Педагогическая запущенность у детей - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Педагогическая запущенность у детей

Гордиенко В.Ф. 1
1Московский Университет МВД имени В.Я. Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в поведении, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании в развитии, ошибках в воспитании в детском саду и в школе. Педагогическая запущенность во многом обусловлена и отрицательным влиянием улицы, безответственности родителей и учителей по отношению к детям, что приводит к неадекватному поведению ребенка в коллективе, его постоянными конфликтами с учителями. Педагогически запущенные дети могут быть физически здоровыми, но не обладают знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности; черты запущенности могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением.

Педагогическая запущенность развивается медленно и постепенно, проходя определенные стадии, имеет комплекс доминирующих причин, признаков, знания которые позволяют диагностировать отклонения и своевременно применить систему коррекционно-воспитательных мер. Причинами педагогически запущенных детей являются дефекты воспитания в семьях, недоработки психолога в детском саду и в школе с подростками.

Индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка:

Активность во взаимодействии с окружающими.

Доминирующие психоэмоциональные состояния.

Внутренняя позиция.

Состояние здоровья.

Генотип.

Трудности с обучением.

Самолюбие.

Характер.

Темперамент личности.

Выделим несколько факторов педагогической запущенности подростков:

- неблагоприятный психологический микроклимат семьи –когда нет привязанности и доверия между детьми и родителями, дети растут раздражительными, непослушными, тревожными, жестокими и замкнутыми;

- низкий уровень профессионализма учителей: они предъявляют завышенные требования к ученику, не содействуют установлению дружеских отношений ученика с одноклассниками, в связи с чем такой школьник чувствует душевную пустоту, одиночество, заброшенность, он начинает пропускать ищет поддержку, утешение и возможность самоутверждитьсяе в «дворовых» группировках.

Причины педагогической запущенности:

Чрезмерная опека родителей, граничащая с маниакальным контролем жизни и деятельности ребенка.

Унижения, оскорбления, физическое насилие в семье над ребенком или между родителями.

Безразличное отношение к достижениям и успехам ребенка его родителей.

Регулярные скандалы родителей на глазах у ребенка.

Другие неблагополучные аспекты семейного климата.

Постоянная критика со стороны старших людей, имеющих авторитет для малыша или подростка. Со стороны коллектива – насмешки и издевательства в адрес ребенка.

Со стороны педагогов – унижение ребенка перед коллективом.

Педагогически запущенные дети диагностируется специальными психологическими методиками:

- отвечают на вопросы анкет,

- проходят психологические, социально-педагогические тесты.

Различные нарушения педагогически запущенных детей корректируют педагоги и психологи, социальные педагоги, если причины педагогической запущенности не связаны с различными патологиями, рассматриваются как поведенческое расстройство.

Работа с запущенными детьми представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Результат обычно оправдывает затраченные силы и время. При этом всегда надо помнить о профилактической деятельности: различные отклонения в поведении ребенка легче предупредить, чем затем заниматься коррекционной деятельностью. Если правильно поставить воспитательную работу с детьми с первых дней пребывания в коллективе и нейтрализовать отрицательное влияние семьи, то количество «трудных» детей значительно снизится. При этом главная задача семьи, педагогов – это забота о личностном развитии ребенка, его гармоничном становлении.

Направления помощи ребенку в личностном росте:

Индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер.

Включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей.

Оказание ему необходимой психологической помощи и системная профилактическая работа с ним.

Оказание помощи ребенку в общении с коллективом.

Работа по формированию мотивации достижений.

Пример крайней формы проявления запущенности – Маугли. Этот термин ввел в XVIII в. К. Линней. Звериных приемышей учеными известно около 100. Брошенные родителями трех – четырех летние малыши, попадавшие в результате трагического стечения обстоятельств к волкам, газелям, медведям, овцам, обезьянам, леопардам, перенимали повадки своих «воспитателей». Медведи и волки «усыновляли» чаще всего человеческих детенышей. На языке своих генетических предков никто из Маугли не заговорил. Некоторые произносили отдельные слова – но лишь для того, чтобы попроситься обратно в мир фауны. Детей-Маугли к нормальной жизни в человеческом обществе адаптироваться ни разу не удалось. Лишившись звериной компании, одичавшие дети, как правило, вскоре умирали, несмотря на незаурядную физическую силу и выносливость,

Разработан (МЭДОС) метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей. В основе метода лежат независимые характеристики ребенка педагогом и психологом. Метод выявляет картину основных отклонений и недостатков, определяет наличие и отсутствие этих отклонений.

Метод используется одновременно с наблюдением за детьми, которое параллельно ведут педагоги, психологи, при этом изучаются продукты деятельности ребенка, «история его поведения» - беседы с родителями, медицинская карта.

Психологическим механизмом социально-педагогической запущенности детей является гиперобособление, которое выражается в усилении позиции «не такой, как все», возникновении психологической незащищенности ребенка и связанных с ней защитных форм поведения, прежде всего агрессивных - «выражено это в раздражительности, конфликтности, неуправляемости».

Выводы: Педагогическая запущенность – это серьезная проблема, которая всегда затрудняет жизнь ребенка. Родители и педагоги не всегда уделяют должное внимание данной проблеме, считая, что со временем ребенок «перерастет». Если вовремя не принять соответствующих мер, из педагогически запущенного ребенка, подростка может вырасти социально опасный человек. Поведенческие девиации и психологические отклонения с возрастом все сложнее исправлять.

Специалисты психолого-педагогической и социально-педагогической службы образовательного учреждения могут успешно справляться с ранним выявлением и коррекцией педагогической запущенности детей.

Принципы работы с педагогически запущенными детьми разработаны - Зюбиным Л.. Схема составления диагностики обследования школьников представлена- Грищенко Л.А., Алмазовым Б.И., Баженовым В.Г.

Направления коррекционной программы для ребенка и его окружения определены. В частности, Овчаровой Р.В., Озерецким Н.И.

Специалисты, которых можно привлекать к коррекционной работе, определены в программе Невского И.А., Зюбина Л.М., которые предложили этапы работы и коррекционные мероприятия.

В направлении изучения педагогической запущенности школьника как объекта деятельности социального педагога проводились исследования Алемаскиным М.А., Блонским П.П., Кащенко В.П., Козубовской И.В., Костяшкиным Э.Г., Моложавым С.С., Невским А.А. и др.

В последние годы в России растет число неблагополучных семей, тема педагогической запущенности как объекта деятельности социального педагога в средней общеобразовательной школе является все более актуальной. Повышение уровня требований к младшим школьникам влечет за собой перегрузку учебными заданиями и снижает уровень адаптации к школе, данный факт может содействовать возникновению педагогической запущенности, если семья не принимает во внимание запросы ребенка и системы образования.

Закон Российской Федерации «Об Образовании» (2012) законодательно закрепил приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения. Такой подход требует большего внимания к личности обучаемого, его социальным проблемам, которые в условиях образовательного учреждения носят многоплановый характер. Среди них выделяют необходимость решения социальных, нравственных, духовных и педагогических проблем человека, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания, взаимоотношениями с отдельными группами и личностями класса, учителями в школе, обстановкой и взаимоотношениями в семье

При педагогической запущенности ребенка выявляется незнание родителями роли детства в развитии человека, их пренебрежение к следующим друг за другом возрастным переходам от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей есть основной момент при переходе от возраста к возрасту», - утверждал Выготский Л.С.

Очевидно, что в настоящее время необходима разработка базовой унифицированной коррекционной программы для работы с детьми, отличающимися педагогической запущенностью, на основе которой специалисты смогут разработать индивидуальные программы, ориентированные на конкретные проблемы каждого ребенка запущенности социальным педагогом в общеобразовательном учреждении.

Особое место в данной программе должно быть отведено работе с родителями – многие из них пренебрегают элементарными психологическими, социально-педагогическими знаниями, учениями, навыками. Некоторые считают, что ребенку достаточно материальной заботы, на фоне чего семья морально-нравственной сферой отношений, спецификой мира детства. Вместе с тем значительная часть родителей не озабочена личностным развитием, не понимает, что ребенок социализируется благодаря тем примерам в поведении взрослых, которые транслируются именно в семье. Таким образом, все более актуальной становится проблема самовоспитания именно родителей.

Список литературы:

1 Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. - М.: Аспект Пресс, 2008г. – 123 с.

2. Баженов В.Г.Воспитание педагогически запущенных подростков. - Киев, 2009г. – 223 с.

3. Беличева С.А.: Основы первентивной психологии. – м: - Совершенство, 2009г. – 204 с.

4. Белкин А.С.: Воспитание дисциплинированности, предупреждение педагогической запущенности .: Педагогика, 2008г. – 197 с.

5. Березина В., Ермоленко Г.: Социальный педагог в школе //Воспитание школьника . - 2010г. - № 2. С. 8-12.

Василькова Ю.В. Социальная педагогика . – м.:- Академия, 2008г. 504 с.

Зюбин Л.М. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с трудными учащимися .- М.: Просвещение, 2009г. – 178 с.

8. Кащенко В.П Педагогическая коррекция. М.:Изд-во Эксмо, 2010г. – 247 с.

9. Макаренко А.С. Семья и воспитание детей. – М.: .: Просвещение, 2008г. – 481 с.

10. Невский И.А. Трудный успех - Самара, 2009г. – 245 с.

11. Овчарова Р.В.: Справочная книга школьного психолога. – М. : Новая школа, 2009г. – 204 с

12. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся - Грищенко Л.А., Алмазов Б.И.: Свердловск, 2008г. – 245 с.

Просмотров работы: 454