Единственной мерой предупреждения и ликвидации отрицательных последствий гипокинезии, является расширение двигательной активности детей и подростков, закаливание, широкое применение подвижных игр и игр спортивного характера на свежем воздухе с использованием основных спортивных движений, обеспечивающих оздоровительный, общеукрепляющий эффект [2].
Актуальность. Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, особенно с элементами соревнования (допустимы для детей в состоянии стойкой ремиссии заболевания), больше чем другие формы физической культуры, адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей, воспитанию у них морально-волевых качеств и прикладных навыков. Кроме того, целесообразно-подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на свежем воздухе, могут одновременно способствовать оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике обострений заболеваний [1].
Цель исследования – выявить целесообразность применения подвижных игр в улучшении физической подготовленности часто болеющих простудными заболеваниями детей дошкольного возраста.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Определить состояние физической подготовленности часто болеющих детей дошкольного возраста.
Разработать и применить методику подвижных игр, направленную на развитие физических качеств дошкольников.
Оценить эффективность применения методики подвижных игр в развитии физической подготовленности часто болеющих простудными заболеваниями дошкольников.
Объект исследования - процесс развития физических качеств часто болеющих детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – результативность применения методики подвижных игр в развитии физической подготовленности часто болеющих детей.
Гипотеза. Предполагается, что включение в занятия методики подвижных игр улучшит показатели физической подготовленности.
Методы исследования:анализ научно-методической литературы, анализ медицинских карт, тестирование, педагогический эксперимент, метод математической статистики.
Организация исследования: в исследовании принимали участие дошкольники, часто болеющие простудными заболеваниями. Для проведения эксперимента были сформированы 2 группы по 13 человек в каждой. Контрольная группа занималась физической культурой 2 раза в неделю по 25 минут по основной программе дошкольного образования, а экспериментальная группа, кроме занятий физической культурой, дополнительно занима-лась 2 раза в неделю по 25 минут подвижными играми. В программу подвижных игр были включены игры, развивающие основные физические качества дошкольников: координацию, ловкость, быстроту, выносливость, силу и гибкость. Также использовались в занятиях полосы препятствий и эстафеты. Все подвижные игры подбирались, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.
Результаты исследования и их обсуждение.
В результате анализа медицинских карт было выявлено, что у обследуемых детей основными заболеванием являются частые респираторные заболевания и поражение бронхолегочной системы, что привело к низкой двигательной активности исследуемых детей. В начале эксперимента существенных различий по изучаемым показателям физической подготовленности между группами не наблюдалось, что говорит об однородности групп.
После эксперимента было выявлено, что дополнительные занятия подвижными играми с экспериментальной группой оказались эффективнее, нежели занятия в контрольной группе. Особенно это отразилось на показателях ловкости, где результаты по окончанию эксперимента приблизились к результатам возрастной нормы. По другим показателям физической подготовленности также наблюдались положительные изменения.
Таким образом, можно говорить о высокой эффективности примененной методики подвижных игр с часто болеющими простудными заболеваниями детьми.
Список литературы.
Страковская, В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей- 2 изд., перераб. и доп./ В.Л. Страковская - М.: Медицина, 1987. - 240 с.
Шапкова, Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Л.В.Шапкова - М.: Советский спорт, 2002- 212 с.