Индивидуально-психологические особенности курсантов МЧС 1 и 5 курса - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Индивидуально-психологические особенности курсантов МЧС 1 и 5 курса

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная тема актуальна, так как роль личности профессионала в эффективности его деятельности достаточно высока, а многие её личностные черты формируются в процессе обучения [1] . Несмотря на то, что набор индивидуально-психологических особенностей индивидуален, есть психологические характеристики, присущие целой социальной категории. Например, группа школьников, абитуриентов, студентов, обладателей той или иной профессии имеют общие характерные особенности, свойственные каждому из представителей данной группы. Это может быть обусловлено одним возрастом, где для каждого этапа характерны свои новообразования, общей деятельностью или профессиональной направленностью, которые требуют наличия определённых психологических особенностей для успешного обучения и работы. Также определённая деятельность сама в процессе занятости ею может способствовать развитию некоторых индивидуально-психологических черт.

Одной из важнейших сфер жизни социума, в которой важны индивидуально-психологические особенности людей, является служебная деятельность. Примером может служить работа сотрудников, помогающих и обеспечивающих порядок и нормальную деятельность членов общества и системы в целом, которые постоянно контактируют с разнообразными чрезвычайными ситуациями, опасностями для своего психического и физического здоровья [4] , [9].

Данная работа посвящена выявлению и анализу индивидуально-психологических особенностей курсантов Дальневосточной пожарно-спасательной академии – филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (далее – ДВПСА) [2].

Для описания индивидуально-психологических особенностей в психологии используется множество определений, входящих в понятие личности и схожих с ним. Например, в словаре К. Игишева [3, С.215] личность трактуется как врожденные особенности мышления, ощущений и поведения, определяющие уникальность индивида, его образ жизни и характер адаптации, и являющиеся результатом конституционных факторов развития и социального положения.

Индивидуально-психологические особенности позволяют более конкретно и дифференцированно провести анализ и описание личности, сравнить между собой несколько человек по выделяемым параметрам, выделить общие черты [8]. Поскольку выделяемые характеристики позволяют выявить психологические особенности, их обозначают и как индивидуально-психологические различия – «особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающие людей друг от друга» [6, С.177].

В целом, можно сказать, что индивидуально-психологические особенности являются индивидуальными устойчивыми психодинамическими характеристиками личности, проявляющимися в поведении и деятельности, имеющими свои уникальные отличия от других. К индивидуально-психологическим особенностям можно отнести такие устойчивые свойства, как темперамент, характер, ценности и копинг-стратегии.

Теоретическим объектом данной исследовательской работы является личность и ее индивидуально-психологические особенности, эмпирическим – курсанты первого и выпускного курсов ДВПСА. Общий объём выборки для исследования составил 44 человека в возрасте от 18 до 24 лет, средний возраст испытуемых 21 ͞+ 2 года, разница в возрасте в среднем три года. В общей выборке 2 женщины и 42 мужчины, разделенные на две группы по критерию «курс обучения»:

1 группа – 22 испытуемых первого курса в возрасте от 18 до 21 года (1 женщина и 21 мужчина);

группа – 22 испытуемых выпускного курса в возрасте от 21 до 24 лет (1 женщина и 21 мужчина).

Для диагностики использованы следующие методики: Опросник акцентуаций Г.Шмишека [7] , Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса [5], Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б.Фанталовой [11]. Сравнительный анализ представлен подсчетом статистических критериев – Угловое преобразование Фишера и расчет критерия U Манна – Уитни [10]. Выбор методов и методик объясняется тем, что они позволяют осуществить комплексный качественный и количественный анализ.

В результате анализа полученных результатов была составлена интерпретация и сформулированы выводы исследования.

Курсанты МЧС, как представители специфической профессии, связанной с рисками и экстремальными ситуациями, должны обладать для эффективного функционирования в рядах спасателей определенными характеристиками, например, гармоничностью мотивационно-личностной сферы, отсутствием акцентуаций, связанных с чрезмерной тревожностью, импульсивностью, замкнутостью и т. д., конструктивными копинг-стратегиями.

Несмотря на то, что по критерию Манна-Уитни статистически значимых различий не выявлено, можно отметить заметные тенденции, которые подтвердились критерием Фишера. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты сравнительного анализа (критерии Манна-Уитни и Фишера)

Сравниваемые параметры

Критерий Манна-Уитни

Критерий Фишера

Общий уровень распределения копинг-стратегий

Зона незначимости (

Зона значимости

Копинг-стратегия «Планирование решения проблемы»

Зона незначимости

Зона значимости

Копинг-стратегия «Самоконтроль»

Зона незначимости

Зона незначимости

Копинг-стратегия «Положительная переоценка»

Зона незначимости

Зона значимости

Общий уровень рассогласования мотивационно-личностной сферы

Зона незначимости

Зона значимости

Низкийуровень рассогласования мотивационно-личностной сферы

Зона незначимости

Зона значимости

Среднийуровень рассогласования мотивационно-личностной сферы

Зона незначимости

Зона значимости

Высокийуровень рассогласования мотивационно-личностной сферы

Зона незначимости

Зона неопределенности

Уровень выраженности акцентуаций

Зона незначимости

Зона незначимости

К более выраженным чертам курсантов первого курса можно отнести демонстративность, педантичность, возбудимость, дистимичность, экзальтированность и циклотимность. Если выделить наиболее выраженные черты у обеих групп, то можно увидеть, что из трех превалирующих акцентуаций (гипертимность, эмотивность, застревание) совпадает только гипертимная акцентуация. По другим показателям они различны, у курсантов первого курса это демонстративность и экзальтированность, у выпускников – застревание и эмотивность. У курсантов-первокурсников выраженные акцентуации связаны с большей импульсивностью, подвижностью, эмоциональностью, повышенным фоном настроения, у выпускников также ярко выражены черты эмоциональности, активности, демонстративности, однако, также присутствуют черты тревожности и пониженного фона настроения. Это может быть связано с повышением меры ответственности за выполняемые задачи, большей нагрузкой и занятостью. Отсюда можно сделать вывод о том, что в процессе обучения на выпускных курсах, курсантам необходимы меры по регуляции тревожности и общего фона настроения.

Выявленные различия обладают практической значимостью. Несмотря на то, что акцентуации характера являются достаточно ригидными и весьма стабильными характеристиками личности, имеющими высокую стойкость относительно развития, можно предположить, что время обучения в пожарно-спасательной академии может оказывать некоторое влияние на индивидуально-психологические особенности курсантов, что требует дальнейшего лонгитюдного исследования.

Относительно анализа копинг-стратегий совладающее поведение в обеих группах практически идентично. Несмотря на то, что на первом курсе выраженность способов психологической защиты выше, чем на пятом, различия статистической значимости не имеют. Это можно объяснить тем, что при поступлении в пожарно-пасательную академию абитуриенты проходят отбор.

Наиболее доминирующими стратегиями курсантов являются копинг-механизмы самоконтроля, планирования решения проблемы и положительной переоценки. Данные стратегии относятся к группе адаптивных, предполагают рационализацию, решение проблемы, восприятие проблемной ситуации как стимула, анализ и прогнозирование собственного поведения, подбор более эффективных его вариантов, с одной стороны, и исключение импульсивности, сильного эмоционального включения, с другой. Для будущих спасателей очень важно иметь эффективные стратегии психологической защиты, поскольку их работа сопряжена со стрессом и экстремальными ситуациями.

Относительно картины рассогласования мотивационно-личностной сферы уровень ее дезинтеграции у курсантов первого курса несколько выше, чем у выпускников, что можно объяснить влиянием условий обучения и проживания в академии. Относительно первокурсников требования гораздо строже (они чаще заступают в наряды, дежурства, не имеют права отлучаться с территории академии без уважительных причин, постоянно проживают на территории академии), им сложнее добиться удовлетворения своих потребностей, равновесия между желаемым и доступным, чем выпускникам, которые имеют гораздо более свободный режим, проживают за территорией академии, реже привлекаются на обязательные мероприятия и т. д.

Таким образом, несмотря на то, что изучаемые аспекты индивидуально-психологических особенностей не везде получили статистическое подтверждение, очевидные характерные тенденции и статистически значимые результаты есть. Следует учитывать изначальный отбор абитуриентов, который предполагает необходимость наличия определенных индивидуально-психологических особенностей, а также требование лонгитюдности и контроля смешения переменных для оценки изменений личностных черт под воздействием процесса обучения и профессионального развития.

Список литературы

Бубновская, О.В. Потребностная обусловленность внутриличностного конфликта в юношеском возрасте. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2005.

Иващенко, С.А. Изучение индивидуально–психологических особенностей спасателей МЧС России. Автореферат. СПб. 2003. – 24 с.

Игишев, К. Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. М.: 2008. С.370.

Коротков, В.П. Индивидуально-психологические особенности личности, влияющие на успешность овладения профессией сотрудника милиции. Психопедагогика в правоохранительных органах №2. 2001. С. 60-62.

Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога №3. - М. : 2007. С. 93-112, С. 211.

Мещеряков, Б., Зинченко, В. Большой психологический словарь. М.: АСТ Москва. 2009. 816 с.

Полякова, В.В. Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения. Кызыл. Изд-во ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал». 2013. С. 136.

Реан, А.А. Психология личности. СПб.: Питер. 2013. С. 288

Рябова, М.Г., Отраднова, А.С. Индивидуально–психологические особенности курсантов в процессе адаптации к образовательной среде ВУЗа МВД России. Педагогическое образование в России. 2016. С. 207-210.

Сидоренко, Е. Методы математической обработки в психологии. М.: Речь. 2007. С.350.

Фанталова, Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара.: БАХРАХ - М. 2001. 128 с.

Просмотров работы: 86