Волонтёрская деятельность - неотъемлемый компонент формирования личности студента. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Волонтёрская деятельность - неотъемлемый компонент формирования личности студента.

Орлова Н.В. 1
1ТГПУ им. Л. Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня волонтёрское движение является одним из главных направлений деятельности студентов. В настоящее время возрастает количество привлечённых к добровольческой работе студентов. Таким образом, социальный феномен студенческого волонтерства приобретает сегодня всё большее звучание в общественной жизни страны.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного компетентного гражданина».[1]

Развитие студенческого волонтерского движения в вузах может стать эффективным способом организации воспитательного процесса в студенческой среде. Сталкиваясь с чужими бедами и проблемами, студент испытывает чувство уважения, сострадания и сопереживает людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. В процессе оказания посильной помощи нуждающимся людям, он проявляется как человек, как личность, способный влиять на окружающий его мир. Наблюдая за людьми, которые не в состоянии помочь себе без помощи окружающих, они сами начинают задумываться о ценности жизни. Кроме того, регулярная деятельность студенческих волонтерских отрядов способствует развитию трудового воспитания, которое сегодня играет важную роль в становлении личности. Молодые люди начинают с заботой относиться как к своему, так и к чужому труду. Кроме того, осознавая результаты своей деятельности, студенты осознают, что духовные ценности играют более важную роль, чем материальные. Осознавая плоды своей работы, молодые люди продолжают заниматься волонтёрской деятельностью, заинтересовывая соотечественников. В этом и заключается основной воспитательный эффект волонтерской деятельности студентов.

[2]Добровольчество – это способ хранения, упрочения и преумножения человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей людей, их стремления к личностному росту, через осознание человеческого потенциала.
2018 год был объявлен « Годом добровольца и волонтёра».

«Добровольно и безвозмездно помогать людям, где бы ты ни находился и чем бы ты не был занят» – основной девиз, которым регулярно руководствуется волонтёр! Сочувствие, сострадание к окружающим, альтруизм, благородство гуманизм, милосердие, человечность — необходимые и важные качества волонтёра, направленные на построение социально ответственного общества.

Необходимую помощь студенты-волонтеры оказывают тем слоям населения, которые в наибольшей степени нуждаются в участии и социальной заботе. Добровольцев часто можно увидеть в службе социальной защиты населения, в домах для пожилых людей, в детских домах, в учреждениях для лиц с ограниченными возможностями.

Уделяя внимание сразу нескольким направлениям волонтёрства ( социальному, спортивному, экологическому), региональные волонтерские организации не в силах полностью сконцентрировать внимание на добровольчестве в сфере здравоохранения.

Ежегодно через отделения только областной детской больницы проходят почти 12 тысяч пациентов.

При госпитализации больной попадает в новую для него обстановку, подвергается новым запретам, ограничивающим его привычное поведение. Дополнительные переживания родственников больного только усугубляет его привыкание к стационару.

Пациенты, длительное время находятся в больничной среде, переживают болезненные (физически и морально) процедуры. Это приводит к тому, что больной задерживается в социальном развитии, его поведение становится регрессивным, появляется эмоциональная отрешенность. Самым тяжелым фактором, негативно влияющим на больного, в психологическом плане, является стресс, полученный в результате расставания с близкими людьми.

Больничный режим имеет продуманный и подробно расписанный специалистами план лечения пациента. В него входят процедуры, необходимые для выздоровления и, конечно же, медикаменты. Круговорот больничной рутины поглощает пациента, диктуя свою установку: не жить, а выживать!

Пациентам необходимо понимать, что болезнь, это не приговор, а неприятное испытание, которое надо преодолеть, используя все свои силы. Очень важно в полной мере осознавать влияние позитивного психологического настроя для скорейшего выздоровления.

Но как больному помочь встать на этот путь борьбы со своим недугом? Как вновь помочь ему верить в прекрасное, как вернуть пациента к жизни?

Волонтёры-студенты серьёзно подошли к этому вопросу. 24 октября 2018 года министром молодёжной политики Тульской области– Юлией Владимировной Вепринцевой был одобрен проект «Микстура смеха» и выделен грант на его реализацию.

Главная цель проекта : создание психологического комфорта для больных в период лечения, а также обеспечение условий для более успешного их выздоровления во время пребывания в лечебном учреждении.

Срок реализации 24 октября- 31 декабря 2018 года.

Организаторами проекта была команда волонтёров ТГПУ им. Л.Н. Толстого и ТулГУ.

Требовался серьёзный подход к подготовке волонтёров. За месяц организаторы проекта создали «Курсы медицинского волонтёра» и привлекли в волонтёрскую деятельность около 50 неравнодушных активных ребят, желающих трудиться на благо своего города.

Теоретическая основа курсов предполагала разделение на три взаимосвязанных блока:

«Актёрское мастерство, аниматорский опыт работы с детьми»(6 ч)

«Больничная гигиена»( 2 ч)

«Психология и возрастные особенности детей. Особенности работы с возрастными категориями » (2 ч)

Практическая часть предполагала отработку полученных навыков, закрепление полученных знаний, подготовка интерактивной программы» и ,конечно же, организованные больничные походы.

Каждый блок требовал привлечения опытного специалиста, аниматора ( студента имеющего многолетний опыт работы в развлекательных заведениях), врача-педиатора областного противотуберкулезного диспансера и профессионального актёра и аниматора г. Тулы.

Координировали курсы подготовки студенты педагогического отряда «Мёд». Координаторы сопровождали добровольцев, консультировали их, при необходимости, проводили мониторинг и оценку работы волонтёров.

В плане проекта были прописаны огромные масштабы, сформулированы конкретные задачи, количественные и качественные показатели.

Количественные показатели:

Количество участников волонтеров, окончивших «Курсы медицинского волонтёра»- 50-70 чел

Медицинские учреждения, посещаемые еженедельно группой добровольцев -4

Основная целевая аудитория участников проекта — около 200 больных в возрасте от 6-80лет.

Общая продолжительность обучающей программы волонтёров в часах составила 18 часов

Количество разработанных волонтёрами программ и творческих мастер классов-15-20

Проведенные программы в медучреждениях: 10

Еженедельные фотоотчёты :500

Информационные посты о проведенных программах: 30

Количество еженедельных видео отчётов: 5

Качественные показатели:

-Достигнута задача заинтересованности медицинской сферой волонтёрства среди студентов Тульской области. Проект «Микстура смеха» функционирует и развивается сегодня .

Большое внимание уделяется взрослым больницам, где средний возраст больного 50-60 лет. Уже через несколько походов было выявлено, что именно в этом возрасте больные начинают задумываться о неизбежной старости. Они замыкаются в себе, теряют смысл к жизни и ожидают смертельного исхода.

Реакция на волонтёра может быть совершенно непредсказуемая. Необдуманная студентом фраза может вызвать у больного отрицательную эмоцию, что приведёт к раздражению или психическому расстройству пациента. Именно поэтому студенты взаимодействуют с опытным психологом. Ответственно разрабатывают, а потом прорабатывают волонтёрскую программу.

В конце каждого похода волонтеры разбирают положительные и отрицательные результаты своей работы, продумывают план дальнейшего взаимодействия, делятся между собой эмоциями и впечатлениями.

Студенты организовывали совместные встречи, на которых прорабатывали план работы в медицинских учреждениях, делились опытом, привлекали в волонтёрскую деятельность сверстников и неравнодушных жителей Тульской области. Большое внимание уделялось учению команды медицинских волонтёров психологическими знаниями, умениями и компетенциями в работе с больными детьми, взрослыми и пенсионерами.

Для привлечения в волонтёрскую деятельность студентов требовалось использование информационных технологий:

-предоставление отчёта в социальных сетях о деятельности добровольцев, а также медиаматериала, расписания планируемых посещений учреждений здравоохранения в социальных сетях.

-проведение еженедельных курсов подготовки на базе молодёжного центра «Родина», а также в социальной сети ( онлайнвебинары).

-создание видеоролика о работе волонтёрской команды.

- создание ежедневных постов о походах волонтёрской группы студентов.

В конце декабря волонтёры провели анкетирование среди медицинского персонала, на основании которого сделаны выводы, что за период с 15 ноября-31 декабря 2018 года было выявлено:

-повышение психоэмоционального фона больных;

-снижение тенденции депрессивных состояний;

-снятие психомышечных зажимов;

-облегчение адаптационного периода у пациентов;

Также студентами-волонтёрами были собраны отзывы больных, в которых выражались слова благодарности о проделанной добровольцами работой и советы, просьбы, рекомендации о включении в программу идей и новшеств.

В отзывах больные уделяли внимание тому, что из-за длительного времени нахождения в стационаре, больничная рутина становилась «стилем жизни». Проект «Микстура смеха» предоставил пациенту возможность разнообразно провести свой досуг, для разрядки нервной ситуации и лучшей адаптации в условиях стационара.

Проанализировав отзывы больных, хочется подчеркнуть, что одним из важнейших видов помощи больному является правильная организация его бодрствования.

Все поставленные задачи проекта «Микстура смеха» были реализованы. Вся работа, подготовленными студентами добровольцами, помогла пациенту почувствовать жизнерадостное настроение, укрепить веру в себя, что имеет большое значение в деле быстрейшего выздоровления.

Осознавая свою значимость в коллективной работе, студенты-волонтёры анализируют плоды своей работы. Молодые люди продолжают заниматься волонтёрской деятельностью, заинтересовывая сверстников, друзей, граждан своей страны.

Волонтерство способствует развитию чувственной, эмоциональной сферы личности, формирует и изменяет ее ценностный мир, способствует реализации социальной и творческой активности, личностному росту и активизирует познавательную деятельность. Волонтерство можно охарактеризовать как социализацию личности, задачами которой являются формирование элементов вовлечения людей в разнообразную общественную деятельность, направленную на усовершенствование качества жизни населения, поддержка государства в решении его социальных задач, стимулирование высококлассной ориентации, общественной деятельности с различными целевыми группами и категориями населения.

Литература:

[1] Мустафина Д.Б. Нравственное воспитание студенческой молодежи посредством волонтерской деятельности.

[2] Левдер И.А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / И.А. Левдер // Социальная работа. - 2006. -№2. - С. 36.

Просмотров работы: 57