Психологическая поддержка младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Психологическая поддержка младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений

Гуетнга П.С. 1, Королева Ю.Э. 2
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
2ТГПУ им. Л. Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одна из задач образования – реализация гуманистических ценностей, что определяет направленность образовательных организаций на личность школьника, его индивидуальность, неповторимость и своеобразие. Как следствие возможно возникновение межличностных конфликтов между субъектами образовательной деятельности, выступающих препятствием для учеников младших классов в социальной адаптации. Возникающие проблемы часто служат источником дезадаптивного поведения школьников.

Вопросы конфликтных взаимоотношений, которые возникают в процессе учебной деятельности нашли отражение в трудах таких психологов, как Т.В. Драгунова, А.И. Сорокина, А.С. Белкин, С.А. Бадмаев, Л.И. Воробьева и О.В. Лишин. Огромное количество исследовательских работ по психологии посвящены изучению конфликтов (Л.С. Выготский, А.А. Рояк, А.Я. Анцупов, Т.Д.Марцинковская). В них выясняются причины возникновения конфликтов, рассматриваются позитивные, также негативные функции конфликтных ситуаций, выявляются основные стратегии преодоления возникших противоречий и улаживания последствий конфликтных взаимоотношений.

Анализ научных работ, посвященных проблеме конфликтных взаимоотношений младших школьников, показал, что понятие «конфликтные взаимоотношения» в аспекте адаптации учащихся ранее не рассматривалось. В то же время достаточно широко рассматривались понятия «конфликт» (А.Я. Анцупов, Л.С. Выготский, Т.Д. Марцинковская, Л.А. Петровская) и «конфликтные взаимоотношения» (С.А. Бадмаев, С.А. Беличева, А.С. Белкин, О.В. Лишин, А.И. Сорокина). При этом одни авторы (В. Вундт, С.Л. Рубинштейн), анализируя детские конфликты, включают в понятие «конфликт» все явления, которые наделены вероятностью проявления негативной аффективности; другие (А.С. Белкин, Е.А. Донченко, В.И. Сперанский) обозначают как конфликт только те явления, которые фиксируют отклонения в нормальном протекании психического процесса, направленного на удовлетворение потребностей. [1]

Были выделены следующие виды конфликтов: межличностные, межгрупповые, внутриличностные и индивидуально-групповые. Проблемные межличностные отношения учащихся младших классов содержат конфликтные способы решения задач, обостряются запросами, исходящими от семьи и школы. Дети не в состоянии справиться с предъявляемыми требованиями.

По словам Н. В. Гришиной, «межличностные конфликтные взаимоотношения часто имеют внутриличностное происхождение». [2]

«Участником» внутриличностного типа конфликта является не общество, а психологические факторы внутреннего мира личности, которые вступают в противоречие с его потребностями, мотивами, ценностями, чувствами. А. И. Сорокина утверждает, что конфликтное взаимоотношение выступает как один из источников саморазвития ребенка, может существовать как развертывание его противоречивых стремлений. [3] Конфликтные взаимоотношения являются определенным движением, в котором заключено единство прерывности и непрерывности. Существует единство противоположностей, которое в определенный момент предстает источником конфликтных взаимоотношений и источником дальнейшего их развития.

Стоит отметить, что конфликтные взаимоотношения являются последствиями не только кризисных периодов развития детей, но и проблемных ситуаций, возникающих в социальной и культурной сферах. Это обнаружение не соответствия идеологических и моральных отношений в окружающей среде ребенка и в обществе в целом могут позитивно повлиять на формирование личности младшего школьника, демонстрируя ему сложность мира.

Проанализировав исследования И.А.Невского, М.Нежаевой, М.С.Озерова, И.В.Павлова, Б.К.Андреенко, обнаружили тот факт, что вместе с тем, как дети начинают непосредственно контактировать с обществом, так к ним приходит опыт в выстраивании конфликтно ориентированной коммуникативной деятельности. К примеру поводом для завязывания дружеских отношений или же их расторжения может послужить учебное действие в решении игровых или учебных задач.

Конфликтное взаимоотношение – это проявление негативной аффективновсти, приводящей к конфликтным ситуациям, сдерживающим успешный адаптационный процесс младшего школьника к учебной деятельности, в которой осваивается система межличностных отношений, равносильная нормам и образцам поведения.

Конфликтные взаимоотношения напрямую связаны не только с процессом адаптации к учебной деятельности, но и к школе. С этой точки зрения адаптацию можно рассмотреть, как процесс приспособления к окружающей среде, включения в нее, освоения норм и правил поведения, реализации собственного потенциала в изменившихся условиях.

Нельзя не отметить, что успешная адаптация включает в себя два фактора: объективный и субъективный. Объективный характеризуется отношением к учебной деятельности, учебной мотивацией и успеваемостью ребенка. В свою очередь субъективный включает в себя такие критерии, как самооценка, статус в группе и интеграция с другими членами образовательного процесса. Поэтому А.А.Налчаджян считал, что без знания личности ребенка, его установок, представлений о мире, интериоризованных им социальных норм, уровня зрелости, степени развития его защитных механизмов невозможно понять особенности протекания адаптации. [4]

Зачастую, конфликтные взаимоотношения представляются нам в виде препятствия к успешной адаптации, но при правильном подходе к данной ситуации они могут выступать механизмом оптимизации развития общего мировоззрения учащегося.

Преодоление конфликтных ситуаций, которые несут в себе систему различных потребностей, ценностей и мировоззрений, может обеспечить психологическая поддержка со стороны школы, предоставленная педагогом и психологом. Психологическую поддержку развития ребенка трактуют как процесс социализации в образовании (Д.Н. Харламов, А.А. Налчаджян); как уникальный стиль межличностных отношений (К. Хорни). Также выявлено несколько механизмов психологической поддержки: понимание, похвала, признание, доверие, эмпатия. [5] Как правило, конфликт заранее осознан субъектом, поэтому поддержка им уже предусмотрена и желанна. [6]

Мы провели анкетирование среди студентов нашего университета, в котором задали вопрос: «Будучи младшим школьником, на сколько часто вы сталкивались с конфликтными ситуациями?». 10% респондентов ответило «часто», вариант «иногда» выбрало 57%, а «редко» - 33% студентов. В связи с полученными результатами нам захотелось провести еще один опрос. «Необходима ли психологическая поддержка в младшем школьном возрасте?» и только 13% респондентов выбрало отрицательный ответ.

Исследование научных подходов И. Б. Котовой и А. К. Марковой позволяет нам считать, что снижение числа конфликтов учащихся зависит от сбалансированности реакций торможения и возбуждения на конфликтную ситуацию, а также мотивации учащегося. Так, учащиеся со средним уровнем активности успешнее преодолевают конфликтные ситуации и быстрее адаптируются к учебной деятельности, за счёт уравновешенной нервной системы и внутренней, более уверенной мотивации к обучению. Учащиеся с низким или высоким уровнем активности имеют плохие навыки саморегуляции, непосредственную мотивацию к обучению, иногда негативное отношение к школе.

Проанализировав работы А.А. Налчаджян, мы отметили, что психолог делает упор на единство возрастного и индивидуального развития, т.е каждый возраст, основанный на психологических закономерностях, выступает индивидуальным вариантом развития ребенка.

Тогда данная проблема должна решаться через совместную и рационально спланированную работу, которая будет опираться на особенности развития каждого обучающегося и отличающуюся черту его конфликтной ситуации. Где важное место занимает: правильное толкование понимания «трудность», её преодолимость, уделение внимания воспитания стойкости и самообладания, а также учет знаний педагога о всевозможных реакциях проявления активности младшего школьника в конфликтных ситуациях.

Отрицательное отношение к учебной деятельности у младших школьников формируется достаточно быстро. Поэтому уже с первых дней педагогу необходимо сформировать интерес к занятиям, желание выполнять упражнения, активно участвовать в жизни школы. В этом учителю поможет его поведение, которое будет основываться на спокойном и уверенном тоне, готовности прийти на помощь и поощрении самых маленьких успехов. Поскольку успех – это основоположник адекватной самооценки, веры в себя и последующей активной жизненной позиции.

Ряд ученых считает психологическую поддержку главным инструментом преодоления конфликта. единым целым теоретического и практического разделов. В теоретическом аспекте учитель должен научиться конструктивно взаимодействовать с младшими школьниками и оптимизировать их активность в результате преодоления конфликтных взаимоотношений. Практический раздел включает в себя комплекс игр, упражнений по преодолению конфликтных взаимоотношений субъектов образовательной деятельности, также обеспечит работу психолога с педагогами и учащимися.

В последние годы программы психологической поддержки младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений широко используются в школах России. В результате внедрения программы сами педагоги отмечают что, младшие школьники стали более любознательными и активными, конфликтные ситуации происходят с малой периодичностью, что способствует успешной адаптации к учебной деятельности. За собой они отмечают развитость практических умений, которая привела к улучшению успеваемости и мотивации к образовательному процессу.

Список литературы

Лямина Л.В. Психологическая поддержка младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений [Текст]: Дис.канд.психолог.наук. – М.,2009.

Гризина Н.В. Психология конфликта. – М.: 2005.

Сорокина А.И. Психологическое исследование конфликтности в детском возрасте. – М.: 2008.

Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). – Ереван: 1988.

Дубровина И.В. О воспитании психологической культуры школьников // Вестник практической психологии образования. – 2006. – №3. – С.43 – 47.

Просмотров работы: 38