Значительную роль в достижения победы в случае военных действий играют высокие морально-боевые качества военнослужащих. От состояния духа военных во многом зависит ход и исход военных действий. Это не раз подтверждалось героическими подвигами российских воинов, участвующих в боевых действиях в Афганистане, Чеченской республике, Сирийской Арабской республике.
Личность воина, определяется морально-боевыми качествами, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга. В педагогической литературе выделяется четыре группы морально-боевых качеств: моральные, психологические, профессионально-боевые, физические качества [1, 2]. Ниже приведем краткую характеристику перечисленным группам качеств.
К морaльным качествам военнослужащего следует отнести такие качества, как моральная направленность личности, нравственность, мировоззрение, социально значимые ценности, чувство долга и патриотизм, личная ответственность за защиту Родины, честь, коллективизм, взаимопомощь.
Одним из компонентов военн0-педагогического процесса является психологическая подготовка военнослужащих, направленная на формирование психологической устойчивости и готовности. Психологическая готовность личного состава к военным действиям определяется сформированностью психологических качества военнослужащего, к которым относятся психологические процессы (восприятие, внимание, мышление, память, речь), быстрота и точность реакций, эмоционально-волевая устойчивость. Развитие психологических качеств военнослужащего создают позитивные предпосылки и условия для оптимального проявления профессионально-боевых и физических качеств воинов.
Одним из аспектов в вoспитании морально-боевых качеств выступает воспитание у военнослужащих эмоционально-волевой устойчивости, смелости, выносливости, выдержки, готовности к самопожертвованию, активности и целенаправленности.
Подготовленность воинов к успешному ведению современного боя, умелому использованию боевой техники и оружия определяется уровнем сформированности профессионально-боевых качеств. Профессионально-боевые качества отличают высокое воинское мастерство, боевая выучка, фундаментальные теоретические и практические знания техники и современного оружия, развитое тактическое и техническое мышление, боевая активности, дисциплинированность, гордость и любовь к своей профессии, любовь к военному делу.
Физические качества военнослужащего следует рассматривать как показатель физического развития, натренированности военнослужащих, его способность выдерживать значительные физические нагрузки и длительное эмоциональное напряжение, стойко переносить лишения и трудности военной службы. Следует отметить, что на формирование морально-боевых качеств большое влияние оказывают генетические, биологические свойства человека, к которым относятся особенности нервной системы, тип темперамента, конституция тела, возраст и гендерные особенности.
Имеющиеся морально-боевые качества находят отражение в деятельности военнослужащих. Осознанность, склонность четко исполнять воинский долг, напористость, энергичность в обучении, помощь товарищам в овладении оружием и военной техникой, выработка твердых навыков и умений управлять приборами и механизмами, расширение знаний в сфере тактики ведения боя, успешное решение сложных боевых задач – все это, является отражением имеющихся морально-боевых качеств.
В ходе формирования морально-боевых качеств, основная роль принадлежит нравственному компоненту, который определяет идейность и убежденность российских воинов и выступает главным регулятором их поведения и деятельности. Так же важны и прочие компоненты, которые обеспечивают всесторонность в подготовке личного состава к успешному ведению боевых действий.
Воспитание морально-боевых качеств воинов происходит в ходе боевoй подготовки, воспитания, в процессе всей службы и жизни личного состава, слаженными стараниями руководящего состава. Эти усилия направляются на формирование целого комплекса качеств, необходимых для успешного ведения боевых действий, и предусматривают целеустремленные и разносторонние психолого-педагогические воздействия и взаимодействия на воинов в течение всего периода их службы.
Высокие морaльно-боевые качества, воспитываются материальными и идеальными объектами, применяемыми в процессе воспитания для достижения целей, применением того или иного средства в ходе воспитательной работы.
В формировании у военнослужащих ясного понимания личной ответственности за защиту Родины большое место и роль занимает целенаправленное государственно-патриотическое воспитание, способствующее развитию патриотизма, интернационализма, , героизма и чувства воинского долга.
Существенное место также занимает разъяснение сущности, содержания и путей формирования морально-боевых качеств, необходимости их приобретения для успешного ведения боевых действий. Понимание этих вопросов в сочетании с глубокими знаниями особенностей современного боя, специфики состояний психики человека в боевой обстановке, способов того, как преодолеваются отрицательные воздействия современных средств борьбы, – одно из основных условий, aктивизирующих деятельность воинов по совершенствованию морально-боевых качеств.
К способам формирования у личного состава высоких морально-боевых качеств относится пропаганда исторических, боевых и трудовых традиций нашего народа. Эффективность пропаганды исторических и формирование новых воинских традиций во многом зависит от умелого применения форм воспитательной работы.
Огромную роль в воспитании морально-боевых качеств, играет эстетическая составляющая в воспитании воинов. Ознакомление с великими литературными трудами, изобразительным искусством, музыкой, которые раскрывают гордость за народ, возбуждает у военнослужащих чувство патриотизма.
Безусловно, формированию высоких морально-боевых качеств будет способствовать напряженный воинский труд, многообразная практическая деятельность личного состава в сочетании с целенаправленной работой по воинскому воспитанию. Процесс боевой учебы и службы не только вооружает личный состав знаниями, навыками и умениями, но и повышает функциональные возможности психики воинов, направляет их познавательные процессы, чувства и волю на успешное выполнение задач в современном бою.
Эффективно воздействует на выработку морально-боевых качеств и весь уклад воинской службы, жизни, быта и труда. Образцовый уставной порядок, строгий режим, правильная организация жизни и быта воинов формируют привычку всегда быть точным, собранным, аккуратным, постоянно готовым к немедленным действиям.
Одним из путей формирования морально-боевых качеств выступает развитие у воинов стремления к самовоспитанию. Морально-боевые качества, как и другие черты личности, успешно формируются в том случае, если воин осознал их необходимость, объективно оценивает результаты своей деятельности и поступки, стремится побеждать свои слабости, исправлять недостатки. Поэтому в воспитательной работе с личным составом командиры и офицеры на конкретных примерах раскрывают значение морально-боевых качеств для успешного выполнения воинского долга, помогают каждому воину увидеть у себя недостатки, а затем исправить их.
Большую роль играет личный пример офицера. Высокие морально-боевые качества командира и его заместителя по воспитательной работе помогают им правильно строить учебно-воспитательный процесс, руководить деятельностью подчиненных, оказывают на воинов огромное воздействие, вызывают у них стремление к подражанию, к развитию у себя этих качеств.
Таким образом, морально-боевые качества представляют собой синтез морально-психологического, профессионально-боевого и биологического компонентов, которые взаимосвязаны между собой. Каждый из них, сохраняя автономность своих характеристик, в целостной воспитательной системе приобретает новые свойства и качества. Эффективность воспитания у военнослужащих высоких морально-боевых качеств обуславливается организацией целенаправленной систематической воспитательной работы в воинских коллективах и подразделениях.
Литература
1. Теория и практика воспитания военнослужащих / под ред. Н.И. Резник Н.И. – М.: ТЦ МО РФ, 2005. – 341 с.
2. Военная педагогика: Учебник для вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб.: Питер, 2017. – 640 с.