Актуальные проблемы воспитания школьников в современных условиях - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Актуальные проблемы воспитания школьников в современных условиях

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Активно меняющийся современный мир, характеризующийся как «постиндустриальное общество», напрямую влияет на процесс воспитания подрастающего поколения, особенности его поведения. В свою очередь, проблемы подростков, молодежи отражают недостатки всего общества. Становится все более очевидным, то пренебрежение к их эффективному воспитанию вносит деструкцию в развитие конструктивных отношений (И.М. Ильинский, Вал. А. Луков и др.).

Особое место в воспитании ребенка, подростка, юношества занимает формирование у него духовно-нравственных качеств, к которым относятся любовь, отзывчивость, ответственность (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). Для этого необходимы соответствующие воспитательные условия, когда в семье и школе отсутствуют насилие, зло и жестокость, вседозволенность, культивируются добро, уважение к себе и окружающим, понимание ценности жизни, ответственности за свои поступки взаимопомощь.

В данном контексте приобретает актуальность педагогическая работа, направленная на духовно-нравственное воспитание у школьников. (Оно требует значительных профессионально-личностных усилий от педагогов, так как современной молодежи навязывается потребительское отношение к жизни, что нашло свое место в сфере денег и моды, стремлении к материальному благополучию, получении удовольствий.).
В него важно включить не только нравственное направление, но и патриотическое, правовое, межнациональное, трудовое, эстетическое, экологическое – то есть все аспекты влияния на развивающегося человека, которые будут укреплять его гуманность, ответственность, творчество.

Кратко остановимся на каждом из направлений. Так, нравственное воспитание (нравственность – это внутренние - духовные и душевные - качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе) изначально опирается на методы примера, беседы, обсуждения поступков, акции заботы, помощи. В данном случае необходима согласованность действий семьи и педагогов. Важным элементом в нравственном воспитании является обращение школьников к истории семьи, страны, когда изучаются такие поступки родственников, соотечественников, в которых раскрываются лучшие черты личности, готовой беззаветно служить людям. Актуализация данного направления содействует интеграции процессов обучения и воспитания в школе. Так, изучая период Великой Отечественной войны на уроках истории, параллельно с этим учеников целесообразно вовлечь в проекты «Память нашей семьи», «Фестиваль военной песни», «Пионеры-герои. Они были нашими ровесниками», акции «Я против войны!», «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Помощь ветеранам и детям войны» и проч.

На уроках литературы, русского языка важны творческие работы учеников, связанные с развитием чувств уважения к своим соотечественникам, любви к родным местам: «Любимый уголок Родины», «Мой любимый герой из произведений родной литературы», «После встречи с Героем России» и проч.

Благодаря таким урокам, мероприятиям приобретают значимость и патриотическое, и межнациональное виды воспитания.

Нравственное воспитание школьников тесно связано с досугом (свободным временем, не связанным с учебой, домашними обязанностями) школьников. Реалии постиндустриального общества показывают, что многим несовершеннолетним сложно определиться с собственным свободным временем, многие поддаются на сомнительные увлечения (зацепинг, паркур и проч.), не определены в своих досуговых предпочтениях – то есть, даже записываясь периодически в какие-либо секции, кружки, не задерживаются в них надолго. Большая помощь школьникам в их досуговом самоопределении может быть оказана со стороны классных руководителей, которые не только формально фиксируют занятость учеников в систем дополнительного образования, но и интересуются их достижениями. Понятно, что чем более скудные средовые досуговые условия населенного пункта (отсутствие культурных, спортивных учреждений), тем большее значение в культурно-досуговой работе с детьми и молодежью приобретет школа.

Правовое воспитание ориентировано на воспитательную деятельность школы, семьи, правоохранительных органов, направленную на формирование правового сознания и навыков, и привычек правомерного поведения школьников. В постсоветский период оно осложнено в связи с либеральными тенденциями в обществе. В связи с этим необходимо проведение в школах правового классного часа, во время которого. В соответствии с возрастом, обучающимся будут рассказывать, прежде всего, об их обязанностях, о важности соблюдения законов страны, приводить примеры последствий несоблюдения правопорядка. В воспитательной системе формирования смысложизненных ориентаций личности (И.В. Ульянова) подчеркивается важность реализации правового воспитательного направления в особых условиях: когда на том или ином мероприятии присутствуют школьники вместе со своими родителями.

В свою очередь, изучая правовые вопросы в контексте плановых учебных дисциплин, полезно их переносить во внеучебную деятельность, когда классный руководитель совместно с учителем истории организуют мероприятия типа «Правовые дебаты», «Суд над человеческими пороками» и проч.

Учитывая, что подавляющее число школьных классов представляет собой сообщество учеников разных национальностей, современным педагогам необходимо проявлять особо внимание к межнациональному воспитанию. В этом случае также следует интегрировать учебный и воспитательный процессы, благодаря чему школьники будут погружены в дружелюбную среду. Особо значение в данном направлении приобретают классные мероприятия типа «Мы – дружная семья», «Национальные песни», «Национальные блюда», «Национальные костюмы» и проч., во время которых национальные подгруппы, где объединены дети и взрослые, ведут необходимую подготовку и представляют уникальные примеры песен, блюд. Именно в данных условиях ученики формируют адекватную самооценку, опираясь на свои лучшие качества, укрепляют чувство собственного достоинства, осознают, что этническое многообразие человечества - это богатство, которое нужно оберегать, сохраняя культуру, обычаи, традиции.

На уроках русского языка, иностранных языков культура национального общения может воспитываться посредством введения в уроки учебно-игровых ситуаций, когда реализуется не только главный тематический контекст, но и включаются элементы родных языков обучающихся.

Трудовое воспитание ориентировано на организацию и стимулирование трудовой деятельности школьников, формирование у них трудовых умений и навыков. В современной российской школе его осуществлять сложно в связи с противоречиями в законодательстве и неоднозначным пониманием родителей роли труда в воспитании ребенка. В связи с этим педагогам важно убеждать школьников и их родителей в значимости всех видов труда, ценности трудовой деятельности, обсуждать вопросы пренебрежения к труду, риски такой жизненной позиции, направлять детское сознание на идеи самообслуживания, общественной помощи, добросовестности, дисциплинированность, выбора профессии, саморазвития в ней и проч.

В процессе учебной деятельности школьников педагогам важно подчеркивать значение интеллектуального труда, когда человеку необходимо проявлять усердие, настойчивость. Столь же важна в данном процессе и честность, моральная позиция личности. Например, сегодня в Интернет-пространстве за определенную плату предлагается множество копий, творческих работ, которые школьники могут купить, не прилагая собственные усилия при выполнении того или учебного задания. Таким образом, выявляется необходимость профилактической, разъяснительной работы педагогического коллектива с учениками, их семьями, в рамках которой обсуждаются вопросы личной ответственности человека за свой труд, важности подлинных, качественных знаний.

Обращение к психологической стороне воспитания школьников, необходимо систематическое обращение педагогов к проблеме культуры общения школьников. На нее в настоящее время обращается мало внимания, в связи с чем факты грубого обращения школьников друг с другом, сквернословие, молодежный сленг в школе становятся в образовательном пространстве многих школ чем-то естественным. Понятно, что в условиях неконтролируемой речевой среды Интернет-пространства, средств массовой информации школьники часто сталкиваются с ненормативной лексикой, циничным сарказмом теле и радиоведущих, юмористических программ, школьникам сложно дифференцировать речевую норму и ее отклонения. Однако тем более важным становится воспитание личности, владеющей нормативным языком, ориентированной на субъект-субъектные отношения, уважение к окружающим, самооценивание, самоконтроль. В данном случае становятся значимыми в жизни школьников таки мероприятия, как «Как люди выражают свои эмоции», «Можно научиться управлять собой?», «Я уважаю себя и окружающих», «Великий и могучий русский язык», «Вежливые слова» и проч.

Учитывая, что современные школьники проявляют слабый интерес к чтению классической художественной литературы (которая в значительной мере содействует гармоничному воспитанию личности), выявляется необходимость систематической организации в школе комплексных мероприятий, ориентированных на театрализацию, диспуты на основе ого или иного изучаемого литературного произведения. Это становится эффективным педагогическим средством противостояния развивающего самосознания школьника навязываемым средствами массовой информации образцам массовой культуры (скандальные истории из жизни «звезд», бандитски разборки и проч.).

Важной проблемой воспитания детей, молодежи также является их приобщение к здоровому образу жизни. Материалы исследований, практика работы с молодежью показывают, что подрастающее поколение имеет слабые знания о своем организме, о здоровом образе жизни, у него очень часто не формируется установка на сбережение и укрепление своего здоровья. В данном случае школам недостаточно ориентироваться исключительно на культивирование уроков физкультуры, необходимо в контексте проведения всех уроков и внеучебных мероприятий подчеркивать ценность жизни, связь образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом, а в целом – содействовать формированию общей культуры школьника.

Список литературы:

Воспитание и глобализация : проблемы социологии воспитания : [монография] / Вал. А. Луков; Московский гуманитарный ун-т, Ин-т гуманитарных исслед., Международная акад. наук. - Москва: Флинта: Наука, 2007 (Великие Луки: Великолукская городская типография). - 141 с.

Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. – М.: Голос, 2001. 696 с.

Мудрик А.В. Социализация человек. М.: Академия, 2004. — 304 с.

Педагогические кадры - основа инновационного развития образования: монография (Под ред. Л. М. Растовой). Барнаул: БГПУ, 2006. 250 с.

Социология воспитания: учеб. пособие/Л. Л. Рыбцова, А. В. Меренков, Т. И. Гречухина, А. В. Усачева, И. Ю. Вороткова ; под общ. ред. Л. Л. Рыбцовой; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2013 — 176 с.

Ульянова И.В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников: монография. – М.: РосНОУ, 2015. – 416 с.

Просмотров работы: 3025