История строительства метро Новослободская, - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

История строительства метро Новослободская,

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Расположение

Метро «Новослободская» расположена между станциями «Проспект Мира» и «Белорусская» Кольцевой линии Московского метрополитена.

История станции

Станция была открыта 30 января 1952 года и вошла в состав участка «Белорусская» - «Курская». Проект данной станции Кольцевой линии выбирался путем отбора на объявленном по этому поводу конкурсе. Уже имевший опыт строительства подобных сооружений архитектор Душкин предложил Александру Стрелкову создать совместный проект в «сказочном, декоративном» стиле.

Работа была оценена, но Стрелков продолжил ее дорабатывать вместе с Душкиным. Возникли и споры, касающиеся формы вестибюля. Именитый архитектор предложил сделать его круглым, а начинающий больше склонялся к прямоугольному или квадратному плану. В конце концов, победила молодость!

Наземный вестибюль станции метро «Новослободская» представляет собой массивное строение высотой в три этажа. По своим формам несколько напоминает древний античный храм. Такое восприятие создается благодаря простым пропорциям строения, шестиколонному портику в фасадной части, а также ряду сужающихся кверху колонн квадратного и круглого сечения с устроенными ионическими капителями.

Стены перронного зала станции облицованы плитами из уральского мрамора беловатого оттенка. Эффектность внутреннему декору придают 32 витража, выполненных из цветного стекла различных оттенков и установленных внутри имеющихся пилонов. Все они обрамлены сталью или позолоченной латунью. Кроме этого, в них вставлены небольшие по размеру медальоны с изображением сцен мирной жизни, а также звезд и различных геометрических узоров.

Стоит отметить, что эскизы мозаичных витражей разработал художник Корин, а изготовили их с применением чешского стекла в городе Риге, где тогда работали мастера, имевшие опыт в создании подобных изделий еще для католических костелов.

Пол главного зала на станции «Новослободская» выложен в шахматном порядке гранитными плитами сероватого и черного оттенков.

Интересно, что эту станцию метрополитена называют женской. Связано это с тем, что впервые в мировой практике руководила работами по ее возведению инженер-метростроитель Татьяна Федорова, начавшая работу в московской подземке в 1931 году.

Значительные реставрационные работы на станции были проведены в 2003. Специалисты постарались восстановить все первоначальные детали витражей, заменив лишь незначительную их часть.

Сделать «Новослободскую» пересадочной запланировали еще в 70-х годах прошлого века, но соединить ее с радиальной веткой - станцией метро «Менделеевская» смогли лишь в 1986 году.

Технические характеристики

Станция метро «Новослободская» – трехсводчатая пилонная глубокого заложения станция (40 метров), которая имеет только одну платформу.

Вестибюли и пересадки

В 1988 году на станции был открыт подземный переход на станцию «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии.

Вестибюль станции расположен на перекрестке улиц Селезневская и Новослободская. Вход в вестибюль выполнен в виде колонного портика и обложен мрамором серого цвета.

Интересно

С 6 ноября 1983 года до 1 января 1989 года станция «Новослободская» была единственной беспересадочной станцией Кольцевой линии. 

Точно такие же люстры, которые можно наблюдать на «Новослободской», установлены в Санкт-Петербурге на станции метро «Площадь Восстания».

Метро «Новослободская» встречается в кино и литературе. В фильме «Полицейская академия 7: Миссия в Москве» есть сцена, снятая на этой станции. Примерно на сороковой минуте фильма Эрик Лассард в сопровождении своего русского родственника выходит из вагона метро.

Герой романа Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» Антон Городецкий обменивается телами с Ольгой именно на станции «Новослободская».

Все витражи станции изготавливались в Латвии. В России просто не было мастеров, занимающихся таким видом искусства, да и стекол, собственно говоря, тоже не было. Рижские художники использовали для витражей стекла, предназначенные для костелов. Идея украшения станции витражами, которые ассоциировались у советских руководителей только с культовыми сооружениями, была очень спорной, но результат превзошел все ожидания. Москвичи восприняли витражи как картины некоего подводного сказочного царства. Для этой станции в Латвии из стекол для кафедрального собора Риги изготовили 32 витража по рисункам Корина. Причем первый кусок смальты укладывал сам Корин, второй — архитектор станции Алексей Душкин, и оба положили в грунтовку по монетке «на счастье». На панно «Мир во всем мире» торцевой стены художник изобразил жену Душкина. На вопрос, почему она босая, отвечал: «Так писали мадонн». Но босой она была недолго, так как Хрущев возмутился: «Что у нас в стране людям обуви не хватает?». Пришлось нарисовать сандалии. А над ее головой когда-то был медальон с портретом Сталина, но после развенчания культа личности это место заняли голуби.

Один из витражей вцентральном зале. Самым ярким элементом оформления станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража. Ониразмещены внутри пилонов и окаймлены сталью и золочёной латунью. Их по два на каждом пилоне, в сторонузала и платформы. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобия фантастических цветов, растений, звёзд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены вставлены небольшие медальоны, накоторых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены людинекоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальныхизображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды. Витражи выполнены в Риге Латвийскимотделением Художественного Фонда СССР (художники — Э. Вейландан, Дж. Я. Бодниек, Э. Крестс и М. Рыскин) по эскизам ПДКорина. 

По сути, архитекторы использовали ту же схему, которую Зеленинпредложил при строительстве «Добрынинской» (тогда «Серпуховской»), — чередование больших и малыхарочных пролётов: большие обрамляют проходы на платформу, малые образуют ниши в теле пилона. Нотак как современникам это показалось очень лаконичным и недостаточно торжественным, архитекторырешили закрыть ниши витражными окнами, а внутри пилонов установить лампы, имитирующие дневнойсвет. Идея использовать стекло в оформлении станции метро возникла у Душкина ещё задолго достроительства «Новослободской» и до начала Великой Отечественной войны. Душкин предлагал сделатьвитражи из уранового стекла. Оба архитектора хотели сделать витражи рельефными, а также, чтобы ихсделала ВИМухина, работавшая над стеклянными скульптурами. Однако в предоставлении урановогостекла Госплан отказал, и архитекторы обратились к П. Д. Корину с идеей витража из цветного стекла. Самивитражи были изготовлены латвийскими художниками, так как в России не было традиции такого оформленияокон. При этом использовали стёкл, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и предназначавшиеся для костелов.

Литература

Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. 

Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — ., 2011. 

Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель— М: Вокруг света, 2006

Наумов М. С. Под семью холмами:Прошлое и настоящее московского метро.- М: АНО ИЦ«Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010

Просмотров работы: 288