационных технологиях, так как требуется создание качественно нового товара (продукта) или услуги.

Диверсификация. Данная стратегия основана на создании новых товаров для новых рынков. Риски связаны с неприемлемостью деятельности в иных стратегиях и не гарантируется высокая прибыль.

Согласно данной методике, самыми конкурентоспособными считаются те экономические субъекты, которые функционируют на быстро растущем рынке и занимают существенную его долю.

Модель «Привлекательность рынка - преимущества в конкуренции» представляет собой развитие описанной ранее модели. Определяющими элементами в модели являются привлекательность рынка и преимущества в конкуренции. Привлекательность рынка состоит из следующих характеристик: рынка, его качества, основы снабжения и других условий. Преимущества в конкуренции складываются из относительной позиции на рынке, потенциала продукта, исследовательского потенциала, а также квалификации менеджеров и сотрудников.

Рассматриваемый метод позволяет определить положение организации на рынке относительно других конкурентов и позволяет выработать стратегические рекомендации по улучшению уровня конкурентоспособности товара.

Следующий рассматриваемый метод - матрица Портера, основанная на концепции конкурентной стратегии. В центре внимания фирмы стоит не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка.

М. Портер на основе факторов, наиболее значимых для конкурентной позиции организации, разработал матрицу конкуренции:

1. Лидерство по затратам (все решения и действия предприятия направлены на сокращение затрат).

2. Стратегия дифференциации (продукты компании должны отличаться от продуктов конкурента).

3. Концентрация на сегменте (обработка сегментов рынка и достижение на нем лидерства по затратам).

Одним из самых удобных графических методов оценки предприятия считается многоугольник конкурентоспособности. Многоугольник представляет собой графические соединения оценок положения предприятия и конкурентов по наиболее значимым направлениям деятельности, которые представлены в виде векторов-осей. Оценка конкурентоспособности организации проводится по восьми факторам: концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия; качество продукта; цена товара; торговля; финансы; внешняя торговля предприятия; предпродажная подготовка; послепродажное обслуживание.

Накладывая многоугольники конкурентоспособности разных организаций друг на друга, выявляются слабые и сильные стороны одной организации по отношению к другой.

Все данные методы помогают решить следующие задачи:

Оценка конкурентоспособности предприятий с учетом всех их видов деятельности на рынке.

Минимизация использования экспертных оценок, которые позволяют избавиться от субъективного мнения.

Способность планирования изменений, влияющих на конкурентоспособность предприятий.

Следовательно, изучение конкурентов дает организации представление о рынке, на котором она работает и позволяет ей сравнивать свои показатели с показателями конкурентов. Это сравнение достаточно полезно, потому что дает организации определить возможность, в каких направлениях сосредоточить свои средства и усилия, для того чтобы добиться преимущества перед конкурентами и ликвидировать имеющееся отставание от них.

Широкое многообразие существующих методов оценки конкурентоспособности, дает руководству предприятия свободу при выборе наиболее эффективного и простого способа управления конкурентными преимуществами, ведь для более корректной оценки, рассмотренные методы можно применять и в комплексе, в зависимости от задач, которые поставлены перед проведением оценки.

Список литературы:

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М: Кнорус, 2013. 208 с.

2. Ефимов О.М. Экономика предприятия. М: Кнорус, 2015. 734 с.

3. Лазаренко А. В. Методы оценки конкурентоспособности фирм. Молодой ученый. - Саратов, 2016. №2. 

4. Назирова Я.К. Стратегии повышения конкурентоспособности фирм в регионе. Управление экономическими системами. – Казань, 2017. № 86. 

5. Поляничкин Ю. Н. Методы оценки конкурентоспособности фирм. Бизнес в законе. – Саратов, 2016. №3.

Просмотров работы: 225