Развитие аудита в учреждениях государственного сектора - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Развитие аудита в учреждениях государственного сектора

Перелыгина А.О. 1
1Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Важнейшим направлением деятельности государства является осуществление контроля. Бюджетные средства – это основа функционирования любого государства, поэтому особое значение придается контрольной деятельности в области государственных финансов. Составной частью системы государственного финансового контроля считается государственный аудит. Государственный аудит создан для проведения надзора в области государственного финансирования, а именно для проверки разделения и использования бюджетных денежных средств.

Дискуссионный вопрос – являются ли равноправными понятия «государственный аудит» и «государственный контроль». Несмотря на широкое применение именно государственного аудита, нормативного понятия данный термин не имеет. В законодательстве государственный аудит носит только частноправовой характер. Контроль является одной из функций управления. Его цель – это оценка процесса функционирования объекта, выявление отклонений и недочетов и принятие мер по корректировке.

Аудит государственного сектора – это деятельность, целью которой является предоставление всем заинтересованным сторонам независимой объективной информации об экономических явлениях. Он является универсальным инструментом эволюции экономики, способный эффективно воздействовать на процессы экономического развития [4].

При осуществлении государственного аудита контролирующие органы осуществляют внешний контроль над правильностью ведения учета и отчетности, а также целевого применения бюджетных средств и легитимности действий.

Финансовый аудит используется с целью документальной проверки достоверности финансовых операций, учета государственного бюджета, целевого использования государственных ресурсов и бюджетной отчетности.

Основные задачи аудита государственных финансов:

рациональное и результативное применение бюджетных средств;

разработка финансовых управленческих стратегий;

целесообразное исполнение административной работы;

предоставление информации государственным органам власти и общественности в форме различных отчетов и публикаций [3].

Государственный аудит работает на увеличение результативности управления государственных средств, к которым относят: государственные денежные средства, интеллектуальную собственность, предметы собственности, природное имущество.

Сам термин «аудит» можно встретить в Бюджетном Кодексе РФ. Этот комплекс законов является источником регулирования государственного финансового контроля. Но в статье 57 настоящего кодекса аудит отождествляют с контролем. Статья 168.3 определяет аудит как проверку. Законодательное регламентирование аудита государственного сектора осуществляется Федеральным законом №41 (5.03.2013 г.) «О Счетной палате РФ» [1].

Счетная плата – это постоянно действующий высший орган внешнего государственного контроля, который обеспечивает проведение беспрерывного государственного аудита. Он в свою очередь основывается на правдивости и справедливости.

Кроме счетной палаты финансовый контроль осуществляют и другие учреждения РФ:

Центральный Банк;

основное контролирующее руководство Президента;

Министерство финансов;

отдел внутреннего государственного аудита;

субъекты (регионы) страны;

муниципальные образования и другие структуры [5].

Рассмотрим основные стадии осуществления аудита государственного сектора.

Рисунок 1 – Стадии осуществления аудита

Последняя стадия предполагает систематизацию выявленных недочетов и нарушений в деятельности бюджетной системы, разработку рекомендаций по устранению недостатков и их прогнозирование.

Первая стадия несет в себе наибольшую нагрузку. Она включает в себя три этапа:

финансовый мониторинг;

предварительное изучение подконтрольных объектов;

планирование государственного финансового аудита (составление программы проведения аудиторских проверок).

В качестве источника информации для государственного аудита выступает статистическая и финансовая отчетность, результаты различных тематических исследований и изучения деятельности конкретных предприятий, учреждений или целых отраслей промышленности и т.д.

Вторая стадия - основная – предполагает оценку организации работы подконтрольного объекта, когда государственные аудиторы проводят анализ существующих систем управления, планирования, учета, контроля.

Результаты государственного финансового аудита документируются не только на 3 стадии, а в рамках всего процесса осуществления финансового контроля.

Необходимость проведения аудита государственных финансов определена и концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. В рамках данного документа рассматривается внедрение современных методов и механизмов стратегического планирования и управления на основе результатов бюджетных решений в процесс государственного управления. Целесообразность последних и оценивается в рамках проведения финансового аудита [2].

Но существует и ряд проблем в законодательном регулировании государственного аудита. Существует несоответствие между определением важности организации современных форм и методов государственного финансового контроля и нормами, которые включены в документы всей государственной администрации.

В Бюджетном Кодексе РФ отсутствует конкретная методология проведения внешнего контроля. Функции внутреннего контроля рассмотрены без подробностей. Также в данном документе не установлены правовые основы контрольной деятельности, отсутствует описание методов проведения контроля, принципов организации специализированных органов бюджетного контроля и механизмов взаимодействия органов, которые проводят контроль госбюджета.

До сегодняшнего дня окончательно не решена проблема разделения функций внутреннего и внешнего аудита госфинансов, поэтому многие функции среди органов государственного финансового контроля дублируются.

Чтобы решить эти проблемы и добиться дальнейшего развития государственного аудита и финансового контроля в России, необходимо провести детальную нормативно-методологическую формализацию функций, принципов государственного финансового контроля и аудита. Это потребует подготовки проектов нормативно-правовых актов Правительства и Министерства финансов Российской Федерации для проведения мероприятий по предварительному контролю, который направлен на обеспечение эффективности использования бюджетных средств.

Таким образом, современный этап развития государственной контрольной деятельности характеризуется созданием необходимых условий для перехода на более качественный уровень, дополняющий контроль за законностью и целевым использованием бюджетных средств.

Список литературы

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018)

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")

Аудит : учебник для СПО / Н. А. Казакова [и др.] ; под общ. ред. Н. А. Казаковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 409 с.

Аудит внешнеэкономической деятельности : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Т. М. Рогуленко [и др.] ; под общ. ред. Т. М. Рогуленко, С. В. Пономаревой, А. В. Бодяко. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 117 с.

Аудит: основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок : учебное пособие / Н.В. Парушина, Е.А. Кыштымова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД ФОРУМ, 2012. — 560 с. : ил. — (Высшее образование).

Просмотров работы: 52