Речь – это высшая психическая функция человека, поэтому важен период внутриутробного развития ребёнка. Токсикоз, низкий уровень гемоглобина, проблемы с давлением, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, угрозы выкидыша – всё это возможные причины задержки речи ребёнка, который должен появиться на свет.
Учёными доказано, что ребёнок чувствует настроение матери, вместе с ней переживает все эмоции. Страх, огорчение, уныние очень плохо сказываются на формировании его психики. Поэтому женщине в период беременности необходимо получать исключительно положительные эмоции. Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного развития детей: такие, как прослушивание классической музыки, звукотерапия. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, читают вслух, напевают мелодии.
Первый крик ребёнка после рождения – это очень важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития.
На протяжении раннего возраста развитие речи ребенка происходит неравномерно. В начальной стадии развивается понимание речи окружающих, а умением говорить малыш овладевает позже.
Требуется индивидуальная работа. От своевременного формирования правильного произношения зависит общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а после - усвоение школьной программы.
Процесс овладения речью далеко не прост. Чтобы освоить его, ребенку нужно:
1.«Включить» те мышцы, которые участвуют в процессе говорения и научиться управлять ими. Поначалу эти мышцы непослушны, и ребенку очень сложно начать произносить звуки родного языка. С возрастом он начинает говорить все чище и свободнее.
2.Научиться из сплошного потока речи окружающих выделять отдельные слова и части слов. Учитывая то, что речь окружающих далеко не всегда бывает четкой и правильной, для ребенка это далеко не тривиально.
3.Научиться понимать речь взрослых, накопить пассивный словарь. То есть «выучить» значения множества слов языка.
4.Захотеть общаться со взрослыми. Любое обучение невозможно без мотивации. Часто дети, которым по каким-то причинам общаться не так уж нужно или не интересно, позже начинают говорить.
5.Развивать активную речь. То есть, «набраться мужества» и начать говорить, а потом тренировать свою новую способность, продолжая разговаривать.
6.Работать над мелкой моторикой. Это важно, так как учеными давно уже было установлено, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон мозга, а также положительно воздействуют на всю кору головного мозга ребенка.
7.Освоить правильное речевое дыхание. Чтобы научиться правильно и четко произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их.
Не рекомендуется чрезмерное форсирование речевого развития. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихи, учить произносить звуки, которые в силу не подготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны. Перегрузка ребенка непосильным для него речевым материалом может привести к заиканию, неправильному формированию звуков – боковые шипящие, горловое произнесение звуков «р».
В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания. Это ничего, кроме вреда, ребенку не принесёт - будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослыми слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а так же слов, недоступных для его понимания или сложных звуков – слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен. Родителям важно знать, в какие сроки, и какие звуки ребенок должен произносить правильно. К трём годам ребенок должен правильно произносить свистящие звуки, к четырём годам – шипящие, к пяти годам – сонорные.
Некоторые недостатки в речи детей можно устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.
Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа, ответить, что изображено на картинке). Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.
Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу. Это ошибочное поведение взрослых. Навыки самообслуживания у детей надо развивать как можно раньше. Это благоприятно отразится и на процессе развития речи.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
Игры и стихи, упражнения, которые можно использовать дома, служат выработке правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.
В возрасте двух с половиной-трёх лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его, так называемая, эгоцентрическая речь - прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается. Это не слишком длительный этап в речевом развитии: постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека в дальнейшем можно будет судить лишь косвенным образом. Как и в норме, так и в патологии, развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Усвоение фонетики тесно связано с общим поступательным ходом формирования лексико-грамматического строя русского языка. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми.
Достижения прогресса привели к тому, что проблем с развитием речи детей становится всё больше. Несколько десятилетий назад считалось нормой, если ребёнок до года говорил десять слов. Сейчас на это способно ограниченное количество детей. На сегодняшний день хороший результат, если годовалый малыш произносит пять-семь слов. Когда к двум годам его речь понятна только родителям и близким людям - некритично. Если речь к трём годам продолжает оставаться непонятной - уже тревожный сигнал. Любые нарушения речи можно исправить - важно не упустить время.
Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей, для правильной диагностики нарушений речи. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.
Речь взрослого является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые знают. Дети стараются копировать интонации взрослого в зависимости от свойств описываемого события, и чем правильнее будет звучать речь взрослого, тем правильнее будет развиваться речь ребёнка. Взрослый должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.
Если между ребенком и взрослым прекращается контакт, то и нормальное развитие психики тоже прекращается. Поскольку содержание человеческого опыта обобщено в словесной форме, то передаче его и усвоение предполагают участие в этом процессе и речи.
Психологи и педагоги придают большое значение положительным эмоциональным взаимоотношениям детей с окружающими взрослыми, которые играют очень важную роль в развитии детей. Так как знание особенностей эмоциональных контактов детей со взрослыми, способы формирования этих контактов, знание о том, каким образом они влияют на развитие детей, может способствовать научно обоснованной организации их воспитания и обучения.
Под эмоциональным контактом можно понимать эмоционально личностные связи между детьми и взрослыми. Эти связи проявляются в доверчивом отношении и привязанности ребенка ко взрослому, испытываемых им в присутствии взрослого.
Потребность в общении у ребенка изменяется по содержанию в совместной в зависимости от характера деятельности ребенка со взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении конструируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо для решения ребенком основных для его возраста задач.
В поле научных интересов стоит проблема взаимоотношений. В контексте деятельностного подхода к общению взаимоотношения понимаются как продукт или результат коммуникативной деятельности. Взаимоотношения и общение неразрывно связаны: отношения возникают в общении и отражают его особенности, а затем оказывают влияние на протекание общения.
Именно общение, где предметом взаимодействия партнеров является человек, выступает психологической основной избирательных отношений между людьми, в том числе, и между детьми, а не организация продуктивных видов деятельности или сама продуктивная деятельность.
Изучение влияния общения на общее психическое развитие ребёнка приводит к выяснению роли коммуникативной деятельности в становлении познавательной активности. Понятие познавательной активности связывается с концепцией деятельности: познавательной, исследовательской и коммуникативной. В системе познавательной деятельности познавательная активность занимает структурное место потребности. Познавательная активность не тождественна познавательной деятельности: активность – это готовность к деятельности, это состояние, которое предшествует деятельности и порождает её. Инициативность является вариантом активности, проявлением её высокого уровня. Познавательная активность в некотором смысле тождественна познавательной потребности.
Общение с окружающими людьми решающим образом определяет количественные и качественные особенности познавательной активности ребёнка тем больше, чем меньше возраст ребёнка и чем сильнее, следовательно, отношения со старшими опосредствуют его отношение со всем окружающим миром.
Список использованной литературы:
1.Ахутина Т.В. «Порождение речи». М.: Академия. 1998 г.
2.Власова Т.А., Певзнер М.С. «Учителю о детях с отклонениями в развитии». - М., 1980г.
3.«Воспитание и обучение детей с расстройствами речи». Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. - М., 1968г.
4.Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии». М. Академия. 1999г.
5.Выготский Л.С. «Умственное развитие в процессе обучения ». Москва 2001 г.
6.Генина Н.А. «Возрастная психология», методические рекомендации по курсу, ЧГПУ, 2004 г.
7.Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Младшая группа».Москва, 2014 г.
8.Громова О.Е. «Логопедическое обследование детей 2 - 4 лет». Методическое пособие М.: Сфера, 2004 г.
9.Жинкин Н.И. «Речь как проводник информации». М., 1982г.
10.Жинкин Н.И. «Механизмы речи». М. Просвещение. 1985г.
11.Лисина М.И. «Общение и Речь» Москва 2009 г.
12.Нищева Н.В. «Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста». Спб.: Детство-ПРЕСС, 2003 г.
13.Стреблева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». М.: Просвещение, 2007 г.