Физическое развитие детей среднего школьного возраста с нарушением зрения - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Физическое развитие детей среднего школьного возраста с нарушением зрения

Покрышкин Е.А. 1, Суханов С.Г. 1
1ФГАОУ ВО "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Близорукость-(миопия) характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы, действия, а также то, что написано на классной доске. При чтении учащиеся приближают книгу к глазам, сильно склоняют голову во время письма, прищуривают глаза при рассматривании предметов — это первые признаки развития миопии. Зрительные возможности детей с миопией при работе вблизи относительно велики. Однако непрерывная длительная зрительная нагрузка на близком расстоянии должна быть не более 15—20 мин. Различают три степени миопии: слабая степень — до 3 D; средняя — от 3 до 6 D; высокая степень — свыше 6 D. При высокой степени миопии наблюдается отслойка сетчатой оболочки глаза. Часто причиной отслойки сетчатки является травма, чрезмерная физическая нагрузка, сотрясение тела и пр.

В настоящее время близорукость имеет достаточно широкое распространение и обусловлена повышенными зрительными нагрузками, социальными и географическими аспектами.

Так, например, близорукость отмечена у 60% выпускников школ Российской Федерации. В городах отмечено большее количество детей с миопией, чем в сельской местности. Среди детей, занимающихся спортом, близоруких детей намного меньше. У детей, слабо развитых физически, близорукость развивается чаще и быстрее прогрессирует.

В целях компенсации близорукости назначают очки. Для ее лечения применяются: очковая коррекция, контактные линзы, точечный массаж, медикаментозное лечение, физиотерапевтическое лечение и др.

Цель работы: оценка физического развития детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.

Для определения цели были поставлены следующие задачи:

Определить физическое развитие детей младшего школьного возраста с нарушением зрения;

Выявить функциональное состояние мышц спины, живота и кистей у исследуемых детей

Характеристика исследуемых детей:

В эксперименте приняли участие ученики МБОУ СОШ№5. Экспериментальную группу составили мальчики в возрасте от 10 до 11 лет. Все дети в качестве основного диагноза имели диагноз близорукость.

Методы исследования:

Оценка физического развития: измерение длины, массы тела, окружности грудной клетки (ОГК);

Оценка функционального состояния мышц спины, живота и кистей у детей младшего школьного возраста: измерение силовой выносливости мышц спины (СВМС), живота (СВМЖ), кистевая динамометрия.

Анализ результатов исследования:

Оценка физического развития:

Оценка физического развития выполнялось по следующим показателям: антропометрические данные (длина и масса тела); окружность грудной клетки. Все полученные результаты представлены в таблице 1

Таблица 1 - Оценка физического развития детей школьного возраста с нарушением зрения (близорукость).

Показатель

Результат ( )

Длина тела, см

144,24 ± 0,72

Масса тела, кг

35,1 ± 0,46

ОГК, см

65 ± 1,00

Проведя антропометрические измерения и сравнив их с таблицей Центилей (для данного класса, среднее значение по центильному интервалу - соотношение длины тела к массе тела, следующее 133,4/28,1, все дети попали в данный интервал значения) мы можем предположить, что у учеников МБОУ СОШ№5 физическое развитие (ФР) следующее - 12 (80%) человек класса имеют - среднее гармоничное ФР, 1 (6,6%) человек - со средним ФР, так же еще 1 (6,6%) ученик - с высоким гармоничным ФР, и 1 (6,6%) человек - ФР выше среднего.

Функциональное состояние мышц спины, живота и кистей:

Функциональное состояние мышц спины, живота и кистей выполнялось по следующим тестам: силовая выносливость мышц спины (СВМС), живота (СВМЖ), кистевой динамометрии. Все полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Оценка функциональное состояние мышц спины, живота и кистей у детей школьного возраста с нарушением зрения.

Показатель

Результат ( )

СВМС, с

211,12±15,10

СВМЖ, с

150,80±16,22

Динамометрия (правая рука), кг

25,43±0,65

Динамометрия (левая рука), кг

24,63±0,34

Анализируя представленные данные исследования у детей СВМС и СВМЖ, можно сделать следующие выводы: у некоторых детей с близорукостью наблюдается снижение силовой выносливости мышц по сравнению с должными результатами для данного возраста, а именно функциональное состояние СВМЖ, должный критерий был (150-160с), с данным тестом справились все дети, что составляет 100%. Мы можем предположить, что дети выполняют на занятиях ЛФК много подводящих упражнений для выполнения данной пробы и в период контрольного тестирования показывают наилучшие результаты.

Должный критерий для СВМС был (2 - 230 с). С этим тестом справились 10 (100%) детей. Мы можем предположить, что большинство исследуемых занимаются спортом и поэтому успешно прошли тест.

Так же нами был проведен тест на измерение кистевой динамометрии правой и левой руки. Норма для мальчиков 10 - 11 лет: правая рука – 28-30 кг, левая рука – 26-28 кг. По результатам данного теста у исследуемых: правая рука - 3 (20%) ребенка имеют отклонения от должной нормы для данного возраста. Левая рука - 10 (66,6%) детей справились с данной пробой. 4 (33,4%) детей имеют отклонения от нормы для данного теста.

Выводы:

Проведенный анализ результатов данных показал, что физическое развитие (ФР) следующее: 8(80%) человек из класса имеют среднее гармоничное ФР, 1 (10%) человек со средним ФР, также еще 1 (10%) ученик с высоким.

Для значений силовой выносливости мышц спины, живота и кистей не наблюдаются отклонения от нормальных величин.

По итогам проведенных контрольных проб и тестов, все дети наблюдаемой нами группой имеют должные значения для своего возраста и данного заболевания (близорукость). В ходе проведения исследования жалоб от детей на плохое самочувствие и быструю утомляемость не поступало, все дети справились с тестами.

Список литературы:

Анисимова, Н. В. К вопросу адаптации, социализации и физической реабилитации воспитанников коррекционных образовательных учреждений / Н. В. Анисимова, Г. А. Сугробова, Г. И. Сергеева // Известия ПГДИ им. В. Г. Белинского. — 2011. — № 24. — С. 531—534.

Байкина Н.Г., Диагностика и коррекция двигательной сферы у лиц с нарушением слуха. 2003. 130с.

Dolezalova, V. Vztah myopie к inteligenci Relation between myopia and intelligence. / V. Dolezalova, D. Mottlova // Cesk-Oftalmol. -1995. -№51(4).-P. 235-239.

Edwards, M. H. Do variations in normal nutrition play a role in the development of myopia? / M. H. Edwards // Optom-Vis-Sci. 1996. -№73(10).-P. 638-643.

Просмотров работы: 46