Методические особенности организации физического воспитания детей в летнем оздоровительном лагере - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Методические особенности организации физического воспитания детей в летнем оздоровительном лагере

Хохлова А.С. 1
1Набережночелнинский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В нашей стране под влиянием многочисленных социально-экономических и экологических факторов происходит снижение уровня физического развития, физической подготовленности и здоровья у детей школьного возраста. По данным Министерства здравоохранения России на 2016 год среди 13,62 миллионов школьников только 21,4 % имеют первую группу здоровья, а 21 % – хронические заболевания. В связи с ухудшением состояния здоровья меняется и динамика групп здоровья, увеличивается количество детей со второй и третьей группами. Так же зафиксировано, что уровень состояния здоровья современных первоклассников значительно ниже, по сравнению с их сверстниками в 20 веке: абсолютно здоровых детей всего 4,3 %. Научно доказано, что снижение двигательной активности, недостаточность самостоятельных занятий физической культурой, нарушение норм здорового образа жизни отрицательно влияет на здоровье детей (Серова Н.Б., 2000).

Основная масса школьников занимается физической культурой только в рамках утвержденной основной школьной программой, остальные по программе специальных медицинских групп или полностью освобождены от занятий физической культурой. Компенсировать недостаточную физическую активность школьников, призваны в той или иной мере летние оздоровительные лагеря. Основным направлением деятельности которых, является активный отдых с использованием физических упражнений, игр и соревнований.

Изучение литературы показывает, что в работах многих авторов, указываются благоприятные возможности, созданные в летних оздоровительных лагерях, для развития двигательных способностей и навыков, укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей и общего самочувствия, работоспособности и физической активности школьников.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в связи со снижением двигательной активности школьников, низкими показателями их здоровья и общего самочувствия старые программы физического воспитания в летних лагерях стали менее эффективными.

Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать, программу физического воспитания детей младшего школьного возраста в летнем оздоровительном лагере

Объект исследования - процесс физического воспитания.

Предмет исследования - методические особенности организации физического воспитания в летнем оздоровительном лагере

Гипотеза исследования: предполагается, что внедрение в работу летнего оздоровительного лагеря экспериментальной программы организации физического воспитания детей младшего школьного возраста значительно повысит их общее самочувствие.

В работе были использованы следующие методы: анализ, изучение и обобщение литературных источников, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики.

Базой эксперимента был выбран детский оздоровительный лагерь в городе Набережные Челны. Были отобраны дети от 7 до 10 лет, то есть младший школьный возраст, в количестве 20 человек.

Эксперимент начался с определения начальных показателей уровня общего самочувствия детей младшего школьного возраста. Для нами был взят тест САН, который выявляет уровень самочувствия, активности и настроения.

Экспериментальная программа организации физического воспитания детей младшего школьного возраста в летнем оздоровительном лагере была направлена на повышение их общего самочувствия, а именно настроения, активности, бодрости, физического тонуса. Для этого в работе были применены следующие формы организации физического воспитания:

- Утренняя гимнастика (зарядка);

- Подвижные игры и эстафеты на свежем воздухе;

- Спортивное состязание «Лучшие из лучших»;

- Водные процедуры.

Организация физического воспитания детей в летнем оздоровительном лагере имеет свои особенности: все мероприятия проводятся не свежем воздухе, они являются обязательными и проходят в течение всего дня; задача инструктора по спорту привить детям, за короткий промежуток времени, желание заниматься физической культурой осознанно, выработать самостоятельность, активность и улучшить общее состояние ребенка; мероприятия проводятся как одновременно с детьми всех возрастов, так и с каждой возрастной группой отдельно, при этом задания должны соответствовать определенной физической подготовленности и состоянию здоровья ребенка; массовая спортивная работа должна быть очень разнообразной.

Особенности организации физического воспитания детей младшего школьного возраста в летнем оздоровительном лагере, состоят в том, что с детьми этого возраста желательно проводить мероприятия в игровой форме, так как в этом случае они лучше запоминают информацию, быстрее усваивают определенные правила и нормы, а так же это значительно повышает их интерес.

Повышение общего самочувствия детей зависит от правильно организованной программы спортивно-массовой работы в летнем оздоровительном лагере, которая строиться на основе форм физического воспитания.

Нами был проведен анализ литературы по исследуемой проблеме, на основе которого определены основные особенности работы летнего оздоровительного лагеря и вытекающие из них требования к методике организации физического воспитания, выявлены методические особенности организации физического воспитания детей младшего школьного возраста в детском оздоровительном лагере, а так же пути повышения их общего самочувствия, составлена программа физического воспитания детей младшего школьного возраста в летнем оздоровительном лагере.

Был проведен эксперимент, в котором мы внедрили разработанную программу в работу в детском оздоровительном лагере, рассчитанную на 1 смену – 21 день. Работа проводилась с детьми младшего школьного возраста. В начале эксперимента и в конце для выяснения эффективности программы, были проведены тестирования, по результатам которых мы определили, что самочувствие детей улучшилось на 18%. Так, в начале эксперимента показатель общего самочувствия составлял 4,9 балла, а в конце 5,8.

Анализируя результаты, мы пришли к выводу, что правильно организованная работа в летнем оздоровительном лагере с детьми младшего школьного возраста, учитывающая возрастные и методические особенности организации физического воспитания, действительно положительно влияет на общее самочувствие детей.

Поэтому выдвинутая нами гипотеза о том, что внедрение в работу летнего оздоровительного лагеря экспериментальной программы физического воспитания детей младшего школьного возраста, значительно повысит их общее самочувствие, подтверждена.

Просмотров работы: 240