Проблема одиночества в подростковом возрасте. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Проблема одиночества в подростковом возрасте.

Малышева А.Д. 1
1МосУ МВД России им. В.Я. Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность в российском обществе феномена одиночества признают многие ученые и неспециалисты, но сама проблема не становится яснее от простой констатации факта. В отечественной психологии имеется ограниченное число работ по проблеме одиночества. Между тем теоретическая и практическая значимость данной проблемы очевидна: все большее число людей разных возрастов переживают одиночество и самостоятельно не могут совладать с ним, что приводит к самым негативным чувствам и состояниям.

Особое беспокойство вызывает одиночество молодых людей, прежде всего подростков, поскольку именно в этот возрастной период одиночество переживается чаще, острее и является одной из серьезных особо опасных проблем: причиной разочарований и крушения надежд, осознаваемой угрозой для формирования межличностных отношений, может ограничить развитие человека и привести к негативным социально-психологическим явлениям ухода от социальной активности, проявляющимся в асоциальном поведении (алкоголизм, наркомания и проч.), вступлении в религиозные и преступные сообщества, суицидальном поведении [1, С.97]. 

Отметим, что подростковый возраст - важный и трудный этап в жизни каждого человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую судьбу. Это время, когда складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни.

Этот этап включает в себя массу проблем, с которыми сталкиваются подростки, а именно неуверенность в себе, непонимание среди окружающих, проблемы с родителями, одиночество.

Подросткам присуще переживание одиночества также в связи с юношеским кризисом смысла жизни, отсутствием взаимопонимания со сверстниками и родителями, неблагоприятными условиями жизни и развития. Несмотря на то, что большинство специалистов указывают на возникновение переживаний одиночества в подростковом возрасте, многие утверждения, относящиеся к анализу этого явления, не получили эмпирической проверки.

Почти что каждый подросток проходит через периоды одиночества, неуверенности и беззащитности. Усугубляется это еще и страхом, что подросток считает, что он один во всем классе, во всей школе, во всей вселенной. Ему кажется, что он отделен от всех невидимой стеной, что его окружает непроницаемое облако. И никто его не понимает. Он завидует некоторым сверстникам, которые на первый взгляд никогда не сталкивались и никогда не столкнуться с данной проблемой. Но даже самые популярные подростки сомневаются в себе [2].

Подростковое одиночество, как правило, делят на несколько видов [3]:

кратковременное одиночество;

ситуативное одиночество (вызванное, например, переездом, смертью друга);

хроническое одиночество (обособление в течение длительного времени; подросток страдает от своего обособления).

Опираясь на психологические исследования можно выделить следующие причины одиночества в подростковом возрасте [5, С.55]:

Подростковый возраст сопровождается тем, что ребенок пытается оценить и понять себя и зачастую смотрит на себя с позиции выбранного идеала или общепринятой нормы. Из-за отсутствия опыта самопознания, дети зачастую не могут сами оценить себя, свой внутренний мир и сомневаются, что кто-то другой тоже сможет это сделать.

Неполноценное общение со сверстниками, непринятие в социальную группу или группу по интересам, отсутствие людей, разделяющих интересы, потребности и увлечения ребенка. Часто возникает из-за недостаточных коммуникативных умений, умения слушать и сопереживать другим людям.

Возрастной кризис идентичности. Ребенок должен найти баланс между обособлением («Я») и отождествлением (с другими, обществом). Если происходит преобладание отождествления, то ребенок теряет свое «Я» и чувствует свою никчемность; если преобладает обособление, то бывает трудно или невозможно построить отношения с другими людьми.

Возрастной кризис самооценки. Подросткам свойственно постоянно оценивать и анализировать себя, порой предъявляя повышенные требования. Подростки замечают множество своих недостатков, недовольны собой. И считают, что и другие также видят эти недостатки. Подростки остро реагируют на критику и замечания, и это также приводит к уединению и отказу от общения.

Завышенные требования к другим людям, которые не достойны общения с подростком, слишком низко развиты, бедны и т.п.

Нереалистичные представления о дружбе, взаимоотношениях между людьми, о любви.

Внешние социальные факторы: смена места жительства, переход в другую школу, потеря друга, отсутствие круга знакомств (ребенок не посещает кружки и секции, у него нет увлечений).

Пример семьи. Если в семье ребенка ненормальные отношения, частые скандалы, физическое насилие и т.п., ребенок заранее убежден, что общение не приведет ни к чему хорошему и намеренно избегает их (особенно с противоположным полом).

Отсутствие полноценных, доверительных отношений с родителями, завышенные требования родителей к ребенку, частая критика, непринятие ребенка как самостоятельной личности. Это приводит к тому, что у ребенка формируется заниженная самооценка, он не верит ни в себя, ни в других, в то, что его хоть кто-то может понять и полюбить.

Гиперопека. Воспитание ребенка как кумира семьи может породить те же проблемы с общением: повышенные требования к окружающим, низкий контроль собственного поведения, завышенная самооценка, отсутствие критики по отношению к себе.

В настоящее время число подростков, испытывающих чувство одиночества, значительно растет. К сожалению, подростковое одиночество сопровождается такими опасными последствиями, как депрессия, алкоголизм, наркомания и попытки суицида. В такое время подросток чувствует себя беззащитным и неуверенным. Ему кажется, что он отделен от всех невидимой стеной, что его окружает облако непонимания. Сейчас становится все более популярным общение во всемирной глобальной сети, и подростки активно пользуются этой возможностью. Среди очевидного числа преимуществ данного вида коммуникаций, можно выделить ряд минусов [2]:

- Отсутствие живого общения. Любое общение в интернете, каким бы реальным оно не казалось, никогда не заменит живого общения, когда человек может наблюдать за настроением, эмоциями, мимикой и жестами собеседника.

- Зависимость. Многие подростки увлекаются виртуальным общением до такой степени, что при живом общении начинают замыкаться в себе, либо совсем отвергают живое общение.

- Построение иллюзий. К сожалению, общаясь с человеком только посредством интернет общения, мы не можем хорошо его узнать, так как некоторые черты его характера бывает очень трудно разглядеть через экран монитора. Поэтому связь между такими интернет знакомыми вряд ли можно назвать крепкой и дружеской.

Поскольку одиночество – переживание субъективное, то нельзя придумать единый способ его преодоления, подходящий всем и каждому в любом случае. Поэтому при оказании юношам и девушкам помощи нужно придерживаться принципа «золотой середины», т.е. уделять им достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность оказания помощи в трудной ситуации, но в тоже время поощрять самостоятельность, активность в поиске преодоления негативного переживания одиночества. Разделить одиночество означает: выслушать человека, когда он захочет рассказать о своей боли; понять и принять его чувства.

Также анализируя данную проблематику в работах отечественных и зарубежных исследователей, стоит отметить, что психологическими детерминантами одиночества в подростковом возрасте являются эмоциональная неустойчивость, застенчивость, низкая самооценка, интроверсия.

Демографической детерминантой одиночества в подростковом возрасте выступает «тип семьи» (воспитание подростка родителями, один из которых не приходится ребенку биолошческой матерью или отцом).

При этом социальными факторами, детерминирующими переживание одиночества в подростковом возрасте, являются «общение со сверстниками» и «развод родителей»

На основе социально-психологических характеристик учеными выделяются три личностных типа подростков, переживающих одиночество: «хронически одинокий, неконструктивный», «ситуативно-одинокий» и «кратковременно-одинокий, конструктивный».

Таким образом, в психологии сильны две тенденция в изучении одиночества. Первая – трактовка его как психического состояния или субъективного переживания.

Вторая – трактовка одиночества как исключительно негативного состояния и переживания. Если даже человек месяцами находится один, не поддерживает ни с кем никаких контактов, но чувствует себя при этом превосходно и не нуждается ни в какой помощи, он не считается находящимся в одиночестве.

Список литературы

Дементий, Л.И. Личностные тины и социально-психологические детерминанты одиночества в подростковом возрасте / Л.И. Дементий // Омский научный вестник. – 2010. – №4 (89). – С. 97-101. 

Корчагина, С. Г. Психология одиночества: учебное пособие / С.Г. Корчагина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. – 228 с.

Леви, В.Л. Одинокий друг одиноких / В.Л. Леви. – М.: Торобоан, 2009. – 356 с

Рогова, Е.Е. Психологические особенности одиночества у подростков с разной социальной направленностью / Е.Е. Рогова. – Ростов-н/Д., 2005. – 171 с 

Ярцев, Д.В. Особенности социализации современного подростка / Д.В. Ярцев // Вопросы психологии. – 1999. – № 6. – С. 54-58.

Просмотров работы: 569