Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Козлов Т.А. 1
1Мосу Мвд Рф имени В.Я.Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В современной образовательной системе начинает вывялятся проблема воспитания школьников. Во многом это связано с тем, что элементы передачи социокультурного опыта, которые, в свою очередь, ориентируются на западные тенденции, девальвируют культурно-историческое наследие русской культуры. Как следствие - упадок культурного багажа у российских школьников.

Очевидно, что данные метаморфозы способствую редукции русской культуры в процессе мировой глобализации. В связи с этим выявляется необходимость раскрыть, проанализировать и интегрировать в передовой педагогический процесс феномен русской народной сказки как наиболее эффективной формы нравственного воспитания в школьном возрасте.

В связи с актуальными задачами, поставленными Министерством образования и науки Российской Федерации на 2017- 2020 гг., перспективной формой работы становится усиление эффективности воспитательного потенциала современной российской школы. Данные задачи включают в себя несколько направлений, таких как: социализация современного школьника, воспитание нравственных и моральных качеств и приобщение к русской народной культуре.

Следует подчеркнуть, что данные направления ориентированы, прежде всего, на школьников младшего школьного возраста. Именно в период от 6 до 10 лет закладываются основные аксиологические, моральные и этические нормы личности.

Для данной категории воспитанников важность русской народной сказки обусловлено рядом факторов:

- во - первых, педагогическим аспектом синтеза традиционного и инновационного подходов к гуманистической педагогической парадигме в целях удовлетворения запросов прогрессивной части современного российского общества;

- . во – вторых, «кризисом 7 лет» учеников. С чем сталкиваются педагоги начальной школы.

Указанный кризис включает в себя ряд противоречий, а именно:

- вхождение ребенка в новый коллектив;

- повышение ответственности,

- смена ведущей деятельности,

- интенсивное развитие мышления и памяти;

- изменение круга обязанностей и т. д.

В связи, с данными проблемами в области воспитания школьников возникает необходимость прибегнуть к русской народной сказке.

Проанализируем ее педагогический (воспитательный) потенциал. Работа со сказкой активно применялась в советском воспитании, она понятна школьникам и знакома многим педагогам, содействует преемственности между прошлым и настоящим, формирует нравственные идеалы. Это эффективный способ саморефлексии и самосознания в привычной для ребёнка форме. Сказка, её осмысление – это естественный и комфортный вид деятельности младшего школьника, именно поэтому включение её в педагогический процесс с начальной школы актуально (Г.Н. Волков, Э.И. Иванов, А.Э. Измайлов, Г.С. Виноградов).

В данной статье рассматривается такие аспекты как педагогические, психологические, этико-философские и культурологические взгляды на сущность, структуру и функции русской народной сказки. В частности, положение, культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, которая говорит о том, что человека нельзя рассматривать отдельно от его культурного окружения. Так как под влиянием социокультурного опыта формируются высшие психические функции ребенка (речь, письмо, игра). В частности, данную позицию подтверждают труды С. Т. Шацкого и А. С. Макаренко, которые обозначили важность коллектива и формирования воспитательного окружения, организованного педагогом. В рамках статьи был проведен анализ принципов субъекта деятельности культуросообразного образования (Л. Б. Слободчиков, Л. В. Школяр и др.). Важным для анализа являются современные тенденции и представления о конкретно русской народной сказке (В. Я. Пропп), функции передачи эмоционального, нравственного, этического опыта русской культуры, обогащённой культурой человеческой цивилизации (М. Элиаде, К. Г. Юнг).

Таким образом, выявляется серьёзное противоречие между теорией и практикой. В первую очередь, противоречие состоит в качественной и количественной проработке темы русской народной сказки и отсутствии специализированной практики в современных школах. Данное противоречие определило тему статьи: воспитательный педагогический потенциал русской народной сказки.

Методологическая база признанные в педагогике ведущие труды в области изучение: школьного возраста (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготкий, Д. Б. Эльконин), культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, теория воспитывающей среды С. Т. Шацкого и А. С. Макаренко, теоретические основы и принципы организации творческой среды (Д. М. Соколова, А. В. Гнездилова, Т. Д. Зинкевич), принцип народного образования К. Д. Ушинского, классификация народных сказок В. Я. Проппа.

Основная часть. Воспитание – процесс передачи социокультурного опыта из поколения в поколение с целью подготовки молодого поколения к общественной жизни. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого уровня нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами общества.

Нравственное воспитание – это важная часть единого педагогического процесса. Это обусловлено, во-первых, необходимостью регулирования и выработки нравственных норм, которые проецируются в сознании общества. Во-вторых, - интериоризация данных норм школьниками. В-третьих, - формирование основных представлений о добре и зле. Содержание нравственного воспитание определяется, прежде всего, обществом. Именно поэтому первичное нравственное воспитание дети получаю в семье. Но все же, ведущую роль в данном процессе играет школа. Именно в ней формируются основные базовые нравственные, моральные и аксиологические атрибуты жизни человека. Стоит отметить, что на данном этапе часто, выявляются различного виды девиации, сформированные вследствие неправильного воспитания. То есть, сложно переоценить важность данного этапа в становлении и взросления личности.

Базовыми методами нравственного воспитания являются: заражение, убеждение, подражание, внушение (И.В. Ульянова). При использовании данных методов педагог имеет возможность целенаправленно сформировать у подопечных необходимые нравственные идеалы. Для этого необходимо включение воспитанника в различные виды деятельности, способствующие формированию гармоничной личности. Причём обучение нравственности не является целью педагогического процесса, её можно назвать скорее глобальной целью.

Педагогическая энциклопедия трактует понятие «воспитанность» как умение вести себя в обществе. В широком смысле данный термин означает не только соблюдение морально-этических, поведенческих норм, но и внутренний мир человека, отражающий его мотивы, цели и действия. И чтобы педагог эффективно осуществлял воспитание личности, ему необходимо знать различные связи нравственного воспитания. Эти связи включают в себя:

Отношение к культурному наследству, заботу и сохранение духовных и исторических ценностей.

Отношение к труду (дисциплина труда, добросовестность, желание, трудолюбие).

Отношение к государству (гражданственность, патриотизм, толерантность).

Отношение к Родине.

Отношение к себе (альтруизм, честность, правдивость скромность).

Отношение к окружающим (демократизм, гуманность, культура общения, коллективизм).

Нравственным можно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования общества не внешние обязанности, а отражение внутреннего мира. Таким образом, нравственное воспитание в образовательном пространстве – это процесс гармоничного развития личности школьника с помощью формирования положительных качеств в образовательной системе на основе разнообразной учебной деятельности. Устное народное творчество - важная часть любой культуры мира. Не найдётся ни одной народности, в которой бы не было народного творчества. Оно проецируют целые культурные феномены, отражает отношение человека к миру, себе и Родине, морально-этические нормы, народные мысли и исторические события.

В русских народных сказках раскрываются различные атрибуты воспитанности: мотивы, нормы ценностей и поведения и социальные роли. В основном вышеперечисленные аспекты раскрываются в действиях и поступках персонажей.

Об эффективности применения русских народных сказок в педагогическом процессе и воспитании детей младшего школьного возраста говорили великие деятели русской культуры: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Г. Н. Волков. Первые уроки в школе характеризуются как яркое событие в жизни любого человека, которые означают переход на новый жизненный этап и смену ведущей деятельности – из игровой сферы ребенок переходит На данном этапе при помощи педагога формируется общественное сознание школьника, его знания, умения и навыки становятся более прочными, целенаправленными. Наряду с этим осуществляется и переход ученика на теоретический вид мышление. Таким образом, в данных условиях выявляется множество различных проблем адаптации ребёнка.

Каждый из этапов означает приобретение ребенком определённого качества или навыка. Он постепенно отходит от иллюзорного мира детства, но потребность к чудесам, фантазиям, проявлению радости и доброты у него остаётся. Для сохранения и развития этих положительных эмоций необходимо использовать русские народные сказки. Потому что они не только укрепляют веру детей в победу добра, но и формируют базовый культурный багаж, закрепляют морально-нравственные качества.

Многие педагоги отмечают бурный эмоциональный подъем, с которым дети просят повторить сказку. В первую очередь, это обусловлено необходимость персонифицировать страхи ребёнка. Например, образ злого дракона, которого необходимо победить, чтобы спасти принцессу. Ребёнок естественно входит в комфортный для себя образ Ивана-царевича. Тем самым у него формируется личностный нравственный идеал. Это двусторонний процесс. Ребенок интуитивно понимает условность происходящего, но наряду с этим всё равно верит, что здесь и сейчас он герой сказки (это проявляется в значимых для него эмоциональных переживаниях). Фантастический сказочный мир является художественным отображением реального мира в его: закономерностях, правилах и основах. Следовательно, сказочная ситуация проецирует школьнику этические, онтологические знания о мире. Это даёт возможность ему рефлексировать и осознавать своё окружение каждый день по-новому. В данном случае Причём важна не только само содержание сказки, но и сами переживания ребёнка. Чем больше он будет волноваться за главных персонажей, сочувствовать и сопереживать им, тем более значимым окажется эффект от сказки.

Заключение. Применение русской народной сказки – это эффективный способ гармоничного развития и нравственного воспитания младшего школьника, так как данный возраст является сенситивным для усвоения базовых культурно-исторических, моральных и этических норм. Данные атрибуты играю важную роль в развитии полноценной, здоровой, трудолюбивой личности. Младший школьный возраст характеризуется как: период повышенной эмоциональной восприимчивости, актуальной для социализации ребёнка. Применение сказок наиболее эффективно именно в этот период взросления. Это обусловлено не только педагогическим эффектом, но и эмоциональной связью, которая поддерживается в педагогическом процессе.

Список использованной литературы:

1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 2001.

2. Арзамасцева И.Н. Детская литература. - М.: Академия, 2000.

3. Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научно - исследовательской работы. - М.: ООО "ЦГЛ", 2006.

5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 1999.

6. Глебова Л.С. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая энциклопедия, 2003.

7. Евгеньева А.П. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1999.

8. Зубарева Е.Е. Детская литература. - М.: Просвещение, 1985.

9. Игнатьева Т.В. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. - М.: Просвещение, 2001.

10. Игнатьева Т.В. Программно-методические материалы // Чтение. - М.: Дрофа, 2000.

11. Косачева И.П. Нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: АРКТИ, 2005.

12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.

13. Овчинников А.В. Антология по истории педагогики в России. - М.: Академия, 2000.

14. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Российская академия наук, 1999.

15. Рапацевич Е.В. Современный словарь по педагогике. - Минск: Современное слово, 2001.

16. Харламов И.Ф. Педагогика. - Минск: Университетское образование, 2002.

Просмотров работы: 201