В жизнедеятельности человека наибольшая роль принадлежит зрительному анализатору, так как 80 - 90 % восприятия внешнего мира происходит с помощью зрения.
Зрение – самый мощный источник информации о внешнем мире. Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложных зрительных функций. В настоящее время различают пять основных зрительных функций: центральное зрение, периферическое зрение, бинокулярное зрение, светоощущение, цветоощущение[3].
Категория лиц со зрительным дефектом, т. е. инвалидов по зрению достаточно велика: она составляет около 40 млн. человек в мире и около 2 млн. - в нашей стране, причем, несмотря на успехи медицины, число слабовидящих неуклонно растет[1].
Проблема формирования двигательных способностей детей с нарушением зрения школьного возраста на занятиях адаптивным физическим воспитанием является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательного процесса. Быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость неразрывно связаны с передвижением, поэтому целесообразно включать элементы специальных упражнений в занятия по физическому воспитанию. Непосредственное восприятие окружающих предметов, позволяет незрячему ребенку быстрее понять и запомнить изучаемое пространство. Познавательная карта передвижения школьника с нарушением зрительного анализатора формируется в процессе двигательной активности. Полное нарушение функций зрительного анализатора представляет для незрячих детей барьер в процессе познания окружающего мира, который не позволяет им полноценно и гармонично развиваться, но не является непреодолимым. Процесс специального обучения представляет собой систему различных направлений, обеспечивающих развитие и использование сохранных анализаторов[2].
Целью нашей работы стало исследование функционального состояния школьников с нарушением зрения.
Для определения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить уровень функционального состояния школьников с нарушением зрения;
2. Оценить функциональное состояние кардиореспираторной системы у детей среднего школьного возраста.
Характеристика исследуемых детей:
Основной метод исследования – экспериментальный.
Исследование проводилось на базе МБОУ СШ №5 города Архангельска в период с марта по апрель 2018 г. В исследовании принимала участие группа детей из 12 человек, которая состояла из 5 мальчиков и 7 девочек. Основной диагноз данной группы: миопия высокой степени. Все испытуемые на момент начала тестирования имели паспортный возраст 14 лет.
На данном этапе проводился сбор и изучение педагогической и научно-методической литературы по теме исследования и проведение первичного тестирования.
В своей работе мы использовали следующие методы исследования:
Метод функционального тестирования дыхательной системы: проба Штанге и Генчи;
Метод функционального тестирования сердечно – сосудистой системы: частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (САД, ДАД), Индекс Руффье (ИР).
Анализ результатов исследования
Для оценки деятельности дыхательной системы была определена жизненная емкость легких, также были проведены проба Штанге и проба Генчи.
Адаптация сердечно-сосудистой системы к нагрузке была определена с помощью Индекса Руффье. Данные пробы представлены в таблицах 1, 2.
Таблица 1 - Средние показатели кардиореспираторной системы исследуемых мальчиков
Показатель (у.е) |
Фактическое |
Должное |
Штанге (сек) |
28 ± 3,20 |
64 |
Генче (сек) |
14,5 ± 2,80 |
25 |
Индекс Руффье |
0,55 ± 0,23 |
0-5 |
САД (мм.рт.ст) |
113,6± 1,89 |
110-136 |
ДАД (мм.рт.ст) |
72,8± 1,58 |
70-86 |
ЧСС (уд/мин) |
73,2 ± 5,65 |
55-95 |
Таблица 2 – Средние показатели кардиореспираторной системы исследуемых девочек
Показатель(у.е) |
Фактическое |
Должное |
Штанге (сек) |
30,50 ± 1,95 |
60 |
Генче (сек) |
18,33 ± 1,26 |
26 |
Индекс Руффье |
0,45 ± 0,15 |
0-5 |
САД (мм.рт.ст) |
118 ± 2,2 |
110-136 |
ДАД (мм.рт.ст) |
78,86 ± 2,28 |
70-86 |
ЧСС (уд/мин) |
73,2 ± 5,65 |
55-95 |
При проведении проб Штанге и Генчи выяснилось, что средние показатели, как мальчиков, так и девочек, ниже должных значений нормы, что говорит о низком развитии дыхательной системы. Можно предположить, что это связано с тем, что на уроках физической культуры уделяется меньшее внимание дыхательным упражнениям.
По показателям, полученным при помощи Индекса Руффье, можно сделать вывод, что сердечно-сосудистая система школьников с депривацией зрения соответствует оценке «хорошо». У мальчиков этот показатель равен 0,55 ± 0,23, у девочек - 0,45 ± 0,15. Данный показатель входит в коридор значений нормы – от 0 до 5 и говорит о положительной адаптации сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке.
Артериальное давление и частота сердечных сокращений как мальчиков, так и девочек соответствует возрасту.
Выводы:
В ходе исследования был выявлен средний уровень функционального состояния школьников с депривацией зрения;
Оценка функционального состояния дыхательной системы выявила показатели ниже должного значения нормы, что может свидетельствовать о низком развитии дыхательной системы. Сердечно-сосудистая система детей соответствует норме для своей возрастной группы.
Список литературы:
1. Сафронова И.Н. Коррекционная и профилактическая направленность адаптивного физического воспитания слепых и слабовидящих детей. Томск.: Из-во ТГПУ, 2007.- с.167-169
2.Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие/ Под ред. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2009. – с. 93-156
3. Швецов А.Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие, 2009.- с. 66