Особенности развития физической подготовленности у городских и сельских школьников в Архангельской области - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности развития физической подготовленности у городских и сельских школьников в Архангельской области

Балюк В.Г. 1, Осов А.С. 1
1ФГАОУ ВО "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Обычно, развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и, как правило, высокое развитие физических качеств, способствует успешному освоению двигательных навыков. Наблюдая за формированием организма школьников, мы обычно интересуемся состоянием их здоровья, физического развития и физической подготовленности, фиксируя это соответствующими показателями. Комплекс этих показателей создает полное представление об организме школьников [5].

Рассматривая двигательную деятельность детей, мы наблюдаем ее в различных по форме движениях, в которых проявляются в той или иной мере быстрота, сила, ловкость, выносливость или сочетание этих качеств. Степень развития физических качеств и определяет качественную стороны двигательной деятельности школьников, уровень их общей физической подготовленности [2].

Цель исследования – дать сравнительную характеристику уровням развития физических качеств у учащихся 3, 7 и 11 классов, проживающих в городской и сельской местностях.

Методика и организация исследования.Субъектами исследования были 60 практически здоровых учащихся (юноши) 3,7 и 11 классов. Все обследуемые родились и постоянно проживали на территории города Архангельска и Архангельской области. Первую группу № 1, численностью 30 человек, составили учащиеся МБОУ средне-общеобразовательной школы № 1 города Архангельска. Вторую группу № 2 – в количестве 30 человек, составляли учащиеся МБОУ Савинской средней школы, Плисецкого района Архангельской области.

Исследование было проведено по результатам тестовых упражнений [3]: «Бег на 30 м» (сек); «Челночный бег 3 х 10 м» (сек); «Прыжок в длину с места» (см); «Сгибание и разгибание рук из положения вис на высокой перекладине» (подтягивание) (максимальное кол-во раз); «6-мин бег» (мин) и «Наклон вперед из положения стоя» (см).

Обработка полученных данных проводилась на персональной ЭВМ с использованием пакета стандартных статистических программ SРSS v. 11,5 для среды Windows. Вычислялись: средняя (М) и ошибка средней (m), среднее квадратичное отклонение (r). Достоверность различий определялось по t-критерию Стьюдента, и применялась на уровне значимости 95% (р < 0,05).

Результаты исследования и их обсуждение.Для того, чтобы оценить уровень развития физических качеств школьников, необходимо результаты экспресс-тестов каждого ученика сопоставить с соответствующим его возрасту и полу нормативом для оценки того или иного результата, так как только нормативы позволяют осуществить индивидуальную оценку физической подготовленности ученика на пяти уровнях: очень низкий, низкий, средний, высокий, очень высокий уровень физической подготовленности.

На рисунке 1 представлены результаты показателя теста, определяющего силу мышц верхних конечностей у городских и сельских школьников.

Как показывают графики на рисунке 1, показатели силы мышц верхних конечностей у младших школьников, обучающихся в городской и сельской местности составляют 2,87±0,6 и 3,8±0,5 кол-во раз соответственно (р>0,05). Уровень развития силы мышц верхних конечностей по тесту «Сгибание и разгибание рук из положения вис на перекладине», у младших школьников города Архангельска - ниже среднего, у сельских - соответствует среднему уровню.


Рисунок 1 – Тест «Сгибание и разгибание рук из положения вис на перекладине»

(подтягивание)

У семиклассников, проживающих в городе, показатель соответствовал среднему уровню развития (5,2±0,5 кол-во раз) и у ребят, проживающих на селе – выше среднего уровня (7,7±0,4 кол-во раз), отличия статистически достоверны на уровне значимости р<0,05.

В группе ребят 11 класса, обучающихся в городе, сила мышц верхних конечностей соответствовала среднему уровню (9,14±0,4 кол-во раз) и у учащихся, проживающих на селе – выше среднего (10,7±0,3 кол-во раз) (р<0,05).

Как показало исследование, показатели силы мышц рук у сельских школьников больше, причем у учащихся средних и старших классов это отличие достоверно, а у младших определяется незначительное отличие. Также, выше у сельских школьников и уровень развития силы рук на один порядок.

На рисунке 2 представлены результаты показателей силы мышц нижних конечностей в группах учащихся.

Рисунок 2 – Показатели теста «Прыжок в длину с места»

Из рисунка 2 видно, что длина прыжка с места в группах детей, обучающихся в третьем классе достоверных отличий не имеет и соответствует среднему уровню развития – 140,5±6,5 см (у сельских ребят) и 135,5±6,3 см (городских) (р>0,05).

У учащихся седьмых классов, отмечается значимая разница в показателях. Так длина прыжка у ребят, проживающих в городе, соответствовала 183,2±6,1 см – средний уровень подготовленности и 195,5±6,4 см – у школьников сельской местности (выше среднего уровня) (р<0,05).

В группе юношей, обучающихся в 11 классе в городе, показатель данного теста достоверно ниже (198,5±5,9 см, уровень – выше среднего), чем у ребят, проживающих в селе (225,00±6,1 см – высокий уровень развития) (р<0,05).

Анализ полученных результатов показал, что сила мышц нижних конечностей, у всех обследованных соответствует среднему уровню и выше. Причем у младших школьников обеих групп (городских и сельских), показатели длинны прыжка соответствуют среднему уровню (отличий нет). У городских учащихся средних классов – также средний, у сельских - выше среднего, показатели теста имеет достоверное отличие. У старшеклассников показатели теста так же значимо отличаются. У школьников г. Архангельска уровень развития силы нижних конечностей - выше среднего, у учащихся Савинской средней школы, Плисецкого района Архангельской области - высокий.

Под координационными способностями понимают способность быстро обучаться новым движениям и адекватно реагировать на меняющуюся двигательную обстановку. Поэтому измерителями этих способностей являются время обучения дви­жениям, координационная сложность и точность выполняемых упражнений и способность к экстраполяции (адекватному решению двигательных задач в условиях меняющейся обстановки).

На рисунке 3 представлены результаты теста на развитие координационных способностей в группах учащихся.

Как видно из представленных данных, время выполнения теста «Челночный бег 3х10», у третьеклассников, проживающих в городской и сельской местности, значимых отличий не показывает (10,07±0,6 сек и 10,1±0,5 сек, p>0,05), и свидетельствует об уровне развития координационных способностей ниже среднего. У семиклассников г. Архангельска время выполнения теста составляет 8,25±0,5 сек, у их сверстников из Савинской средней школы - несколько больше (8,84±0,6 сек, р>0,05), и соответствует среднему уровню развития этих способностей в обеих группах. У городских и сельских одиннадцатиклассников время выполнения теста имеет значимую разницу (7,24±0,4 сек и 8,84±0,4 сек), отличия достоверны на уровне значимости р<0,05.

Рисунок 3 – Показатели теста «Челночный бег 3х10 м»

Как показало исследование, с возрастом уровень развития координационных способности у школьников, проживающих как в сельской, так и в городской местности растет, причем у последних в большей степени. Так у школьников 11 класса г. Архангельска этот уровень развития координационных способностей - высокий, у учащихся Плисецкого района - выше среднего.

На рисунке 4 представлены результаты теста, определяющего гибкость позвоночного столба в группах учащихся.

Рисунок 4 – Показатели теста «Наклон туловища вперед из положения стоя»

(сгибание)

Так же, как и в предыдущем тесте, показатели гибкости позвоночника у младших школьников и учащихся средних классов, обучающихся в городе и в селе статистически достоверных отличий не имеют (р>0,05 в обоих случаях). Данные теста у третьеклассников города и села - 7,5±0,4 см и 7,14±0,6 см соответственно, что соответствует среднему уровню развития гибкости. У семиклассников - 8,4±0,5 см и 7,76±0,4 см, что соответствует развитию гибкости на уровне - выше среднего. Значимые отличия в показателях наблюдаются у ребят 11 класса. У учащихся, проживающих в городе – 9,3±0,4 см – средний уровень и 7,9±0,6 см – ниже среднего (р<0,05). Мы полагаем, гибкость позвоночника у сельских школьников меньше потому, что у них в большей степени развита сила мышц спины в связи с большими физическими нагрузками.

На рисунке 5 представлены показатели скорости бега на 30 метров у обследованных учащихся.

Рисунок 5 – Время бега на 30 метров

Анализ полученных результатов показал, что время пробегания 30 - метровой дистанции между городскими и сельскими школьниками всех трех возрастных групп практически не отличается. У третьеклассников - горожан время составило - 6,51±0,51 с у сельских ребят - 6,63±0,44, у семиклассников - 5,4±0,54 с и 5,1±0,4 с, у одиннадцатиклассников - 4,4±0,36 с и 4,66±0,4 с, соответственно.

Нами определенно, что время пробегания как у городских так и у сельских школьников с возрастом уменьшается, но у первых этот показатель снизился на 13,5 %, а у вторых на 29,8 %.

На рисунке 6 представлены показатели общей выносливости обследованных школьников по тесту «Шестиминутный бег».

Рисунок 6 – Показатели теста «Шестиминутный бег»

Показатели общей выносливости, так же как и данные других двигательных тестов у всех обследуемых школьников с возрастом становятся лучше. У учащихся младших классов, как городских, так и сельских показатели теста достоверных отличий не показывают (794,6±53,7 м и 825,7±53,7 м соответственно). У семиклассников они составили 1137,00±51,6 м у архангелогородцев и 1267,5±51,1м школьников Савинской средней школы, (р<0,05). Уровень общей выносливости по данным шестиминутного бега у горожан 1375,4±50,1 м, у сельских ребят 1625,00±53,7 м.

У городских и сельских школьников, обучающихся в одиннадцатом классе показатели теста составили 1375,4±50,1 м и 1625,00±53,7 м соответственно, но различия данных достоверны на уровне р<0,01. Прирост показателя теста с 3 по 11 класс у учащихся Архангельска составил - 73,09 %, у ребят Савинской средней школы, Плисецкого района - 96,88 %.

Как видно из графиков, показатели теста в группе ребят 3 класса достоверно значимых отличий не имеют, но показатель выше у ребят, проживающих на селе. У третьеклассников общая выносливость соответствует среднему уровню развития.

У семиклассников, наблюдается разница в показателях теста «6-мин бег». У сельских ребят (1267,5±51,1 м – уровень выше среднего) показатель выносливости достоверно выше, чем у городских (1137,00±51,6 м – средний уровень) (р<0,05).

У юношей, обучающихся в 11 классе, наблюдается достоверно значимые отличия в показателях тестов между группами. Так у городских ребят, показатель выносливости соответствовал 1375,4±50,1 м – средний уровень развития) и 1625,00±53,7 м – выше среднего – у ребят проживающих на селе (р<0,05).

Выводы.

У третьеклассников, проживающих в городской и сельской местности, достоверных отличий показателей тестов, характеризующих силу мышц верхних и нижних конечностей, гибкость позвоночника, общую выносливость, координационные и скоростные способности нет. Уровень развития большинства двигательных качеств у сельских и городских школьников – средний, за исключением силы мышц верхних конечностей, которая у горожан ниже среднего.

У семиклассников, проживающих в городе Архангельске, определяется некоторое отличие показателей тестов, описывающих изученные двигательные качества в сторону ухудшения, но эта разница недостоверна, за исключением силы мышц верхних конечностей, которая у горожан меньше. Уровень развития двигательных качеств у горожан – средний, у селян – средний, выше среднего и высокий.

У одиннадцатиклассников, жителей города Архангельска, имеются достоверные отличия показателей тестов, характеризующих силу мышц верхних и нижних конечностей, гибкость позвоночника, общую выносливость, координационные способности, которые свидетельствуют о худшем развитии этих двигательных качеств по сравнению со сверстниками, проживающими в Плисецком районе Архангельской области. Гибкость сельских школьников развита хуже, а скоростные качества – не отличаются. Уровень развития двигательных качеств у горожан – средний и выше среднего, у селян – выше среднего и высокий.

Список использованной литературы.

Захаров Е.Н. и др. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств. – М.: Ленос, 2004. – 516 с.

Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб пособие / Б.Х. Ланда. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.

Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 224 с.

Просмотров работы: 37