ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «МУЛЬТИМЕДИА» В 7 КЛАССЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «МУЛЬТИМЕДИА» В 7 КЛАССЕ

Гурьев С.С. 1
1филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – обширный термин, включающий в себя средства обучения, разработанные и реализуемые в среде информационных технологий. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – частный случай ЭОР, образовательные ресурсы, созданные и функционирующие на базе цифровых технологий. Разница в этих терминах принципиальна и стоит лишь в том, что цифровые технологии – это способ обработки и записи информации. До цифровой системы записи была аналоговая, в настоящее время активно разрабатываются другие системы (квантовые, лазерные и др.). Поэтому электронные образовательные ресурсы  название более общее, характеризующее целую область технологии, а не ее часть.

Широкое распространение компьютерной техники, интерактивных средств обучения, современных средств воспроизведения с различных носителей информации, развитие сети Интернет в образовательных учреждениях сильно видоизменило и требования к разработке современных средств обучения.

Существенные, принципиальные и колоссальные отличия от традиционных источников, используемых в школе, наблюдаются у так называемых мультимедийных электронных образовательных ресурсов. Они являются наиболее актуальными и интересными для образования продуктами, и вполне заслуживают отдельного рассмотрения.

С латинского multimedia означает «много способов», в случае с электронными образовательными ресурсами, это означает, что они имеют возможность демонстрации учебных объектов множеством различных способов [1]. То есть с помощью графических объектов, фотографий, видео, текста, анимации и звука. Иначе говоря, с помощью них есть возможность использовать всё, что учащийся способен воспринимать с помощью зрения и слуха [3].

В современном мире термин «мультимедиа» применяется очень широко. К примеру, если взять мультимедиа-плеер, то он является таковым именно потому, что он позволяет воспроизводить фотографии, видеофильмы, звукозаписи, текст. Однако каждый воспроизводимый в данный момент объект является и «одномедийным», так как он воспринимается одним органом чувств человека: слухом или зрением, а «двухмедийным» можно назвать только озвученный видеофильм.

Когда речь идет о мультимедийных электронных образовательных ресурсах, то имеется в виду, что у них есть возможность моментального и одновременного воспроизведения на экране персонального компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, которые отображаются различными способами.

Степень адекватности отображения объекта реального мира определяет качество мультимедиа-продукта. Наивысшей ступенью такого отображения является «виртуальная реальность», где применяются мультимедиа элементы предельного для человеческого восприятия (например, трехмерный визуальный ряд и стереозвук).

Главной целью использования электронных образовательных ресурсов на уроке является достижение наиболее глубокого запоминания учебного материала через наглядность, что влияет на восприятие, усиливает эмоционального воздействие. Всё это возможно при помощи применения иллюстративного ряда, анимации, видео- и аудио-возможностей программного обеспечения. Это актуально в наше время для многих современных школ. Видеоряд электронных образовательных ресурсов позволяет дополнить или вовсе заменить давно устаревшие по содержанию традиционные наглядные пособия. Данный метод применения электронных образовательных по сущности напоминает киноуроки 1970-х гг. [2]. Учитель представляет элементы электронных образовательных ресурсов по изучаемой теме в заранее подготовленной последовательности и установленном темпе, если это необходимо для усвоения учебного материала различными по уровню восприятия группами учащихся, постепенно приостанавливая их и добавляя собственные комментарии.

Технология демонстрации с комментариями помогает достичь более глубокого понимания и усвоения знаний, а вопросы и попытки осмыслить допустимые ошибки и неточностей в подобных материалах содействует формированию коммуникативной компетенции и критического мышления учащихся. Существует метод диагональная схемы урока в классе (табл. 1) с несколькими компьютерами, целью которого является организация упорядоченного обучения для разных групп учащихся в условиях, когда наличие компьютеров в классе небольшое и работа возможна только в группах. Образовательный процесс на уроке может и преследовать такую цель как знакомство учащихся с материалами и технологиями работы с электронными информационными ресурсами. Учеников можно разбить на несколько групп, распределение логичнее производить, основываясь на уровне познавательных возможностей.

Таблица 1

Диагональная схема урока

Вполне могут быть выбраны иные принципы для организации групп (например, на основе устойчивости познавательного интереса, изучения новой темы и повторения, различные аспекты изучаемого материала, практическая направленность, ориентация на освоение различных видов деятельности и т.д.). Учитель заранее выдает свое задание группам по материалам электронного образовательного ресурса, которое займёт не менее 10 минут по времени для самостоятельной работы с компьютером. Основной задачей в этом случае будет являться обеспечение равномерной загруженности учащихся. Ряд заданий для групп может организовываться по плану, отраженному в таблице, к тому же этот алгоритм можно подгонять под свои рамки урока в зависимости от методических целей и содержания конкретного учебного занятия.

После организационного момента для всех групп начинается второй этап. Учащиеся первой группы пересаживаются за компьютеры и выполняют задачу, которая поставлена на уроке. В это же время оставшиеся группы работают с иными источниками информации (раздаточным материалом, индивидуальным заданием, учебным пособием и т.д.). Смена этапов для каждого ученика происходит в индивидуальном порядке. Участники второй и третьей групп в курсе порядка своей работы за компьютером. После на смену участнику из первой группы должен сесть ученик второй группы, а потом – третьей. Подобный план урока исключает систему обязательного контроля знаний, но требует отчетливой и правильной организации работы на уроке по времени. Взамен контроля знаний можно предложить записи в тетради или подготовка учениками небольших раздаточных материалов для будущих занятий. Следует отметить, что подобный тип уроков в какой-то степени даже полезен для учащихся, так как подготавливает к смене деятельности и освоению разнообразных способов работы с информацией.

Учитель вправе организовывать свои собственные лабораторно-практические занятия на основе мультимедиа и информационных технологий. Они могут предполагать и самостоятельную работу с учебной информацией или техническими средствами, с помощью которых учащиеся будут получать необходимую им информацию, а затем структурировать ее, оформляя отчеты, сообщения и т.д. Проведение подобных уроков имеет ценность с точки зрения развития мышления учеников, потому что такие уроки заставляют анализировать, искать главное, сравнивать, обосновывать свою точку зрения, формулировать оценку фактам и событиям, вырабатывать навыки критического мышления, а также формулировать собственное мнение исходя из всех представленных аргументов.

Обычно подобные занятия строятся из трех этапов: вводного (где определяются требования к работе, раздаются задания, формулирование требований к оформлению работы); основного (где учащиеся выполняют работу, фиксируют результаты, оформляют какой-либо отчет) и заключительного (защита, обсуждение и подведение итогов). Учитель заранее создает или подготавливает инструктивные материалы и задания, которые будут выдаваться ученикам. Большую часть занятия учащиеся выполняют подготовленные заранее задания, а учитель же направляет действие учащихся, контролирует и, если требуется, вводит корректировки в общий процесс, отвечает на вопросы при необходимости или же помогает в работе слабым ученикам. Если деятельность основана в рамках одного подраздела или темы, то в конце урока учитель может провести электронный тестовый контроль усвоения знаний.

Урок, который построен на основе индивидуальной работы учащегося с электронным образовательным ресурсом подходит для занятия в классе, в котором все учащиеся разного познавательного уровня. Такой урок позволит организовать индивидуальный процесс обучения для каждого ученика. Следует учесть, что этот вариант наиболее сложен для реализации, поскольку требует не только серьезной предварительной работы (подготовки заданий, оценки уровней их сложности, выстраивания вариантов группового и индивидуального консультирования, формы подведения итогов занятия и фиксации индивидуальных учебных достижений учащихся). На подобном занятии каждый учащийся самостоятельно работает с электронным образовательным ресурсом самостоятельно и с необходимым для этого средствами, оборудованием. К этому учитель может спокойно подобрать для каждого учащегося такой учебный материал, который бы соответствовал его способностям, то есть ресурс содержит определенный индивидуальный порядок изучения материала. Подобный тип занятия может являться промежуточным при усвоении определенной темы, подведении итогов или контроля по разделу знаний. Нужно помнить также о необходимости смены деятельности, чередования различных видов работы, поскольку ее однообразие приведет к потере активности восприятия и замедлит темпы усвоения информации. Стоит отметить также, что применение мультимедиа и информационных технологий на занятиях, становится педагогически эффективен только тогда, когда процесс обучения с точки зрения методики построен грамотно. Проблема состоит не в том, чтобы внедрить в привычный процесс обучения электронный образовательный ресурс, а в том, чтобы с его помощью сделать процесс обучения более интенсивным, помочь как организующему, ведущему, направляющему образовательный процесс, так и учащемуся подстроиться к условиям информационного общества, где им предстоит жить, учиться, работать.

Наш электронный образовательный ресурс создан на платформе Google Sites. Для работы с ресурсом необходимо иметь аккаунт в системе Google. Наш ресурс имеет следующие разделы:

главная страница;

тематика курса «Мультимедиа»;

страницы с лекциями и заданиями;

веб-квест;

обратная связь, для того, чтобы учащиеся могли задать вопросы по выполнению заданий;

форум, для того, чтобы учащиеся могли загружать свои работы и отчеты по заданиям.

Разработанный нами ресурс (см. рис. 1) рекомендуется использовать для обучения теме «Мультимедиа» в 7 классе.

Рис. 1. Схема ЭОР

На практическом уроке «Создание мультимедийной презентации» нами предлагается использовать творческое задание. Тема для презентаций может быть связана с возрастными особенностями учеников либо с будущим самоопределением в выборе профессии. Для лучшего представления учеников о том, как выполнить задание, ЭОР содержит образец презентации по данной теме. В результате занятия у учащихся сформируется представление о разных видах деятельности.

Для закрепления знаний в работе PowerPoint, учащимся предлагается создать индивидуальные проекты (например, на тему Великой Отечественной войны или выдающиеся люди информатики).

На уроке «Работа в программе Windows Live» целью для учащихся является создание видеоролика на тему «Наши хобби». В готовом продукте учащиеся должны продемонстрировать свои навыки работы в программе и раскрыть свою любимую деятельность, используя фантазию, воображение и креативность. Для урока закреплений знаний «Работа в программе Windows Live» желательно организовать индивидуальные проекты (например, на тему «День космонавтики» и т.п.). Учащиеся должны выполнить домашнее задание, целью которого будет смонтировать ролик на данную тему.

Наш цифровой электронный ресурс можно использовать на уроках информатики, он хорошо подходит для проведения практических заданий, и для выполнения домашних заданий. Практические задания в PowerPoint могут проходить и в форме лабораторных работ, так как на сайте подробно расписан алгоритм создания конечного продукта в каком-либо программном обеспечении.

Графические наглядные пособия (схемы, иллюстрации, метальные карты), содержащиеся в учебнике, можно использовать в подготовке своих презентаций для урока. Схема создания мультимедийного файла представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Мультимедийный файл

Созданный электронный образовательный ресурс может быть применен для обучения теме «Мультимедиа». Ресурс может быть дополнен и другими разделами.

Список литературы:

Ежова Н. М., Резник, Н. А., Отдельные проблемы интерфейса компьютерных средств обучения. [Текст]. / Н. А. Резник, Н. М. Ежова – Мурманск: Изд-во МИЭП, 2003. – 207 с.

Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах. [Текст]. / В. В. Воронов, Москва, 2014. – 183 c.

Мацуца, К. И. Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках информатики [Текст]. / К. И. Мацуца. // Информатика и образование, 2016. – №7. – С. 100–114.

Просмотров работы: 15