РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ГЕРМАНИИ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ГЕРМАНИИ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Мартовый К.Е. 1
1ИАТУ, факультет «Самолетостроительный»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эпоха Просвещения дала сильный толчок развитию педагогической науки. Исключительно большое значение в становлении педагогической мысли данного периода имели её связи с другими науками. Идеи о воспитании человека, заимствованные в других науках, послужили непосредственной основой для разработки конкретных педагогических проблем. Так, в развитии идей духовно-нравственного воспитания значимую роль сыграли немецкая классическая философия, а также философская этика и эстетика. В число известных немецких философов-педагогов входили И. Гердер, И.В. Гëте, В. Гумбольдт, Г.Э. Лессинг, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, И.Г.Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг, А. Шопенгауэр. Увлечённые идеями педагогического совершенствования жизни, немецкие философы создавали свои педагогические концепции, направляя тем самым развитие педагогической мысли. Согласно справедливому мнению Виндельбанда, «подлинная немецкая философия определяла интеллектуальную жизнь Германии в течение всего XVIII столетия в разнообразных и частью далеко расходившихся системах» [2, с. 14]. Философия Просвещения не просто отражала действительность, а глубоко проникала в жизнь общества, с целью найти свой способ для решения необходимых социальных и духовных задач. Рассматривая «истину», «добро» и «красоту», как основу мироздания, немецкие философы наполнили новым содержанием систему общечеловеческих ценностей. По выражению И. Гердера философия в век Просвещения была «распространением света». В педагогическом отношении философские идеи сыграли важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории, помогая тем самым определить исходные позиции исследуемых педагогических явлений. Совместные усилия философов и педагогов были направлены на поиск новых подходов в области образования гуманной, высоконравственной личности. Следует подчеркнуть, что тесное взаимодействие философии и педагогики, осуществляющееся посредством обмена идеями и творческими достижениями, было особенно плодотворным. Во исполнение воспитательного назначения своей философии мыслители предприняли множество попыток её популяризации. Их педагогические системы являются достоянием современной теории обучения и воспитания.

Другим существенным фактором для развития идей духовно-нравственного воспитания послужило активное формирование психологических теорий. Значительное место в эпоху «разума» занимали философско-психологические знания о душе и эмпирическая психология. Изучая психологию Просвещения, Э. Кассирер писал: «…Психология не удовлетворяется всего лишь познанием душевных форм и процессов, но желает проникнуть в изначальные предельные основания, в первоэлементы души, для того чтобы разглядеть и разложить их на составные части» [4, с.113]. Большое значение для развития психологии в Германии в этот период имели труды немецких ученых Г-В. Лейбница (1646 – 1716) и Хр. Вольфа. Значительный вклад в разработку психологических основ педагогической системы внесли Ф.Э. Бенеке, выдающийся немецкий философ-психолог, и И.Ф. Гербарт, известный немецкий педагог, психолог.

Решению задач, стоящих перед обществом и педагогической наукой, в частности, способствовало развитие науки в целом. Известно, что восемнадцатое столетие породило техногенную цивилизацию, для которой характерно быстрое изменение техники, появление новых технологий благодаря применению в производстве научных знаний. Согласно справедливому мнению современного ученого В.В. Васильева, «именно немцы в эпоху популярной философии Просвещения проявляли наибольший интерес к фундаментальным теоретическим исследованиям, поощряя их на родине и отслеживая находки иностранных мыслителей. Трудно назвать какого-нибудь известного французского или британского философа XVIII века, сочинения которого вскоре после их появления не были бы переведены на немецкий язык» [1]. Активизация научной мысли в области естествознания, изобретение ткацкого станка, паровой машины, водяных и паровых турбин, двигателей внутреннего сгорания привели в конечном результате к массовому промышленному производству. Масштабное железнодорожное строительство, интенсивно развернувшееся в первой половине XIX века, возникновение новой отрасли промышленности – автомобилестроения, расширение коммуникационного сообщения, развитие электроэнергетики ускорили промышленный переворот, изменивший коренным образом экономику европейских государств, в том числе и Германии. Рост крупных городов, отмена средневековых сословий, ослабление роли церкви, нетрадиционные идеологии, политические партии, расцвет культуры – все эти и многие другие перемены определили характер и ценностные приоритеты педагогических течений Германии конца XVIII – первой половины XIX вв.

Суть педагогических идей в Германии эпохи Просвещения заключалась, по оценке современного отечественного исследователя в области истории образования и педагогической мысли А.Н. Джуринского, в «моральном совершенстве, трудолюбии, семейных добродетелях, национальном патриотизме, гуманистической образованности» [3, с.169]. Среди педагогических течений немецкого Просвещения выделялись неогуманизм и филантропизм.

Представители вышеупомянутого течения неогуманизма жили в «идеальном мире философии и науки, литературы и искусства». Как педагогическое течение неогуманизм сформировался под влиянием идей Х.Г. Гейне (1729 – 1812), И.М. Геснера (1691 –1761), И.А. Эрнсти (1707 – 1781), предлагавших изучать древние языки, прежде всего греческий, в целях знакомства с древнегреческой культурой для формирования у воспитанников эстетических вкусов. По утверждению Р. Стивена Тернера, «сторонники неогуманизма ввели в обиход новую образовательную терминологию», включающую в себя «Bildung (культуру), Humanität (человечность), и Selbstständigkeit (самостоятельную деятельность). Представители позднего этапа неогуманизма и главные его теоретики В.Гумбольдт (1767-1835), Ф.А. Вольф (1759-1824) делали акцент на «раскрытии способностей человека» и стремились к «всестороннему развитию личности». Главная задача воспитания заключалась, с их точки зрения, «в воспитании людей цельных, свободных, у которых все телесные и душевные задатки, путем свободного упражнения, развились в живые, познавательные силы. Такая свобода развития обеспечивает и его индивидуальную самобытность: важнейшая вещь, ибо разнообразие в формах развития личности составляет истинное богатство человечества». Неогуманисты сыграли большую роль в реформировании немецкой системы образования, особенно эти реформы коснулись гимназий и высших учебных заведений.

Литература:

Васильев, В. В. История философской психологии. Западная Европа XVIII век [Электронный ресурс] / В. В. Васильев. Режим доступа. http: //www.c-society.ru

Виндельбанд, В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия / В. Виндельбанд. М. : Наука, 1993. 105 с.

Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли / А. Н. Джуринский – М. : Владос Пресс, 2003. 400 с.

Кассирер, Э. Философия Просвещения / Пер. с нем. – М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – 400 с.

Просмотров работы: 182