ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курбатова Е.В. 1, Тарасова М.А. 1
1МосУ МВД России имени В.Я.Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной жизни люди часто сталкиваются со стрессом, но не каждый знает, что такое стресс, чем он обусловливается.

Стресс – это защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные условия окружающей среды.

Стресс – это все, что окружает нас.

Стресс – это то, что присутствует в нашей жизни.

В 1936 году знаменитый исследователь стресса, канадский ученый-физиолог Г.Селье опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребление этого термина, поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического напряжения» (т.е. синдром «бороться или бежать»).

Г.Селье пришлось почти 5 лет доказывать коллегам-скептикам уместность использования этого термина в медицине.

Посредством экспериментов над лабораторными крысами Г.Селье обнаружил патологические нарушения в их внутренних органах.

Сами эксперименты проводились так: ученый внезапно подавал ток в клетку, от чего крысы даже подпрыгивали, пеленал их так туго, что они не могли пошевелиться, иногда заставлял подолгу плавать или подвергал воздействию громких звуков. Затем Г. Селье стал предупреждать подопытных о предстоящей подаче тока звонком, что снижало уровень стресса, поскольку остальное время крысы могли не опасаться электрического удара.

В конце эксперимента Г.Селье проводил вскрытие грызунов, что привело к выводу: неважно, какому именно воздействию подвергались крысы - основным признаком стресса оказалась язва желудка.

Причиной возникновения патологических изменений является не внешние воздействия, а реакция организма на эти воздействия.

Таким образом, стресс был определен как «неспецифическая реакция организма на внешнее воздействие».

В психологии выделяют два типа стресса: положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы его проявления.

Эустресс –это «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс - это стресс, который оказывает отрицательное влияние на организм, на его психическую деятельность и на поведение человека в целом.

Причиной возникновения стресса может стать любое эмоциональное возбуждение.

Источниками стресса являются:

Психологическая травма или кризисная ситуация.

Конфликты любого проявления.

Препятствия, в достижение каких-либо целей.

Несбыточные мечты.

Монотонная работа.

Постоянное обвинение самого себя в том, что вы чего-то не достигли, упустили.

Напряжённая работа.

Как стресс влияет на человека и его жизнь, и как он проявляется:

Проявляется в ухудшении внутреннего состояния человека.

Появляются заболевания сердечно-сосудистой системы.

Ухудшение концентрации внимания.

Снижение работоспособности.

Обострение гастрита и язвенных болезней желудка.

Ослабление иммунной системы человека.

Появление вредны привычек в повседневной жизни.

Недосыпание, бессонница.

Ухудшение памяти.

Профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее напряженным, в психологическом плане, видом социальной деятельности: труд учителя входит в группу профессий с большим количеством стресс-факторов. Стрессогенность педагогической деятельности постоянно усиливается из-за ломки социальных стереотипов, из-за потребности в воспитании молодого поколения с учетом новых путей развития общества, возрастающей конкуренции, усиливающимся расслоением общества и т.д. Важно учитывать эти факторы возникновения стрессогенов, потому что в первую очередь именно педагог отвечает за организацию комфортной образовательной среды, делает на практике эту среду благоприятной для детей и их обучения.

Стрессогенные факторы можно объединить в несколько групп, . зависящие от условий труда:

Перегруженность в работе

Финансовые затруднения

Личные проблемы

Отсутствие свободного времени

Отсутствие стимулов для качественного выполнения работы

Перегрузка деятельностью вне сферы прямых обязанностей

Все эти факторы присутствуют в педагогической деятельности учителя, поэтому возникает необходимость четкого планирования педагогической деятельности, освоения путей оптимизации рабочего времени, внедрения системы мотивации и стимулирования профессиональной деятельности.

Стрессогенные факторы, зависящие от личных качеств работника:

Боязнь допустить ошибку

Чувство чрезмерной ответственности

Неспособность наладить контакт с коллективом

Возбудимость и вспыльчивость как доминирующие черты в характере

Изолированная позиция в коллективе

Нехватка знаний в техно-профессиональной деятельности

Плохая самоорганизация

С личностными факторами проявления стресса человек, педагог должен сам бороться с помощью самоорганизации, специальных тренингов и т.п. Но очевидными являются те общие основания, которые позволяют сделать педагогический процесс школьного обучения комфортным и благоприятным; это: целенаправленное профессиональное влияние каждого участника педагогического процесса на формирование комфортной образовательной среды в школе, на гуманизацию отношений участников образовательного процесса, помощь ребенку в решении его проблем в учебном процессе, активное предупреждение возникновения острых трудностей в развития ребенка в процессе обучения, повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, родителей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стресса.

Преодолению стресса способствуют:

Физическая активность.

Хорошее настроение.

Релаксация

Моральная поддержка

Стресс-менеджмент – универсальный алгоритм управления стрессом, направленный не на противодействие энергии стресса, а позволяющий использовать эту энергию в интересах личностного роста и самосовершенствования. Технология состоит из последовательного выполнения четырех действий:

Вовремя начать поиск причины стресса.

Овладеть стрессовой ситуацией.

Преобразовать стресс из разрушительной в созидательную силу.

Предотвратить болезни стресса.

Жизнь человека в современном обществе полна стрессов. Человеку очень важно научиться управлять им, а точнее собственными реакциями в стрессовых ситуациях.

В основу тренинга положена: «психологическая саморегуляция основанная на самовнушении».

Тренинг предназначен для психологов и тренеров, работающих с представителями характеризующихся повышенной стрессогенностью. «Стресс-менеджмент» может быть использован для студентов и преподавателей высших учебных заведений, учителей школ, старшеклассников, любой социальной или профессиональной группы населения.

Стресс-менеджмент

(тренинг по управлению стрессами)

Упражнение № 1 «Я особенный»

Цель: осуществить первичное знакомство членов группы.

Ход работы: Каждый член группы называет свое имя и сообщает группе, почему он особенный. Особенностью могут быть какие-то внешние признаки (цвет глаз или волос и т.п.), хобби, личные достижения, необычные события и так далее. Во время знакомства ни одна особенность не должна повторяться.

Упражнение № 2 «Расслабление шеи»

Цель: данное упражнение позволяет сосредоточиться, настраивает на дальнейшую продуктивную работу, а также помогает сконцентрироваться на себе.

Ход работы: Сядьте в удобную позу, держа спину прямо и свободно опустив руки. Расслабьте мышцы плеч и шеи. Дышите равномерно. Далее на вдохе отведите голову назад, а на выдохе наклоните голову вперед, не отрываю спину от спинки стула. Повторите упражнения два-три раза. Затем вдохните как можно больше воздуха. Выдохните и расслабьтесь.

Упражнение № 3 «Эмоциональное насыщение»

Цель: формирование позитивного эмоционального фона жизнедеятельности.

Ход работы:

Выпишите 20 слов, которые вам больше всего нравятся, которые вызывают позитивные эмоции.

Запишите 15 - 20 прилагательных (эпитетов), которыми вы наделяете нравящиеся вам предметы (например, «чудесный», «прекрасный»).

Запишите 10 элементов вашей деятельности (память, мотивация, воображение и т.д.).

Каждый элемент вашей деятельности насыщайте позитивными, приятными для вас эпитетами. Охарактеризуйте каждый элемент с позитивной стороны.

Упражнение № 4«Релаксация»

Цель: научиться самовнушению и освоить техники расслабления.

Ход работы: Удобно расположитесь на стуле, максимально расслабьтесь.

Дается установка: «Закройте глаза. Сделайте вдох и спокойный продолжительный выдох (дышим только носом). На выдохе почувствуйте общее расслабление. Внимание переключите на расслабляющееся, успокаивающееся тело. Спокойно и мягко, не напрягаясь, от услышанных фраз воспроизводите и вызывайте нужные ощущения».

Сеанс самовнушения:

«Мое тело приятно, спокойно расслабляется. Расслабляются мышцы лица. Мой лоб расслаблен. Мой лоб расслаблен, расслаблен, расслаблен. Мои глаза успокаиваются все больше и больше. Взгляд устремлен далеко, далеко. Мои глаза полностью расслаблены. Расслабляются щеки. Мои щеки полностью расслаблены. Мои зубы разжаты. Губы расслаблены. Мягкие, вялые, расслабленные губы. Все мое лицо полностью расслаблено. Мое лицо спокойно и неподвижно, как маска. Расслабление приятно успокаивает меня. Покой все глубже и глубже. Я отдыхаю глубоко и спокойно. С каждым моим дыханием, С каждой последующей минутой отдых будет все глубже и глубже».

Комментарии: Произносить фразы необходимо не спеша.

Упражнение № 5 «Арт салон»

Цель: гармония эмоционального состояния личности.

Ход работы: Каждый члены группы рисует красками, фломастерами, карандашами свое внутреннее состояние и пишет к нему стих или прозу. Далее каждый участник упражнений представляет свое произведение. Ведется обсуждение состояний, обращается внимание на совпадающие сюжеты рисунков у разных участников тренинга.

Упражнение № 6 «Водопад»

Цель: развитие воображения, релаксация.

Ход работы:

Блок 1: «Сядьте поудобнее и закройте глаза. сделайте глубокий вдох и выдох. Представьте, что вы стоите возле водопада, но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте, что вы стоите под водопадом и чувствуете, как этот прекрасный белый свет струится по вам сверху вниз. Вы чувствуете, как расслабляются ваши мышцы лица, затем мышцы шеи. Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как в ней исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. Ваши руки, ладони и пальцы расслаблены, с ног уходит напряжение, и они становятся мягкими. Свет течет по вашей груди, по животу, вы чувствуете, как все расслабленно и спокойно; вы можете без всякого усилия дышать глубже. Это непередаваемое ощущение легкости. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами. Представьте, что вам на руку падает капля. Прокатите эту каплю по вашей ладони, пусть она стечет по вашей кисти, обтекая руку. Пустите каплю вверх по руке к указательному пальцу, смахните ее с пальца.

Скажите себе СПАСИБО за ваши старания.

Блок 2: Повторяйте короткие и простые утверждения, которые помогут вам справиться с эмоциональным напряжением:

*Сейчас я чувствую себя лучше.

* Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться.

* Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.

* Жизнь слишком коротка, чтобы потратить её на всякие беспокойства.

* Чтобы не случилось, я постараюсь сделать всё от меня зависящее

Упражнение № 7 «Чему я научился»

Ход работы: Все участники по очереди рассказывают о трех явлениях, которым им удалось научиться на тренинге. В ходе упражнения идет обсуждение того, как участники справляются с тренингом, говорят о своих эмоциях, чувствах, переживаниях, размышляют о том, как они будут после тренинга справляться со своим стрессом.

Список использованной литературы:

1.Черепанова Е. «Психологический стресс: помоги себе и ребёнку», Изд.центр «Академия» - 1996. — 96 с

2.Петровский А.В «Общая психология», Москва, 1976. — 479 с.

3.Леонтьев А.А. «Психология общения», Москва «Смысл»,1999. — 365 с.

4.Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Институт психологии РАН, 1995. - 136 с.

5.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009. — 943 с.

6.Аболин Л.М.. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, Изд-во КГУ, 1987. 262 с.

Просмотров работы: 202