Актуальность. В работе рассматривается исследование Аркадия Гершмана касаемо микрорайонов), появление которых связано c промышленной революцией и рассветом вредных производств появилась концепция города-сада, которая позже перетекла в идею спальных микрорайонов известного Ле Корбюзье. Так компактные районы со всем необходимым для человека ушли в прошлое, а архитекторы стали зонировать город по функциям: торговая, административная, жилая, промышленная и так далее.
Проблема. Отсутствие оживленности вне центра города, перегрузка дорог
Цель. Выяснить причину проблемы, а также ее решение с помощью исследования Аркадия Гершмана.
Объект исследования. Градостроительство.
Задания работы. Изучить причину важности человеческих масштабов в городе.
Микрорайоны (МКР) Этот тип застройки - открытие 20 столетия, от которого большинство стран отказалось в том же веке. Почему?
Одной из основных проблем микрорайонов является отсутствие «природных масштабов». Колоссально высокие здания, которые выше деревьев в разы, пустыри меж этих зданий усеяны одной лишь травой. Человек не чувствует защиты в таких местах, а наоборот даже угрозу, именно из-за нарушения масштабов, которые я указал выше. Как говорил Аркадий:«Человек имеет свои габариты и свойства, которые нужно учитывать в городе. Монструозные дома, улицы и даже пустыри не формируют комфортную среду вокруг человека как раз из-за нарушения этого принципа.»
Аркадий Гершман утверждает, что человек, находясь на одной стороне улицы, должен видеть и различать противоположную сторону. То есть около 40 метров от дома до дома. В условиях МКР соблюсти это условие почти нереально из-за норм инсоляции. Ещё можно вспомнить про удобное пересечение улицы как критерий человечности. Переходить улицы с 4 полосами проще и естественнее, чем 10-20 полосные. Которые необходимы микрорайонам в силу пробок в час пик, когда огромное кол-во людей «мигрирует» с одной точки (своего проживания), в другую точку (своей работы).
Раньше, до необходимости в большом ручном труде, работа от человека находилась в пешей доступности. Затем промышленная революция потребовала больше рук, на что город ответил трамваями и появлением окраин. Однако, сейчас нет столь же великой необходимости в тяжелом ручном труде, что нужна была ранее, а районы вне центра остаются и их нужно оживлять…
Так появился подход «Mixed-use development» – типы застройки перемешаны между собой и находятся в пешей доступности друг от друга. С точки зрения транспорта, смешение функций размазывает маятниковую миграцию по всему городу. Нет ярко выраженных потоков жилой район-завод или центр-периферия, благодаря чему можно справиться менее ёмкими и дорогими видами транспорта. Если же что-то находится в пешей доступности от человека, то куда больше шансов, что он выберет дойти пешком, ежели сесть за автомобиль. Это отчасти решает проблему загруженности дорог города и уже нет такой острой необходимости строить многополосные магистрали, через которые нет возможности перейти. Помимо этого, улучшается уровень жизни, за счет разнообразия сервисов и услуг, не нужно ехать «в город» чтоб закупиться либо погулять.
МКР неудачны с точки зрения транспорта и экономики - застройка задумывалась с мыслью, что будущее будет за личным автотранспортом, поэтому внутри МКР сохранялись пешие связи и тихая-спокойная обстановка, а улицы полностью отдавались под авто трафик. «Хоть подходы к строительству устарели лет на 50, но застройщики чувствуют рынок. А люди в стране очень бедные, поэтому товар первой необходимости - малые квартиры. Плевать на удобную городскую и социальную среду, ведь покупают именно это, а со стороны государства и города это никак не решается. В итоге появляются дома с 5-10 квартирами на этаже, где соседи элементарно не знают, кто живёт рядом с ними: Поэтому привет огромным домам-стенкам с 50-100 квартирами на один подъезд, привет муравейникам и гетто».
«Разные функции в одном месте предотвращают вымирание территории – улицами и площадями постоянно кто-то пользуется. За счёт этого повышается социальная безопасность района, а у бизнеса появляется возможность развиваться.» - говорит Аркадий. Это отлично решает проблему пустырей меж зданиями «колоссами».
Данная концепция не лишена своих слабостей, громкие мероприятия, рестораны, бары. Этого всего можно легко избежать, при помощи правильной работы архитектора, ведь это вопрос правильного расположения зданий с разными функциями.
Так вот, перед нами стоит вопрос, как исправить всю трагедию с МКР и вернуть человеческий масштаб городу? На этот вопрос есть несколько вариантов ответа…
Снос МКР
Первый способ самый действенный, им пользуются все страны, которые ощутили на себе всю проблему Микрорайонов. Однако он и является самым догорим: снос здания, уборка мусора, и более года новой застройки местности. К тому же страны бывшего СНГ, еще не готовы отказаться от МКР, так что этот способ не для нас.
Промзоны
Вторым способом являются промзоны «они часто как раз разделяют микрорайоны. Их реновация и застройка в смешанном стиле позволит соединить городскую ткань, а также разбавить исключительно жилое зонирование местности, благодаря чему на улицы вернутся люди и бизнес.» - говорит Аркадий
Уплотнение и создание кварталов
Так как бюджет ограничен, а с застройкой нужно что-то делать, последний вариант, который я описывал выше, подходит лучше всего. Он избавит нас от ненужных пустырей, внесет живости и поднимет уровень жизни людей, проживающих в этом районе.
Вывод
Единственный ныне возможный сценарий спасения города в экономическом и социальном плане, это реновация микрорайонов и застройка пустырей, создавая подобие квартальной застройки. Со временем можно будет частично снести дома, либо понизить их этажность, что приведет нас к поддержания человеческого масштаба, благодаря чему в городе станет приятней жить.
Список Литературы:
1.Аркадий Гершман, «Человеческий размер города»[Электронный ресурс] - https://gre4ark.livejournal.com/453152.html
2. Аркадий Гершман, «Хватит делать спальники!» [Электронный ресурс] - https://gre4ark.livejournal.com/630568.html
3. Аркадий Гершман, «Будущее микрорайонов или как спасать города» [Электронный ресурс] - https://gre4ark.livejournal.com/390829.html
4. Аркадий Гершман, «Почему нельзя строить МКР и как окупить кварталы» [Электронный ресурс] - https://gre4ark.livejournal.com/380153.html