МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Арбузова А.И. 1, Ананьева Е.Д. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, позиций, стремлений. К числу наиболее сложных и трудноразрешимых относятся этносоциальные (межнациональные) конфликты. Это форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку (национальному признаку). Межнациональный конфликт имеет свои этапы, стадии, механизмы развития и решения.

Межэтнические конфликты происходят из-за того, что предрассудки по отношению к культурам возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. "Национальность» в русском языке означает то же, что и «этническая принадлежность», и ее иногда называют межнациональным конфликтом.

Проблема межэтнических отношений является актуальной, так как в последнее время происходит существенная миграция людей из стран с серьезными проблемами. Для нашей страны, в которой проживает около двух сот народностей, данная проблема всегда оставалась важной. Особая важность этой проблемы связана с тем, что пространство большинства школ является гетерогенным, в него включены учащиеся разных наций, культур, языков, учащиеся – инофоны. Так, в классах Тульского региона учатся дети из Таджикистана, Туркмении, Украины, Вьетнама, Киргизии, Китая, Азербайджана и др.. Именно эти дети нередко становятся как «жертвами» жестокого насилия, так и агрессорами. Причем учитель зачастую не видит этих конфликтов, считая, что в классе нормальный психологический климат.

В последнее время особенно часто слышатся слова «этносы», «народы», «терпимость», «толерантность», «межнациональное общение». Межэтнические отношения стали важнейшим элементом социальной и политической реальности.

Некоторые авторы считают, что на сегодняшний день чувство этнической принадлежности у детей появляется до того, как они поступают в школы.

Именно семья в современном мире становится целенаправленным заказчиком образовательного процесса. Поэтому в определении заказа школе большую роль играют требования, предъявляемые родителями к системе образования. Анализ анкетирования родителей учащихся на предмет содержания образования в школе свидетельствует о заинтересованности родителей в изучении их детьми языка и культуры своего народа. В нашей стране проводилось немало исследований, в которых отмечается низкий уровень владения родным языком, снижение интереса учащихся к его изучению. Поэтому необходимость овладения родным языком является одним из аспектов социального заказа системе общего образования.

Таким образом, образование предусматривает включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание интереса у учащихся и уважения к культурам других народов , чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира.

Как отмечают психологи, дети до 4 лет еще не знают о существовании разных народов. Их отношение к сверстникам не зависит от национальной принадлежности. К пятому году жизни начинает пробуждаться национальное самосознание. Поэтому благоприятная психологическая обстановка в семье способствует формированию доброжелательного отношения к людям другой национальности.

В возрасте 6—7 лет дети овладевают первыми знаниями о своей этнической принадлежности. 

В 8—9 лет у детей идет четкая идентификация с членами своей этнической группы и развиваются национальные чувства.

В возрасте 10—11 лет ребенок понимает этническую самобытность не только своего народа, но и других. 

В школе с многонациональным составом учащихся может быть создано целостное воспитательное и образовательное пространство, повышающее социальную адаптацию учащихся и перестройки воспитательного процесса.

Понятно, что школа не может разрешить экономические, этнические, политические и другие проблемы и конфликты. Но она может внести значительный вклад в развитие у подрастающего поколения уважения к культурам других народов. Она может помочь учащимся глубже понять, осознать и оценить его собственную культуру.

Пассивное и равнодушное отношение общества к национальной культуре, в течение длительного времени, привело к утрате позитивного восприятия своей национальной общности и отразилось на понижении национального самосознания детей и молодежи. Все это в итоге привело к тому, что дети, вырастая, остаются равнодушными не только к собственным этническим корням, но и культурному многообразию той земли, которая является их родиной. Поражает статистика почти полного отсутствия у школьников и студентов вузов представлений о народах России, их традициях, искусстве, даже их названиях.

Часто дети испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого, именно как другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества. Как показывают исследования Собкина B.C., отмечается высокая степень распространения среди подростков межэтнических конфликтов. Почти каждый четвертый подросток принимает участие в подобных конфликтах. А склонных к проявлению интолерантного поведения около 10% школьников. Другие исследователи отмечают, что уже в начальных классах среди учащихся русской национальности встречаются проявления элементов неосознанного шовинизма, пренебрежения к нерусским ученикам. Явления наивного шовинизма среди какой-то части детей, как правило, развиваются в условиях отсутствия специальной воспитательной работы по ихпредупреждению и влиянию социально-психологического феномена преобладания чувства «толпы».

Основы воспитания культуры межнационального общения закладываются в условиях общеобразовательной школы. Исходя из этого, важнейшей задачей современной педагогики становится воспитание навыков и привычек позитивного межэтнического общения, культивирование у школьников уважения к истории и культуре своего народа, а затем и других народов. Известно, что воспитание культуры межнационального общения особенно интенсивно идет в младшем школьном возрасте, т.к. именно этот возраст является наиболее сензитивным периодом формирования национального самосознания, механизмов этнообъединительных и этноразграничительных представлений и рефлексивному отношению к «своему» и «чужим» этносам. 

В связи с этим на учителя начальных классов возлагается особая ответственность за правильную организацию процесса воспитания культуры межнационального общения у детей разных национальностей. Данную работу следует тщательно планировать, поскольку в каждой школе встречаются дети разных этнических групп. Перед началом учитель обязан изучить национальный состав своего класса. Ему необходимо познакомится с обычаями, традициями народа, представители которого входят в управляемый им классный коллектив. Незнание национально - психологических особенностей членов детского коллектива ведет не только к снижению эффективности учебной или трудовой деятельности детей, но и к появлению межнациональных трений, взаимному отчуждению.

Следует помнить, что всегда, во все времена в школе в каждом классе были представители разных этнических групп. Конфликты всегда возникали и разрешались. Главной нашей задачей в современном обществе не допустить даже возникновения конфликтов. Необходимо сделать так, чтобы было приятно общаться и дружить, ходить друг другу в гости. В семьях будут угощать национальными блюдами и рассказывать о своих традициях, сформируется дружная душевная атмосфера. Формирование такой атмосферы начинается с семьи, школы, общества и в результате закрепится дружественный настрой в целых государствах. Вот так, небольшая ячейка общества может повлиять на настрой всего общества, поэтому необходимо каждой школе уделять огромное внимание вопросу отношений между детьми разных национальностей. Ведь дети – это наше будущее, будущее государства и всего мира. 

Подводя итоги, нужно сказать, что воспитание уважительного отношения к людям другой национальности со школьных лет это залог получения в дальнейшем полноценной, развитой личности, толерантной и гуманной. А главное, выработка иммунитета к различным вредоносным попыткам повлиять на умы молодого поколения различных националистических движений и организаций.

Литература

Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М., 1990. 

Бороноев А.О. Основы этнической психологии. -СПб., 1991. 

Доронченков А. И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики. -СПб., 1995. 

Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1995.

 Мнацаканян М. О. Этносоциология: Нации, национальная психология и межнациональные конфликты. - М., 1998. 

Просмотров работы: 77