Организация взаимодействия родителей и ДОО в условиях реализации ФГОС - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Организация взаимодействия родителей и ДОО в условиях реализации ФГОС

Репина Е.В. 1
1Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная семья переживает кризис, который выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание и образование детей отрицательно влияют на полноценное становление личности ребенка, негативно сказываются на его развитии.

В настоящее время Россия переживает один из непростых периодов. Материальные ценности часто доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Современным родителям необходима квалифицированная помощь педагоговпрофессионалов. Эта идея находит отражение в суждениях прогрессивных педагогов прошлого, начиная от «Поручений» Владимира Мономаха, до высказываний В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской. Многие педагоги выступали за необходимость оказания родителям педагогической помощи (Е.Ф. Аркин, Л.И. Красногородская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Радина, Е.А. Флерина). Большое внимание уделяли связи детского сада с семьей Л.Ф.Островская, О.Н. Урбанская, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Маркова. Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и детского сада произошли в 90е годы XX века. Это было связано с реформой образования, отразившейся на системе дошкольного воспитания. Стали появляться новые исследования по данному направлению образования (Н.В. Додокина, Е.С. Евдокимова, О.Л. Зверева и др.).[1]

Идея оказания педагогической помощи родителям прослеживается и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где говорится о том, что родители обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного и физического развития личности ребенка, а образовательные организации оказывать помощь родителям в воспитании детей, охране и укреплении их психического и физического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. ФГОС ДО ставит перед дошкольными организациями задачу «обеспечения психологической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей», ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников и предполагает участие родителей в образовательной деятельности ДОО. – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.[3] Ориентация на узкую специализацию в современном обществе также сказывается на подходах к воспитанию ребенка. Взрослый не чувствует уверенности в том, что он необходим ребенку, что он может и должен принимать активное участие в его развитии. Более 70% родителей считает, что образование ребенка должно быть осуществлено специалистами, также как и другие услуги, например, ремонт автомобиля, переводя, тем самым, образование в сферу потребления. При этом общество предлагает заинтересованному взрослому множество «образовательных подделок». Это «развивающие центры», «развивающие игры» и множество другого, создающего у родителей иллюзию заботы тех, кто предлагает товары или услуги для развития их ребенка.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от «17» октября 2013 г., который вступил в действие с 1 января 2014г., где прописаны требования по взаимодействию ДОО с родителями, подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьей. Одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Среди задач, решаемых ФГОС ДО – это объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, Общества.

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В соответствии с ФГОС ДОО обязана: – информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность; – обеспечить открытость дошкольного образования; – создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; – поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; – обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; – создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы. Цель взаимодействия детского сада и семьи заключается в установлении партнерских связей между участниками педагогического процесса, включении родителей в жизнь ДОО. Взаимодействие как объединяющая на достижение целей совместная деятельность предполагает активное сотрудничество всех субъектов этого процесса. В педагогике и психологии выделяют следующие модели педагогического взаимодействия: «субъект-субъектное» и «субъект-объектное». Именно при субъект-субъектных отношениях деятельность приобретает личную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личными качествами.[4] Эти связи определяют педагогику сотрудничества, ненасилия, партнерства, полисубъктный подход, личностно ориентированную модель взаимодействия. В свою очередь, авторы В.Г.Маралов, В.А.Ситаров [5] в основу взаимодействия родительской общественности и педагогического коллективизма закладывают принципы субъкт-субъектных отношений: диалогизации, т.е.субъекты взаимодействия занимают соучащихся, совоспитывающихся, сотрудничающих людей; проблемолизации, т.е. не просто передача информации, а создание условий для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем; персонализации – отказ от ролевых масок и включение во взаимодействие; индивидуализации – выбор методов и форм воспитания, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников.

Сами взаимоотношения между педагогическим коллективом и родительской общественностью развиваются по определенной схеме, например: – диагностика семьи (социально-педагогичская); – выделение педагогами областей особого внимания, проблем семьи, совместный с родителями анализ результатов исследования; – совместное создание плана действий для каждой семьи с предполагаемыми результатами для ребенка, педагога, родителей; – выполнение плана действий, наблюдения за детско-родительскими отношениями; – оценка педагогами и родителями полученных результатов, сравнительный анализ. То есть можно выделить 4 этапа работы с семьями воспитанников: 1. Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений, деятельности педагогов. 2. Создание программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ребенка). 3. Реализация программы сотрудничества. 4. Анализ полученных результатов. Планирование работы педагогов с семьей воспитанника начинается еще до его поступления в ДОО. Так в доадаптационный период педагоги знакомятся с семьей, при этом выясняют жилищные условия, возраст, образование родителей, состав семьи и структуру родственных связей, поколений и пр., т.е. заполняют социальный паспорт семьи. Это делается единожды при поступлении ребенка в детский сад, но корректируется и дополняется паспорт ежегодно, поскольку возможно изменение места жительства, состав семьи или места работы родителей. Данные мероприятия проводятся ежегодно. К ним также можно отнести родительские собрания, круглые столы, устные журналы, утренники, групповые консультации и т.д. В течение учебного года воспитатель ежедневно планирует работу с семьей, включая следующие методы: – целевые наблюдения за характером детско-родительских отношений в момент расставания и встречи; – плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка; – непосредственные просмотры родителями разных видов деятельности; – привлечение родителей к ознакомлению с результатами продуктивных видов деятельности; – проведение опросов, тестирования, интервьюирования. Данные мероприятия ежедневны, к ним так же относятся утренние приветствия, индивидуальные беседы и консультации, работа телефона доверия, электронной почты. В течение учебного года воспитатель периодически планирует фронтальные встречи с родителями детей группы. В этом случае он указывает в календарном плане тему встречи, форму ее проведения. Здесь же педагог кратко методы обогащения воспитательного опыта родителей. Данные мероприятия относятся к ежемесячным или ежеквартальным, в зависимости от периодичности. Дошкольное учреждение и семья взаимодействуют посредством разнообразных форм. Традиционные формы: 1. Познавательные: – дискуссия; – консультация. 2. Наглядно-информационные: – информационно-ознакомительная (ознакомление родителей с особенностями работы ДОО); – информационно-просветительская (расширение знаний родителей об особенностях развития и воспитания дошкольников). Их специфика заключается в том, что общение с родителями не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок, родительских уголков. 3. Досуговые. 4. Связанные с вовлечением родителей в управление ДОО: – совместные мероприятия воспитателей и родителей (собрания, конференции, консультации беседы, вечера, кружки для родителей, тематические выставки и др.; – совместные мероприятия воспитателей, родителей и детей (дни открытых дверей, турниры знатоков, соревнования, кружки, КВН, викторины, праздники). Нетрадиционные формы: сайты детского сада и группы, фотовыставки и фотомонтажи, проведение акций, почта доверия, проведения мастер-класса, круглый стол, презентации, выпуски семейных газет и плакатов, проведение тренинга и деловой игры, совместные прогулки и экскурсии, брошюры, листовки и буклеты, выставка семейных реликвий. Итак, семья – это уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов, воспитателей и педагогической культуры родителей. И хотя дошкольное учреждение и семья – это два звена в одной цепи, детский сад не может заменить семью, он дополняет ее, выполняя свои особые функции. Их общие задачи: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности. В настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОО и родителей. Воспитательные функции семьи и ДОО различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом. Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей. Одной из основных целей внедрения ФГОС ДО – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, развитие потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Стремление педагогов детского сада к изменению формы общения с родителями, несомненно, является положительной тенденцией. Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. А внедрение федерального государственного образовательного стандарта позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.

Список литературы

1. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. / Н.В. Додокина, Н.В. Евдокимова, Е.А. Кудрявцева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

2. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Сфера, 2007. – 80 с.

3. Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ / З.А. Богомолова // Дошкольная педагогика. – № 2.

4. Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания. / И.М. Юсупов. – Казань, 1991.

5. Ситаров, В.А. Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагога / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. – М.: Изд-во МПА, 1997.

6. Крылова, Н. Каким должно быть общение детского сада с семьей? [Текст] / Н.Крылова // Воспитание дошкольников. – 2009. – № 3. – С. 14-27. 7. Давыдова, О. И. Работа с родителями в ДОУ. / О.И. Давыдова. М., 2005.

Просмотров работы: 31