ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ ПО БИОЛОГИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ ПО БИОЛОГИИ

Мурзина Н.С. 1
1Шадринский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день в России уделяется большое внимание разработке и использованию электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. Учителю предоставляется огромный выбор электронных энциклопедий, справочников, тренажеров и т.д. В последнее время все большее внимание при разработке электронных образовательных ресурсов уделяется мультимедиа, способствующему повышению наглядности и эффективности их использования в учебном процессе.

Примером использования таких ресурсов в профильных классах по биологии являются виртуальные лаборатории, которые позволяют моделировать объекты и процессы окружающего мира, организовывать компьютерный доступ к реальному лабораторному оборудованию. Их использование особенно важно в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла.

Виртуальные лаборатории представляют собой лаборатории, которые позволяют собирать на экране компьютера различные экспериментальные установки и проводить многочисленные эксперименты, опыты, исследования с использованием установок.

Использование виртуальных лабораторий в учебном процессе позволяет, с одной стороны, предоставить возможность обучающемуся провести эксперименты с оборудованием и материалом, отсутствующим в реальной школьной лаборатории, а с другой стороны, подключение имеющегося лабораторного оборудования и приборов к компьютеру в рамках виртуальной лаборатории позволяет перевести традиционную школьную биологическую лабораторию на новый уровень технологий.

Применение виртуальных лабораторий и практикумов ставит перед учителем ряд непростых задач:

В большинстве виртуальных лабораторных работ отрабатываются не те умения и навыки, что в реальных работах, учитель вынужден оценить разницу и ее как-то компенсировать.

Учителю придется потратить немало времени на изучение модели и правил работы с ней.

Необходима детальная регламентация деятельности учеников, иначе очень хорошая интерактивная модель уходит в песок без четко, подробно и пошагово прописанного задания по работе с ней.

Как и в реальной лабораторной работе, виртуальной необходимо учить навыкам исследования:

выдвижению гипотез и их проверке;

стандартизации условий;

четкому фиксированию условий и результатов экспериментов (сначала в заготовленных учителем таблицах, печатных или электронных);

выбирать критерии, формат представления результатов;

планировать самостоятельную следовательскую работу.

Для организации работы учащихся в виртуальной лаборатории учителю необходимо:

Поставить четкие задачи, которые необходимо решить в ходе работы с моделью. Иначе учащиеся просто играют, не вникая в смысл происходящего на экране. Как показывает практика, обычному школьнику конкретная модель или виртуальная лаборатория могут быть интересны в течение 3-5 минут, а затем неизбежно возникает вопрос: «А что делать дальше?», после такой «самостоятельной работы» учебный эффект незначителен.

Необходимо заранее подготовить план работы с выбранной для изучения компьютерной моделью или лабораторией, а также сформулировать вопросы и задачи, согласованные с функциональными возможностями выбранных ресурсов.

Провести рефлексию в конце урока: учащимся можно предложить ответить на вопросы или написать небольшой отчет о проделанной работе.

Подготовить учащимся индивидуальные задания.

При ответе на вопросы или решении задач учащиеся могут поставить необходимые компьютерные эксперименты и проверить свои соображения.

Расчетные задачи учащимся рекомендуется вначале решить традиционным способом на бумаге, а затем поставить эксперименты для проверки правильности полученных ответов.

Таким образом, виртуальные лаборатория предоставляет педагогу возможность находить наиболее интересные и эффективные методы обучения, делая занятия интересными и более насыщенными.

Список литература:

1. Титов, В.Е. Методика применения информационных технологий в обучении биологии [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений высш. поф. образования / Е.В. Титов, Л.В. Морозова. – М. : Академия, 2014. – 176 с.

2. Активизация процесса обучения с помощью электронного учебного курса для интерактивного комплекса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc _Gum/Go/2012_3_4/Bulgakov.pdf. - Загл. с экрана.

3.Виртуальные лаборатории [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// cnite.mpei.ac.ru/textbook/02_02_03_04.htm. – Загл. с экрна.

Просмотров работы: 186