Детский дом семейного типа - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Детский дом семейного типа

Сидунова О.А. 1
1МОС У МВД им. В. Я. Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ребёнок, не имеющий мамы и папы − это беда. Причём, беда в равной степени не только самого ребёнка, но общества и государства. Зрелая, самостоятельная, ответственная личность вырастает в атмосфере любви и заботы. Лишение одного из важнейших условий такого возрастания в детстве сказывается во всей последующей жизни человека. В настоящее время почти восемьдесят процентов детей, лишённых родительского попечения в России, − это дети, рождённые теми, кто сам был лишён семейного воспитания. Человек, не имеющий опыта жизни в семье, как правило, не в состоянии жить впоследствии в собственной семье. Кризис семьи является следствием нравственного кризиса.

Сегодня много говорят о проблеме сиротства в целом и о путях ее решения на государственном уровне, между тем сирота — это обычный ребенок, которому более всего нужна помощь конкретных родителей. И так называемая «проблема сиротства» в реальности - это проблема каждого из нас, проблема нашего будущего и будущего наших детей. В отношении сирот у многих людей возникает чувство жалости, иногда — сострадания. Между тем далеко не каждый всерьез считает, что именно от него зависит решение этой проблемы, что именно он может помочь ребенку-сироте обрести семью и найти место в жизни.

Отношение в обществе к этим детям скорее негативное, они воспринимаются как угроза. А нахождение ребенка в детском доме, напротив, воспринимается как «правильная альтернатива» жизни на улице или в неблагополучной семье. Важно понять, что жизнь в детском доме — это катастрофа для ребенка. И только Семья является самым эффективным способом решения проблемы ребенка-сироты.

Российская система опеки сирот и детей, оставленных без попечения родителей, сегодня строится по двум принципам: устройство детей в государственные интернаты и в замещающие семьи.

К государственным формам устройства относятся различные образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; а также учреждения социального обслуживания населения (детские дома - интернаты для детей - инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально - реабилитационные центры помощи детям, социальные приюты), учреждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые законом в установленном порядке. Дети в возрасте от 0 до 3 лет помещаются в дома ребенка.

При постоянной смене среды (дом ребенка - дошкольный детский дом - детский дом для детей школьного возраста) происходит существенный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоровье. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Попадающие в такие учреждения дети, как правило, уже имеют какие-либо отклонения в физическом и психическом развитии. У них наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. К тому же ребенок не умеет общаться, он нервозен, добивается внимания и в то же время его отторгает, переходит на агрессивность или отчуждение. Он не умеет быть внимательным к людям и любить. Ребенок относиться к окружающим недружелюбно. Вследствие отсутствия любви и заботы, родительского тепла у детей формируются такие качества, как жестокость, равнодушие, они часто конфликтуют со своими сверстниками, обижают малышей.

Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются - дети), в условиях семьи.

Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.

Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица: находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми; имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание; лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей; являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.

Детский дом семейного типа создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Супруги для получения заключения о возможности быть воспитателями и взять на воспитание детей подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующие документы. Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, а также образовательных и медицинских организациях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).

Заключение составляется органом опеки и попечительства на основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни супругов в течение одного месяца со дня подачи заявления.

Отрицательное заключение доводится до заявителей в 10-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителям возвращаются все документы. Заключение может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль над условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, а также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.

Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими организациями в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Дети обучаются в образовательных организациях на общих основаниях.

Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.

Система государственной опеки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует реформирования. Альтернативные семейные формы устройства развиваются медленно. Между тем именно они способны сократить затраты государства на содержание детей и повысить эффективность воспитания и социальной адаптации.

В ДДСТ приемные дети растут в атмосфере любви, добра и взаимопонимания, максимально приближенной к домашней. Задача родителей - воспитать, дать образование или возможность получить профессию, подготовить детей к самостоятельной жизни и по мере сил поддерживать их и дальше, после выпуска.

Воспитанники семейных детских домов успешно учатся (в обычных среднеобразовательных школах), посещают кружки и секции, заводят друзей, ходят в гости и отмечают дни рождения – их детство и юность вполне можно назвать беззаботными и счастливыми. По достижении совершеннолетия (18 лет) часть воспитанников начинает самостоятельную жизнь, другие поступают в техникумы и ВУЗы и живут с воспитателями до их окончания. Однако начало новой жизни вовсе не означает, что дети перестают быть частью семьи – они по-прежнему любимы родителями и братьями-сестрами, просто финансовая поддержка от государства прекращается.

Есть еще один очень важный плюс семейных детских домов: они задумывались не в последнюю очередь для того, чтобы не разлучать сирот, находящихся в кровном родстве. За воспитанниками ДДСТ сохраняются все льготы и государственные гарантии, регламентированные законом.  Детям разрешается поддерживать отношения с биологическими родителями и другими родственниками, если это не запрещено решением суда. За каждым ребенком, переданным на воспитание в семейный детский дом, остается право на имущество и принадлежащую ему жилплощадь. Пенсии, алименты и прочие выплаты перечисляются на именные счета детей, родителям-воспитателям платится заработная плата, а воспитанникам назначается пособие.

Список использованной литературы:

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Издат. центр «Академия», 1999. - 232 с.

Лиханов А. Дети без родителей: М.; просвящение, 1987. - 271с.

Нечаева А.М. Охрана детей - сирот в России (История и современность). - М.: Дом, 1994. - (Проблемы детства: наука и практика). - 176 с.

Современная семья глазами психологов//Семейная психология и семейная терапия. Ежеквартальный научно-практический журнал М. №4//1999 - 19с.

Конисевич Л. В. Нас воспитал Макаренко. / под науч. ред. к.п.н. Опалихина В. М. — Челябинск: ИУУ, 1993.

Устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Росстат. Обновлено 21.03.2012 г.

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12122303/#friends#ixzz49mZiwJwy

Просмотров работы: 930