Готовность будущих педагогов к взаимодействию с родителями школьников - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Готовность будущих педагогов к взаимодействию с родителями школьников

Аштаева А.С. 1, Темлянских Е.Ю. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

К одной из ключевых компетенций в качестве целевого ориентира и достижимого результата И.А. Зимняя1 относит «компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы» [2], которые включают умения взаимодействия с обществом и навыки общения посредством устного и письменного диалога, монолога, кросс-культурного общения2, готовности к постановке коммуникативных задач и пр.

В процессе подготовки будущих педагогов особую значимость имеют компетенции, связанные с взаимодействием с различными субъектами образовательного процесса (учащимися, коллегами, родителями, социальными партнерами и др.).

Одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями учащихся. Они предполагают наличие высокого уровня взаимного доверия и возможность организовать конструктивный диалог, определять пути эффективной помощи детям. Без партнерства даже самый квалифицированный педагог, использующий самые современные методы, не добьется большого успеха. Большинство педагогов считает работу с семьей самой сложной в своей  педагогической деятельности.

Особые трудности в сегодняшней школе связаны с тем, что в едином образовательном пространстве находятся не только здоровые учащиеся, но и школьники с особыми образовательными потребностями3. Также в тульских школах немало детей из семей мигрантов, беженцев, приезжих их Туркмении, Татарстана, Киргизии. Такой неоднородный состав учащихся осложняет взаимодействие педагога с семьей. Учитель должен знать культурные особенности, национальные традиции, чтобы продуктивно общаться с родителями ребенка.

Чтобы организовать эффективное педагогическое влияние на родителей и учеников, учителю важно обладать информацией о семье, об отношении родителей к неудачам своего ребенка, об их отношении к дополнительным секциям и пр. Обладание такой информацией позволит учителю быть тактичным в обсуждении некоторых вопросов (например, он не станет вызывать в школу отца, которого у ребенка нет).

Тем не менее, в современном образовании между родителями и учителями зачастую возникают конфликтные ситуации. Это может быть связано с тем, что многие педагоги во взаимодействии с родителями видят, прежде всего, преодоление собственных трудностей в работе с ребенком, поэтому общение с родителями нередко сводится к жалобам на то, как плохо ведет себя ученик на занятиях, как сложно ему дается тот или иной материал. Такая позиция вызывает негативное отношение родителей к педагогу, а возможность дальнейшего сотрудничества, как и компетентность самого педагога, вызывает у них недоверие. Или же, наоборот, родители указывают на некомпетентность учителя, его неумение найти подход к ребенку в системе организации учебно-воспитательного процесса, что также может привести к непростым, а порой даже конфликтным взаимоотношениям между ними. [1]

Возникает вопрос: насколько студенты педагогических вузов готовы к работе с родителями? Чтобы получить ответ на этот вопрос, нами был проведен опрос среди студентов предвыпускного и выпускного курсов факультета искусств, социальных и гуманитарных наук Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого. Результаты опроса (в процентах от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. 

На предложенный в анкете вопрос: «Готовы ли вы к работе с родителями?» большинство опрошенных (51%) ответило «скорее да, чем нет», 22% дали положительный ответ, 15% склоняются к ответу «скорее нет, чем да», 7% студентов затруднились ответить на вопрос и лишь 5% дали отрицательный ответ. 

Таким образом, проведенный нами опрос позволяет сделать вывод о том, что только половина студентов практически готова к педагогической деятельности и работе с родителями. Известно, что в настоящее время многие из них уже имели опыт общения в такой системе, исходя из лагерных и других практик, которые предоставляет вуз.

В современном курсе педагогики следует уделять больше внимания системе взаимоотношений между учителем и родителями, как одному из основных аспектов в деятельности учителя. Это позволит повысить уверенность студентов в своих способностях в работе с родителями, а также дать субъективный опыт подобного взаимодействия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения [Текст]: кн. для учителя / В. С. Грехнев. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.

2. Зимняя, И.А. Единая социально-профессиональная компетентность выпускника университета: понятие, подходы к формированию и оценке [Текст] / И.А. Зимняя – М.: МИСИС, 2008. – 24 с.

1 И.А. Зимняя – доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ

2 Кросс-культурное общение – связь и общение между представителями различных культур

3 Школьники с особыми образовательными потребностями – дети с особенностями психофизического развития, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания

Просмотров работы: 87