В данной статье рассматривается оценка физического развития и функциональное состояние детей среднего школьного возраста с нарушением слуха, обучающиеся в МБОУ СШ №5 города Архангельска.
Ключевые слова: дети среднего школьного возраста, физическое развитие, функциональное состояние, нарушение слуха.
Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков [1].
Особенности моторики глухих порождаются целым комплексом причин, одной из которых являются нарушения функций отдельных систем организма. В многочисленных работах по этому вопросу указывается на значительную роль вестибулярного аппарата в развитии двигательной сферы. Даже незначительные нарушения в работе вестибулярного аппарата вызывают существенные изменения моторики глухих. Вместе с тем нельзя не учитывать тот факт, что количество глухих, у которых проявляются своеобразные особенности в двигательной сфере, превышает число лиц, страдающих вестибулярными нарушениями [3].
Эти положения можно объяснить тем, что патологический процесс в слуховом анализаторе изменяет не только функции вестибулярного аппарата, но и функции кинестезического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности глухих[2].
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что состояние двигательной сферы детей с нарушением слуха зависит от ряда причин, при этом в разных случаях любая из них способна играть важную роль. Вместе с тем можно утверждать, что особенности развития двигательной сферы у глухих детей обусловлены тремя основными факторами: отсутствием слуха, изменением некоторых функциональных систем и недостаточным развитием речи.
Цель работы: оценка физического развития и функционального состояния детей среднего школьного возраста с нарушением слуха.
Для определения цели были поставлены следующие задачи:
Оценить физическое развитие детей с нарушением слуха;
Исследовать функциональное состояние исследуемых детей.
В эксперименте приняли участие ученицы 8 «Б» класса МБОУ СШ №5 города Архангельска. Экспериментальную группу составили девочки в возрасте 15 лет. Все дети в качестве основного диагноза имели двустороннюю сенсоневральную глухоту, также все дети имели сопутствующие заболевания.
Методы исследования:
Антропометрический метод (длина тела; масса тела; жизненная емкость легких; окружность грудной клетки; динамометрия).
Метод функциональных проб (проба Штанге; проба Генчи; Пальценосовая проба).
Анализ результатов исследоания:
Оценка физического развития:
Для исследования оценки физического развития детей 15 лет с общим диагнозом - двусторонняя сенсоневральная глухота, фактические величины и нормативные значения для детей данного возраста (должные величины), были взяты показатели: длина тела, масса тела, обхват грудной клетки (в покое, на вдохе, на выдохе), ЧСС в покое.
Результаты средних антропометрических данных представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели физического развития
Показатели, единицы измерения |
Исследуемые |
|
Фактические |
Должные |
|
Длина тела (см) |
162,90±1,70 |
158,61-168,11 |
Масса тела (см) |
52,90±1,34 |
47,56-59,04 |
ОГК (см) пауза |
82,80±1,40 |
75,43-85,32 |
Динамометрия (правой руки) |
24,48±0,65 |
27,00-28,70 |
Динамометрия (левой руки) |
20,76±0,62 |
24,92-26,56 |
Жизненная емкость легких (л) |
2,44±0,08 |
2,7-2,8 |
Анализ полученных данных был произведен по центильным таблицам. По проведенным измерениям в результате выяснили, что средняя длина тела детей составляет 162,90 см, масса тела 52,90 кг и окружность грудной клетки 82,80. Значения полученных средних показателей длины тела, массы тела и окружность грудной клетки попадают в центильный интервал от 25 до 75 центилей, что говорит о гармоничном физическом развитии и соответствует возрасту. Среднее значение динамометрии правой и левой руки исследуемых ниже нормы, что свидетельствует о плохом развитии силовых возможностей, а именно мышц рук. Жизненная емкость легких у учеников значительно низкая, по средним показателям меньше нормы. Это говорит о плохом развитии легких. Мы можем предположить что это связано с тем что у слабослышащих детей отсутствует или ограничена речь, а соответственно и речевое дыхание.
2.Оценка деятельности дыхательной системы
Чтобы оценить деятельность дыхательной системы были проведены проба Штанге и проба Генчи и ЖЕЛ, которые представлены на рисунках 2.1-2.2.
Рисунок 2.1. – Средние показатели пробы Штанге
При проведении пробы Штанге выяснилось, что средние показатели исследуемых ниже должных значений, что говорит о низком развитии дыхательной системы. Процент разницы от должных показателей составляет 28,1%.
Рисунок 2.2. – Средние показатели пробы Генчи
При проведении пробы Генчи выяснилось, что средние показатели исследуемых ниже должных значений, что говорит о низком развитии дыхательной системы. Процент разницы от должного составляет 5%.
Можно предположить что это связанно с основным диагнозом занимающихся. Предлагаем включить в занятия по физической культуре комплекс упражнений для развития дыхательной системы.
2.2 Оценка координации движений
Чтобы оценить координацию движений исследуемых была проведена «Пальценосовая проба», которая представлена на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Определение координации движений «Пальценосовая проба»
При проведении пальценосовой пробы мы выявили очное попадание в нос было выявлено у семерых (70%) ,что свидетельствует о нормальном состоянии центральной нервной системы. И у троих обследуемых (30%) явное отклонение от нормы (промахивание, дрожание указательного пальца) , что говорит о наличии патологии центральной нервной системы. Мы можем предположить что это связано с тем что у многих слабослышащих детей плохое развитие координации.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Анализ показателей физического развития выявил, что значения полученных средних показателей длины тела, массы тела и окружность грудной клетки попадают в центильный интервал от 25 до 75 центилей, что говорит о гармоничном физическом развитии и соответствует возрасту. Дети с нарушением слуха имеют незначительное отставание в физическом развитии, а в исследовании силы мышц кисти наблюдается плохое развитие силовых возможностей.
2. Оценка показателей дыхательной системы ЖЕЛ, Штанге и Генчи выявила низкое развитие объема легких у группы детей с нарушением слуха и дыхательной системы в общем.
3. По итогам проведенных контрольных проб и тестов, все дети наблюдаемой нами группой имеют должные значения своего возраста и данного заболевания (двустороння сенсоневральная глухота). В ходе проведения исследований жалоб от наблюдаемых на плохое самочувствие не поступало, все дети справились с тестами.
Список литературы:
Башлак, О,Б. Органы чувств (слуха и равновесия) : учебное наглядное пособие для управляемой самостоятельной работы студентов / О.Б.Башлак, Н.В.Банецкая ; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск: БГУФК, 2015.
Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека / М.Ф.Иваницкий // Учебник для институтов физической культуры / М.Ф.Иваницкий. – М.: Олимпия PRESS, 2011.
Картавцева, А.И. Евсеева О.Э. Комплексная программа адаптивного физического воспитания неслышащих детей в дошкольных образовательных учреждениях : учеб. пособие /— М. : Советский спорт, 2011 .— 156 с.