Развитие рынка аудита и аудиторских услуг в России - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Развитие рынка аудита и аудиторских услуг в России

Марыченкова Н.В. 1
1Среднерусский институт управления филиал-РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Термин «аудит» имеет латинское происхождение – «audio» означает «он слышит», «слушатель». Изначально так называли ученика духовного учебного заведения с отличной успеваемостью, который проверял других учащихся и определял степень усвоения пройденного материала и качество выполнения заданий.

Аудит в понимании более близком современному существовал еще в Древнем Египте в третьем тысячелетии до н.э. В то время функции учета, управления и контроля выполняли чиновники наряду со своей основной деятельностью. В Римской империи в I веке н. э. данные функции были возложены на специальных служащих (кураторов, прокураторов, квесторов). После падения Римской империи услуги аудита широко распространились в Италии в сфере торговли – аудиторы проверяли платежеспособность капитанов торговых судов с целью предотвращения ошибок.

Однако родиной современного аудита считается Англия, где в IХ веке из понятия «бухгалтер» выделилось понятие «аудитор», который контролировал состояние счетов, детально проверяя каждую операцию. Однако в то время такие аудиторские процедуры как тестирование или выборочная проверка были еще не известны [3, 45].

В России аудиторы появились впервые в армии во время правления Петра I. Наличие такой должности было официально зафиксировано в воинском уставе 1716 года и в табели о рангах. В обязанности армейских аудиторов входило слушание дел по имущественным спорам. В отдельных случаях аудитор выступал прокурором, делопроизводителем и секретарем. Военно-судебная реформа 1867 года упразднила государственную должность армейского аудитора.

В XIX-XX веках в России неоднократно осуществлялись попытки создания института аудита (институт присяжных бухгалтеров в 1831 году, институт бухгалтеров в 1909 году, институт государственных бухгалтеров-экспертов в 1928 году и т.д.), однако все попытки были неудачными по причине отсутствия экономических предпосылок аудиторской деятельности, отлаженного механизма действия и каких-либо юридических гарантий. Рыночная экономика дает возможность каждому желающему организовать свой бизнес, самостоятельно выбрать товар, который он хочет производить или перепродавать, выбирать систему налогообложения, внедрять систему управления [4, 489].

Следующий документ появился в 1994 году - Указ Президента, которым были утверждены "Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации". Позже эти правила были преобразованы в первый в истории России "Федеральный закон от 07.08.2011 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", в котором закреплены принципы проведения аудита, в том числе вопрос лицензирования. Это было эволюционное движение.

Революционное движение вверх произошло в 2008 году, когда был принят новый Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", отменивший лицензирование аудиторской деятельности. Этот закон внес изменения революционного характера-поставил российский аудит на рельсы саморегулирования.

Последней вехой в изменениях законодательства об аудиторской деятельности стали изменения, связанные с консолидацией СРО (увеличением порогов численности их членов).

Рисунок 1 – Исторические этапы законодательного регулирования аудита в России.

Рыночная экономика дает множество возможностей, конечно, надо учитывать некоторое количество барьеров при выходе на рынок (регистрация фирмы, денежные взносы, оплата пошлин и т.д.).

Также, работая на рынке, фирма не может осуществлять свою деятельность безнадзорно, государство и его контролирующие органы постоянно вмешиваются и регулируют деятельность предпринимателей. Это необходимо для соблюдения правил и норм законодательства.

Аудит – это организация мероприятия, по проверке и оценке финансово – хозяйственной деятельности предприятий, работающих на рынке, которая проводится независимыми экспертами.

Значение аудита в рыночной экономике огромное, большинство предприятий стремятся нарушить закон в области финансовых отношений, ведут теневую бухгалтерию, уходят от налогов, обманывают персонал и др. Все это негативно влияет на экономику и бюджет страны, от чего страдают в основном самые незащищенные слои населения (малоимущие, инвалиды и т.д.) [5, 918].

Также аудит помогает развиваться и самому предприятию в условиях рыночной экономике, часто руководители слабо владеют информацией о том, как ведутся дела на фирме, где есть финансовые проблемы и что стоит предпринять для разрешения имеющихся проблем.

Как говорит большинство экономистов, вовремя и грамотно проведенная аудиторская проверка помогает предприятию, а не «топит» его. Обнаруженные проблемы можно быстро разрешить и успешно начать функционировать на рынке [2, 360].

В рыночных условиях аудит просто необходим, иначе налоговые поступления начнут сокращаться, бюджет страны обнищает, социальная политика исчезнет, как класс, и экономика страны станет слабой.

Основными функциями аудита в условиях рынка служат:

Экспертная функция: аудиторы, то есть те, кто осуществляют проверку организаций, являются профессиональными экспертами в области финансов и экономики предприятия. У всех предприятий есть бухгалтерия, но не на всех на рабочих местах сидят профессионалы, поэтому экспертная функция аудита реализуется за счет качественной проверки организации в отношении финансов, помощи в разрешении нестандартных и сложных ситуаций;

Аналитическая функция: аудит призван анализировать все финансовые операции, которые проходят в организации, их качество и законность, определять тенденции (негативные или положительные) и т.д.;

Консультационная функция: эксперты аудиторской проверки дают бухгалтерам и руководителям организации консультации по тому, как в дальнейшем осуществлять правильный учет и реализацию финансовых операций, если результаты показали недочеты и ошибки;

Информационная функция: аудиторы дают полную информационную базу руководителям и главным бухгалтерам, как, в какие сроки, как правильно вести финансовые операции, когда будут следующие проверки, в чем их суть, куда обращаться в случае нарушения проведения аудита и т.д..

Все функции аудита в рыночной экономике дают возможность компаниям в дальнейшем избежать ошибок в финансово – хозяйственной деятельности, развивать предприятие, налаживать бухгалтерский и налоговый учет.

Рынок услуг аудитора определен временными правилами осуществления аудиторской деятельности, введенной в соответствии с указом президента от 22.12.1993 №2263. В настоящее время разработан проект закона о аудиторской деятельности. Есть статья, посвященная перечню аудиторских услуг:

1. Проведение аудиторских проверок.

2. Постановление и ведение бухгалтерского учета, составление отчетности.

3. Налоговое планирование и расчет налогов.

4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности.

5. Консультации в области бухгалтерского учета, финансов, анализа, налогов.

6. Оказание юридических услуг в области бухгалтерской деятельности.

7. Обучение бухгалтерскому учету, финансам, аудиту, анализу.

8. Другие услуги.

Запрещено заниматься другой предпринимательской деятельностью, не связанной с аудитом.

Внешний аудит: обязательный и инициативный. Обязательный аудит осуществляется по перечню, указанному в Федеральном законе от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [1].

Этими постановлениями определены критерии, по которым предприятия подлежат обязательной проверки:

Организационно-правовая форма акционерного общества.

Ценные бумаги организации допущены к организованным торгам.

3. Организация является: кредитным учреждением, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, инвестиционным фондом, внебюджетным фондом и пр.

4. Объем выручки от продажи продукции организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей.

5. Организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6. В иных случаях, установленных федеральными законами.

Аудит неотъемлемая часть рыночной системы и экономических отношений, его развитие предполагает улучшение рыночной обстановки в стране, налаживанию и стабилизации финансовых ресурсов государства.

Список литературы:

Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от 23.04.2018).

Кучеров А. В., Леушина Е. В. Внутренний аудит в России// Молодой ученый. -2017. -№6. -С. 359-362.

Мездриков Ю.В. Этапы развития аудита// Наука и общество. -2016. -№ 2 (25). -С. 43-49.

Назаренко В.С. Современная тенденция развития аудита в России// Экономика и социум. -2018. -№ 4 (47). -С. 488-491.

Шалгина О.Р. Аудит и аудиторские услуги в РФ// Экономика и социум. -2017. -№ 11 (42). -С. 917-920.

Просмотров работы: 43