ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ

Купрацевич Д.Ю. 1, Сунгурова А.В. 1, Кольцова М.П. 1
1ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В жизнедеятельности человека наибольшая роль принадлежит зрительному анализатору, так как 80 - 90 % восприятия внешнего мира происходит с помощью зрения.

Зрение – самый мощный источник информации о внешнем мире. Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложных зрительных функций. В настоящее время различают пять основных зрительных функций: центральное зрение, периферическое зрение, бинокулярное зрение, светоощущение, цветоощущение[3].

Категория лиц со зрительным дефектом, т. е. инвалидов по зрению достаточно велика: она составляет около 40 млн. человек в мире и около 2 млн. - в нашей стране, причем, несмотря на успехи медицины, число слабовидящих неуклонно растет[1].

Проблема формирования двигательных способностей детей с нарушением зрения школьного возраста на занятиях адаптивным физическим воспитанием является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательного процесса. Быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость неразрывно связаны с передвижением, поэтому целесообразно включать элементы специальных упражнений в занятия по физическому воспитанию. Непосредственное восприятие окружающих предметов, позволяет незрячему ребенку быстрее понять и запомнить изучаемое пространство. Познавательная карта передвижения школьника с нарушением зрительного анализатора формируется в процессе двигательной активности. Полное нарушение функций зрительного анализатора представляет для незрячих детей барьер в процессе познания окружающего мира, который не позволяет им полноценно и гармонично развиваться, но не является непреодолимым. Процесс специального обучения представляет собой систему различных направлений, обеспечивающих развитие и использование сохранных анализаторов[2].

Целью нашей работы стало исследование функционального состояния школьников с нарушением зрения.

Для определения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить уровень функционального состояния школьников с нарушением зрения;

2. Оценить функциональное состояние кардиореспираторной системы у детей среднего школьного возраста.

Характеристика исследуемых детей:

Основной метод исследования – экспериментальный.

Исследование проводилось на базе МБОУ СШ №5 города Архангельска в период с марта по апрель 2018 г. В исследовании принимала участие группа детей из 12 человек, которая состояла из 5 мальчиков и 7 девочек. Основной диагноз данной группы: миопия высокой степени. Все испытуемые на момент начала тестирования имели паспортный возраст 14 лет.

На данном этапе проводился сбор и изучение педагогической и научно-методической литературы по теме исследования и проведение первичного тестирования.

В своей работе мы использовали следующие методы исследования:

Метод функционального тестирования дыхательной системы: проба Штанге и Генчи;

Метод функционального тестирования сердечно – сосудистой системы: частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (САД, ДАД), Индекс Руффье (ИР).

Анализ результатов исследования

Для оценки деятельности дыхательной системы была определена жизненная емкость легких, также были проведены проба Штанге и проба Генчи.

Адаптация сердечно-сосудистой системы к нагрузке была определена с помощью Индекса Руффье. Данные пробы представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1 - Средние показатели кардиореспираторной системы исследуемых мальчиков

Показатель (у.е)

Фактическое

Должное

Штанге (сек)

28 ± 3,20

64

Генче (сек)

14,5 ± 2,80

25

Индекс Руффье

0,55 ± 0,23

0-5

САД (мм.рт.ст)

113,6± 1,89

110-136

ДАД (мм.рт.ст)

72,8± 1,58

70-86

ЧСС (уд/мин)

73,2 ± 5,65

55-95

Таблица 2 – Средние показатели кардиореспираторной системы исследуемых девочек

Показатель(у.е)

Фактическое

Должное

Штанге (сек)

30,50 ± 1,95

60

Генче (сек)

18,33 ± 1,26

26

Индекс Руффье

0,45 ± 0,15

0-5

САД (мм.рт.ст)

118 ± 2,2

110-136

ДАД (мм.рт.ст)

78,86 ± 2,28

70-86

ЧСС (уд/мин)

73,2 ± 5,65

55-95

При проведении проб Штанге и Генчи выяснилось, что средние показатели, как мальчиков, так и девочек, ниже должных значений нормы, что говорит о низком развитии дыхательной системы. Можно предположить, что это связано с тем, что на уроках физической культуры уделяется меньшее внимание дыхательным упражнениям.

По показателям, полученным при помощи Индекса Руффье, можно сделать вывод, что сердечно-сосудистая система школьников с депривацией зрения соответствует оценке «хорошо». У мальчиков этот показатель равен 0,55 ± 0,23, у девочек - 0,45 ± 0,15. Данный показатель входит в коридор значений нормы – от 0 до 5 и говорит о положительной адаптации сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке.

Артериальное давление и частота сердечных сокращений как мальчиков, так и девочек соответствует возрасту.

Выводы:

В ходе исследования был выявлен средний уровень функционального состояния школьников с депривацией зрения;

Оценка функционального состояния дыхательной системы выявила показатели ниже должного значения нормы, что может свидетельствовать о низком развитии дыхательной системы. Сердечно-сосудистая система детей соответствует норме для своей возрастной группы.

Список литературы:

1. Сафронова И.Н. Коррекционная и профилактическая направленность адаптивного физического воспитания слепых и слабовидящих детей. Томск.: Из-во ТГПУ, 2007.- с.167-169

2.Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие/ Под ред. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2009. – с. 93-156

3. Швецов А.Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие, 2009.- с. 66

Просмотров работы: 43