САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ

Габасов Р.Р. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы возрастает число практически оиентированных исследований по проблемам духовности и нравственности, смысла жизни человека, вершин его жизни, акме, как цели процесса самоактуализации. Многие исследователи отмечают существенные изменения, произошедшие как в феноменологии девиантных проявлений в поведении, так и в комплексе условий, определяющих возникновение и закрепление девиаций, что требует пересмотра сложившейся ранее системы методов психологической коррекции и психотерапии, разработки комплексов мероприятий по психолого-педагогической реабилитации девиантов и интеграции этих методов в общую практику образовательного пространства (А.И.Захаров, Д.Лейн, А.Н.Леонтьев, Р.Лэнг, В.А.Петровский, Д.Равен, К.Роджерс, В.И. Слободчиков, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн, В. Франкл, Т.И. Шульга, Г.И. Цукерман, К. Ясперс и др.).

Теория самоактуализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в психологии и психотерапии. В современной версии этой теории полагается, что развитие человека происходит в мире действительности через различные виды совместной деятельности, взаимодействие и общение с другими людьми и специфическую деятельность, направленную на самосовершенствование - самоактуализацию. Понятие "самоактуализация" в узком смысле означает практические аспекты сознательной целенаправленной деятельности человека в мире действительности, направленной на практическое осуществление своих жизненных планов. Родственное понятие "самореализация" означает формирование человеком концепции своего будущего, подготовку им жизненных планов, разработку стратегии и тактики их осуществления. В процессе самореализации человек анализирует полученные в практической деятельности результаты, формируя концепцию своего прошлого, и постоянно подвергает корректировке, перестраивает "концепцию Я", индивидуальную картину мира и свои жизненные планы.

В отечественной психологии понимание самоактуализации вытекает из идей личностного саморазвития и динамической концепции личности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Л.И.Анцыферова, К.А.Абульханова-Славская, Д.А.Леонтьев и др.). В зарубежной психологии самоактуализация рассматривается в русле экзистенциальных, гуманистических, феноменологических концепций личности, представляя собой, по сути, основу гуманистической психологии (А.Маслоу, Г.Олпорт,

К.Роджерс, В.Франкл, А.Адлер и др.).

Понятие самоактуализации в той или иной степени осмысливалось уже в 1930-е годы (Г.Олпорт, А.Адлер), но введение и использование его как научную категорию началось несколько позднее. Зарубежные справочные издания включают это понятие, начиная с 1960-х годов. Примерно в эти же годы понятие самоактуализации появилось и в отечественных научных публикациях наряду с понятиями "самореализация", "саморазвитие", "самовыражение" и т.д. Позднее термин "самоактуализация" был выделен из ряда синонимов в отдельную функциональную категорию, что нашло свое отражение в психологическом словаре 1983 года.

Основоположником концепции самоактуализации личности считается А.Маслоу. Однако долгое время велись споры о том, что повлияло на формирование идей гуманистической психологии А.Маслоу, в первую очередь на смысловое наполнение понятия самоактуализации личности. Первоначально считалось, что на гуманистическую психологию А.Маслоу существенно повлияла философия Аристотеля. Однако, это суждение вскоре подверглось критике.

В психологии используется несколько терминов, которые близки по содержанию к понятию самоактуализация, они дополняют и помогают понять его смысл. Часто самоактуализация объясняется с помощью этих близких по значению понятий. Среди них можно выделить "самореализацию", "трансценденцию", "самоутверждение", "самовыражение", "самосовершенствование".

Концепции, которые касаются феномена самореализации человека, описывают самоактуализацию и самореализацию с помощью близких по значению, синономичных понятий. Стремление человека к и полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей (К.Роджерс), внутреннюю тенденцию развития себя (Ф.Перлз), стремление человека стать тем, чем он может стать, и другие концепции говорят о том, что рассматривать эти два понятия необходимо в комплексе. Они дополняют друг друга и в большинстве случаев употребляются как синонимы. Некоторые различия в интерпретации терминов "самореализация" и "самоактуализация" связано с разными сторонами проявления личности. Личность проявляется во внутренней (субъективной) и внешней (объективной) стороне существования. В этом смысле процесс самоактуализации отражается как внутренний аспект личности, а самореализация как внешний аспект. Нередки случаи, когда самореализующаяся личность может быть названа самоактуализирующейся. Самоактуализация понимается как источник возможной самореализации. Однако, как самоактуализация - это всегда актуализация, то есть выражение себя, своей истинной природы во вне, так и самореализация - это всегда реализация своего подлинного "Я". Поэтому самоактуализация и, самореализация часто используются как синонимы.

Самоактуализация и самореализация в узком смысле слова являются двумя неразрывными сторонами единого процесса самоактуализации, результатом которого является человек, максимально раскрывающий и использующий свой человеческий потенциал с пользой для себя и на благо общества. Промежуточным результатом этой деятельности является приобретение человеком той или иной компетентности - специфической способности, позволяющей эффективно решать типичные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях жизненного пути. Высшие уровни компетентности предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, организаторских способностей, позволяющих эффективно организовать совместное решение проблем, способности оценивать последствия своих действий в более широком временном и социальном горизонте.

В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев рассматривают личность человека с философско-антропологической позиции как персонализированную, самоопределившуюся самость среди других, для других, и только таким образом - для себя. В этом смысле самоактуализация есть процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности и заключается в освоении им норм и способов человеческой деятельности, правил общежития, основных смыслов и ценностей, регулирующих совместную жизнь людей в обществе. Со схожей позиции к определению и изучению самоактуализации подходят Л.И.Антропова, Л.Г.Брылева, И.А.Витин, Н.Л.Кулик, К.Ч.Мухаметджанов и многие другие авторы.

В последнее время интерес исследователей смещается на изучение предельных моментов самоактуализации, возникающих в тех случаях, когда позитивное решение в проблемно-конфликтной ситуации крайне затруднительно или даже невозможно на основании ранее усвоенных шаблонов поведения. Считая, что подлинное развитие личности возможно только через нахождение позитивных решений в предельных, критических ситуациях, некоторые авторы сегодня полагают, что человек, стремящийся к самоактуализации, обязан ставить перед самим собой сверхзадачи, создавая проблемные ситуации с высокой степенью неопределенности и риска, которые требуют ориентировки в сложной системе смыслообразующих мотивов и личностных смыслов. А.Г.Асмолов в этом аспекте рассматривает самоактуализацию личности как самоосуществление "иных культур", имеющее своей целью преобразование норм данной культуры и творение в ходе контакта с миром новых норм. В процессе самоактуализации, по его мнению, рождаются новые интерсубъективные социальные миры.

Многие педагоги и психологи видят сущность процесса самоактуализации в образовательном пространстве в передаче, трансляции от воспитателей к воспитуемым способов, методов и путей, посредством которых человек может стать тем, кем он может стать. Они считают, что потенциальные возможности человека могут проявиться и реализоваться лишь при умении ученика автономно, без внешнего систематического контроля, помощи и стимуляции рационально организовать свою учебную деятельность. Этот уровень самоорганизации, ранее считавшийся необходимым для успешного обучения в ВУЗе, сегодня становится необходимым в старших классах школы, а "педагогическая прививка", стимулирующая этот способ саморазвития и самообразования, необходима уже в подростковом возрасте (П.И.Пидкасистый, Л.М.Фридман М.Г.Гарунов и др.).

Личность на основе индивидуального своеобразия и особенностей социальной среды способна к раскрытию внутреннего потенциала, то есть к самоактуализации. Самоактуализация - это стремление человека к самоосуществлению, к возможно более полному развитию своих потенций (А.Маслоу). Трудность изучения самоактуализации заключается в том, что она представляет собой сложное комплексное образование, включающее в себя ряд личностных свойств. Теоретические и эмпирические исследования показывают, что самоактуализирующуюся личность отличают самоуважение, самопринятие, автономность, уверенность в себе, креативность и др. (ЛЛ.Гозман, М.В.Кроз, И.Б.Дерманова, Н.Ф.Калина и др.).

Согласно взглядам А.А.Реана, "идея саморазвития и самоактуализации, взятая вне связи с феноменом самотрансценденции, является недостаточной для построения психологии личностной зрелости". Для этого необходимо представление о самоактуализации и самотрансценденции как о понятиях, дополняющих друг друга в едином процессе. Существует мнение, что в гуманистической психологии, с ее доминирующей направленностью на раскрытие потенциала человека, на достижение самоидентичности и самопринятия, потенциально заложен риск эгоцентризма. При этом идея самотранценденции как бы забывается. Первый, обративший внимание на опасность игнорирования самотрансценденции, был В.Франкл. Именно эту диспропорцию в соотношении идей самоактуализации и самотрансценденции он подразумевал, когда задавался вопросом, "насколько гуманистична гуманистическая психология".

По мнению Б.Г.Ананьева, становление личности происходит наряду со становлением целостности и происходит постепенно в процессе ее развития и деятельности. Целостность человека проявляется в обладании целями, в осознании этих целей жизни, в осуществлении их на практике. Развитие личности определяется жизненной направленностью, выражающейся в стержневых целях в жизни и определяющей своеобразие поведения и деятельности. Деятельность определяется саморазвитием целостности личности и определяет способ развития ее самосознания.

Опираясь на идеи культурно-исторической теории, А.Н.Леонтьев выдвинул, а затем детально разработал общепсихологическую концепцию деятельности. "Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития". В ходе формирования и становления личность сохраняет своё единство, постоянство, свою аутоидентичность. А.Н.Леонтьев утверждал, что основой личности является совокупность его общественных отношений к миру, которые реализуются в деятельности. Структура деятельности соотнесена со структурой мотивационной сферы личности, которая определяет и стимулирует саморазвитие личности. Именно эти положения легли в основу современных исследований самореализации и самоактуализации личности в отечественной психологии.

Таким образом, самоактуализирующаяся личность - это личность, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей, которые позволяют ей достигнуть социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности.

К основным чертам, характеризующим личность с высоким уровнем самоактуализации, относится:

- продуктивное самосознание;

- развитую интуицию;

- высокую самоорганизацию;

- дивергентность мышления;

- уверенность в своих силах;

- потребностно-преобразовательное отношение к миру;

- рефлексию ценностного смысла собственной деятельности;

- независимых высказываемых суждений;

- оригинальность;

- прогностичность;

- мотивационно-творческую активность;

- готовность к постоянном личностному росту.

Потребность в творчестве возникает в том случае, когда оно нежелательно или невозможно из-за внешних обстоятельств, т.е. сознание в этой ситуации провоцирует активность бессознательного. Таким образом, сознание в творчестве пассивно и лишь воспринимает творческий продукт, а бессознательное активно порождает творческий продукт. Отсюда творческий акт является слиянием логического (анализ-синтез в процессе воображения) и интуитивного (инсайт) уровней мышления.

Для проявления способностей личности к самоактуализации необходима своеобразная обстановка

- креативная среда, характеризуемая следующими признаками:

- оптимальной мотивацией, предполагающей средний уровень мотивации достижения (закон Йеркса-Додсона: максимальная продуктивность деятельности возможна лишь при поддержании мотивации достижения на среднем уровне), а также отсутствие соревновательной мотивации и мотивации социального одобрения;

- непринужденной обстановкой, характеризуемой отсутствием угрозы и принуждения, принятием и стимулированием любых идей, свободой действий и отсутствием критики.

Список использованных источников

Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач. М., 2009.

Дружинин B.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер Ком, 1999. 363 с.

Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. 2015. № 5 С. 166-175.

Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников: Монография. Ульяновск, 2002.

Корсунский Н.Л. Развитие литературных способностей школьников. Дис. докт. психол. наук. М., 2013.

Нагорнова А.Ю. Экспертиза образовательной среды в системе дополнительного образования детей:монография. Ульяновск: ИПК ПРО, 2018. 110 с.

Олах Л. Творческий потенциал и личностные перемены // Общест­венные науки за рубежом. Р.Ж. Сер. Науковедение. 1968. № 4. С. 69-73.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

Просмотров работы: 204