Проект классного часа на тему: «Клиповое мышление как угроза человеческому в человеке» - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Проект классного часа на тему: «Клиповое мышление как угроза человеческому в человеке»

Исаев А.Н. 1, Клепинин А.П. 1
1Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тема: Клиповое мышление как угроза человеческому в человеке

Цель: формирование культуры мышления

Задачи:

осветить понятие, факторы возникновения, признаки клипового мышления, негативные последствия клипового мышления для сознания человека;

создать условия для профилактики клипового мышления

ориентировать на совершенствование образного и понятийного мышления, целостного мировоззрения студенческой молодежи.

Оборудование мероприятия: компьютер, проектор, экран.

Ход классного часа

Преподаватель спрашивает у студентов, слышал ли кто-нибудь о клиповом мышлении.

Появление термина

Термин «клиповое мышление» происходит от слова «клип», который появился в психологии в середине 90-х годов. Именно тогда на отечественном телевидении стали массово появляться различные музыкальные видеоклипы, сюжеты которых, как правило, представляют собой не целостный, законченный образ, а цепочку мало связанных между собой по смыслу видеокадров. Очень часто смысл звучащей песни оказывается логически не связанным с темой видеоряда, представленного зрителю.

Клиповое мышление (от англ.«clip»-отрезок чего-либо, отсечение, вырезка) – это восприятие человеком коротких ярких образов, появляющихся в телепередачах, новостях, видеороликах, газетах. Дайте признаки этого понятия из лекции

Этот термин впервые ввёл Элвин Тоффлер.

Факторы возникновения клипового мышления

Константин Григорьевич Фрумкин определяет клиповое мышление как способность быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами, но неспособность воспринимать длительную однородную информацию.

Он выделяет следующие факторы, породившие феномен «клипового мышления»:

ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока;

потребность в большом количестве актуальной информации и скорости ее поступления;

увеличение разнообразия поступающей информации;

увеличение количества дел, которыми человек занимается одновременно;

С ускорением развития общества, чтобы сохранить конкурентоспособность (так сказать оставаться в "тренде"), человеку необходимо пропускать через себя быстро большой объём информации. В связи с этим увеличивается количество источников информации.

Преподаватель: Как вы думаете, какие могут быть признаки клипового мышления? Давайте подробнее разберём некоторые признаки:

Поспешность в выводах.

Клиповое мышление требует быстрого восприятия и обработки информации, не подразумевая сосредоточенности и вдумчивости. Люди неспособны анализировать даже самую важную информацию – выделять главные детали и ключевые моменты, а также принимать решения на основе проведенного анализа.

Языковой минимализм. 

Клиповое мышление отражается и в речи говорящего. Мышление картинками не позволяет учиться формулировать свои мысли. Это затрудняет живое общение. Педагоги обращают внимание на то, что у учеников старших классов возникают трудности с написанием изложений и сочинений.

Отрыв от реальности.

Погружение в воображаемый мир (кино, социальные сети) — уводит человека от реальности, сводя к минимуму живое общение.

Бедность эмоций. 

Человек становится больше техническим существом с определенным набором способностей, чем полноценной личностью. У него теряется способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, так как для этого нужно представлять себя на месте другого человека и стараться понять его, использовать воображение, логику, анализ и прочее.

Снижение способности к запоминанию. 

Мозг утилизирует устаревшую информацию. Поскольку этой информации через мозг пропускается тоннами, то тоннами она и утилизируется. Таким образом объем кратковременной (рабочей или еще оперативной) памяти хоть и растет, объем же долговременной памяти, наоборот, значительно уменьшается.

Возможность манипулирования человеком.

Обладатели клипового мышления часто попадают под чужое влияние. В своих действиях они чаще всего руководствуются эмоциями, а не здравым смыслом, поэтому ими легче манипулировать. Телевизионные рекламы построены таким образом, чтобы человек, покупающий товар, руководствовался сиюминутными эмоциональными порывами. Люди с клиповым мышлением часто совершают ненужные покупки или действия, о которых потом жалеют.

Негативное влияние клипового мышления на что? На сознание, на свойства человека.

Человек не может выстраивать связи и поддавать анализу окружающий мир или полученную информацию. Мозг постоянно требует сменить картинку.

Обладателю клипового мышления тяжело анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой.

Клиповое мышление приводит к тому, что люди оказываются неспособными решать сложные задачи, как в процессе обучения, так и в повседневной жизни.

Особенно для подростков и учеников встаёт проблема решения сложной задачи, которая станет легкой, если обратится за помощью к цифровым технологиям.

Клиповое мышление современных людей приводит к упрощению задач, решений, усвоению материала, всё сводится к простоте, без глубины.

У человека с таким мышлением появляются трудности с углублённым изучением материала в следствие чего пропадает желание изучать материал. Так же это заметно среди учащихся, они быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения классической литературы.

Утрачивается способность выстраивать длинные логические последовательности.

Последствия клипового мышления

Формирование непоследовательного восприятия, сложности в текстовом восприятии.

Снижение способности воображения, рефлексии, понимания, в том числе, понимания другого человека.

Потеря желания познавать и создавать новое.

Утрата и такой важной составляющей жизни как живая коммуникация, живое общение.

Преподаватель: Как вы считаете, какие есть способы борьбы с клиповым мышлением?

Профилактика клипового мышления

Уделяйте меньше времени новостной ленте

Любую сомнительную информацию подвергайте критике и анализу

Уменьшайте время пребывания в социальных сетях

Читайте книг в бумажном варианте (позволяет лучше усваивать информацию) или прослушивайте аудиокниги

Устройте «День тишины». Раз в неделю откажитесь от компьютера и гаджетов.

Общайтесь с людьми вживую.

Прежде всего, нужно больше читать и анализировать прочитанное. Причем читать нужно не короткие рассказы, а объемные произведения с глубоким смыслом, призывающим к размышлению. Кроме того, существует немало художественных и познавательных фильмов, просмотр которых заставляет задуматься.

Тренировка памяти способствует развитию способности усваивать большие объемы информации. Развитие воображения делает мышление более гибким. Существуют разнообразные психологические методики тренировки памяти, внимания, воображения, логического, понятийного, образного мышления для детей и взрослых. Специальные тесты на определение разных типов мышления помогут оценить результаты тренировок.

Отказу от клипового сознания также способствуют содержательные беседы, в ходе которых люди учатся доносить свои мысли до собеседника, вести дискуссии, приводить аргументы и отстаивать свою точку зрения.

Преподаватель: Спасибо за внимание и за вашу работу, берегите себя и своих близких.

Просмотров работы: 401