Детство является стадией жизненного цикла человека, на которой начинается и продолжается становление организма, развитие его важнейших функций, наиболее активно осуществляется социализация индивида, включающая в себя усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, освоение социальных ролей, позволяющих ребенку формироваться и функционировать в качестве полноценного члена общества, целостной личности [1].
Социальный педагог, являясь специалистом по социально-педагогической работе с детьми, родителями, подростками, молодёжными группами и объединениями, в своей практике сталкивается с типичными группами несовершеннолетних, нуждающихся в особой поддержке. Такими являются дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, беспризорные и безнадзорные дети.
Дети-инвалиды – это особая социальная группа и субкультура, специфическая социальная общность. Она является большой социальной общностью, так как многочисленна и распространена на обширной территории. Каждый ребенок - член данного общества, может не иметь непосредственных контактов друг с другом. Они (дети) могут не взаимодействовать между собой, но их объединяют качества, признаки, которые присущи каждому ребенку [2].Такой ребёнок нуждается в моральной поддержке, но самое главное - в социально-педагогической помощи. Данная помощь предполагает обеспечение ребёнка такими условиями, которые обеспечат ему образ жизни, соответствующий возрасту, максимальное приспособление к окружающей среде и обществу путём обучения навыкам самообслуживания, приобретение профессионального опыта, участия в общественно полезном труде.
Выделим следующие направления работы социального педагога в работе с детьми-инвалидами и их семьями:
Постановка на учёт ребёнка-инвалида,
Участие в разработке, а так же реализации мер по психолого-педагогической реабилитации ребёнка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Устранение конфликтных ситуаций между родителями и детьми, членами семьи.
Содействие в профориентации, профессиональном обучении, трудоустройстве и профессиональной адаптации детей-инвалидов.
Содействие в оказании материальной и бытовой помощи семье, имеющей ребёнка-инвалида.
Содействие в оказании различного вида гуманитарной помощи.
Содействие в открытие реабилитационных, досуговых, специализированных обучающих центров и пансионатов.
Информирование и консультирование родителей по вопросам социальной защиты, реабилитации, а так же образовании, которое будет являться инклюзивным, обеспечивающим равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Социализация детей происходит в дошкольных учреждениях, образовательных организациях, в семье и обществе. Педагогическая реабилитация осуществляется в процессе специального коррекционного обучения и воспитания, в систему которого включается дошкольное, общее и профессиональное образование в специальных условиях [3]. Ещё Л.С. Выготский, в свое время, говорил о том, что необходимо включать детей с особыми образовательными потребностями в среду обычных детей: «Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми» [4].
В Российской Федерации существует ряд документов, где отражена нормативно-правовая база инклюзивного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, к ним относятся:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».-Закон Российской Федерации от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ с дополнениями и изменениями.
«Индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» - Приложения №2 и №3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2008г. №379н.
«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 годы» от 30.06.2016 № МОН-пр-4154.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № № 1662-р.
В 2008 году Российской Федерацией была подписана Конвенция о правах инвалидов. Именно это и является показателем того, что страна готова к формированию условий, которые направлены на соблюдение международных стандартов, экономических, юридических, социальных и других прав инвалидов. Наряду с этим, проанализировав численность детей-инвалидов в Российской Федерации за период с 2011г. по январь 2018г. (Приложение 1), размещенных на портале Федеральной службы государственной статистики [5], можно прийти к выводу о том, что численность таких детей (за указанный период) возросла на 3%. Данный результат говорит о том, что стране нужно больше квалифицированных специалистов, которые будут помогать детям и их семьям в процессе социализации.
Приложение 1.
Список использованной литературы:
Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. / Национальный общественно-научный фонд // Руководитель научного проекта Г.Ю. Семигин; Главный редактор В.Н. Иванов. – М. : Мысль, 2003. – С. 61.
Ярская-Смирнова, Е.Р.// Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Питер, 2005. – С. 87.
Методика и технология работы социального педагога : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Шакурова. —5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 272 с
Мищенко А. Ф., Савченко А. Г., Максутова Ф. И.// Идеи педагогики и воспитания Л. С. Выготского в работе с детьми с особыми образовательными потребностями в начальной школе // Молодой ученый. — 2016. — №27.1. — С. 20-22.
Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс].URL: http://www.gks.ru (Дата обращения: 10.12.2018).