Влияние занятий ритмической гимнастикой на развитие координационных способностей младших школьников с умственной отсталостью - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Влияние занятий ритмической гимнастикой на развитие координационных способностей младших школьников с умственной отсталостью

Сидулин И.А. 1
1Набережночелнинский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция, мимика [2]. Поиск наиболее эффективных методик развития координационных способностей является весьма актуальным, в связи с вынужденной гипокинезией умственно отсталых детей.

Цель нашего исследования было выявление целесообразности применения методики ритмической гимнастики в коррекции координационных способностей учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

В соответствии с поставленной целью нами были определены задачи исследования:

- выявить особенности развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта; - оценить эффективность методики ритмической гимнастики в коррекции координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Исследование проводилось на базе Набережночелнинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида с участием школьников младших классов, имеющих нарушение интеллекта в легкой степени умственной отсталости .

Уровень развития координационных способностей детей оценивался с помощью общепринятых в практике адаптивного физического воспитания лиц с нарушением интеллекта надежных и информативных двигательных тестов: ловля линейки, перекладывание фишек разного диаметра, пяточно-носочная проба, попадание в цель и теппинг-тест.

На начало эксперимента было протестировано две группы детей 9-10 лет, имеющих нарушения интеллекта. По достоверному критерию Стьюдента доказано, что перед началом исследования дети экспериментальной и контрольной групп по развитию координации находятся примерно на одном уровне.

По окончанию исследования выяснилось, что дети экспериментальной группы по всем показателям существенно превосходят детей контрольной группы. Так, в экспериментальной группе результаты в тесте «ловля линейки» у девочек улучшились на 18,5%, P0,05, у мальчиков – на 13,8%, P0,05. Мы связываем эти изменения с использованием методики коррекции координационных способностей. В контрольной группе установлено значимое изменение показателя только у мальчиков, составившее 25,3 %, P0,05

У испытуемых экспериментальной группы за период эксперимента увеличилось время сохранения статического равновесия в пяточно-носочной позе. Это произошло благодаря использованию таких средств ритмической гимнастики, как: упражнения на развитие ловкости, динамического и статического равновесия. Прирост составил 18,5% у девочек и 44% у мальчиков (P0,05).В контрольной группе достоверный прирост результатов по этому показателю не выявлен.

Также за период эксперимента у испытуемых обеих групп повысился уровень развития кинестетической способности по показателю времени перекладывания фишек разного диаметра. До эксперимента у детей наблюдался недостаточный уровень развития данной способности, что обусловлено низким уровнем развития зрительного восприятия. Прирост значений в экспериментальной группе у девочек при перекладывании фишек большого диаметра составил 24,4%, у мальчиков – 26,5% (P < 0,05). Время перекладывания фишек среднего диаметра уменьшилось на 9,3% у девочек и на 22,4% у мальчиков, малых фишек – на 13,6% и 15,3% соответственно (P < 0,05). У детей, занимавшихся по экспериментальной методике, выявлена более выраженная динамика теста «попадание в цель», отражающего уровень развития способности к ориентации в пространстве. Так, в экспериментальной группе прирост составил у девочек 52,2% у мальчиков – 33,6%, (P < 0,05). В теппинг-тесте результаты девочек экспериментальной группы по окончании эксперимента улучшились на 42,5%, у мальчиков – на 21,2% (P < 0,05).

Таким образом, результаты проведенных исследований подтверждают высокую эффективность предложенной методики ритмической гимнастики в развитии координационных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Литература

1.Царик, А.В. Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации: Учебно-методическое пособие/А.В.Царик-М.: Советский спорт , 2000.-592с.

2. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие/ Л.В.Шапкова – М.:Советский спорт, 2003.-464с., ил.

Просмотров работы: 18