Динамика физических качеств и функционального состояния школьников при занятиях баскетболом - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Динамика физических качеств и функционального состояния школьников при занятиях баскетболом

Редькина В.В. 1
1Набережночелнинский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Важнейшей задачей всей спортивной подготовки является формирова­ние высокого уровня функциональных возможностей занимающихся, так как он выступает основой для роста спортивного мастерства и специальной фи­зической работоспособности, являясь предпосылкой способности организма эффективно приспосабливаться к предъявляемым соревновательным и тре­нировочным нагрузкам (Кучкин С.Н., 1986; Муравьева Л.Ф., 2004). Стабильные и высокие достижения в баскетболе возможны только на основе оптимизации тренировочного процесса, всех сторон подготовленности баскетболиста. В свою очередь оптимизация трениров­ки в баскетболе должна базироваться на применении на­учно-обоснованных средств и методов, при обязатель­ном учете специфики деятельности и факторов, опре­деляющих и лимитирующих работоспособность (Герасименко А.П., 2004; Федотова, Е.В., 2003).

Баскетбол, с точки зрения физиологии, можно оха­рактеризовать как деятельность с изменяющимися ус­ловиями выполнения действий, осуществления перемен­ной по мощности мышечной работы, при интенсивной обработке большого объема экстеросенсорной информа­ции (Галочкин Ю.Г., 2011). Вследствие этого успешность деятельности баскетболиста в значительной мере определяется состоянием центральной нервной системы, сенсорных систем и систем, обеспечивающих энергообеспечение организма. Крайне важно должное развитие интегративных функций центральной нервной системы, процессов высшей нервной деятельности. Это от­носится к реализации механизмов экстраполяции, рас­ширения объема внимания, оперативному восприятию и тонкому дифференцированию соматических и вегетатив­ных изменений в организме. Наибольшего эффекта от оптимально спланирован­ного тренировочного процесса можно ожидать только при условии эффективного управления им. В свою оче­редь управление тренировкой, то есть развитием раз­личных сторон подготовленности спортсмена, течением адаптационных процессов, возможно только на основе получения информации о происходящих в организме спортсмена изменениях. Такая информация может быть получена в физиологических исследованиях. Эта же информация может быть использована для индивидуали­зации тренировки, прогнозирования результатов и от­бора (Ефимов, С.Д., 2011).

Объектом исследования является тренировочный процесс баскетболистов 11-12 лет.

Предмет исследования: изменение функционального состояния мальчиков 11-12 лет, занимающихся баскетболом, и не занимающихся спортом.

Цель исследования является выявление динамики функционального состояния мальчиков 11-12 лет в связи с занятиями баскетболом.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у мальчиков, занимающихся баскетболом, будет больший прирост функциональных показателей, чем у мальчиков, не занимающихся баскетболом.

Исследования проводились в течение учебного года в средней общеобразовательной школе г. Набережные Челны с мальчиками 11-12 лет.

В экспериментальную группу вошли мальчики 11-12 лет, занимающиеся баскетболом; в контрольную группу – учащиеся общеобразовательной школы, не занимающиеся в спортивных секциях.

На основе анализа результатов проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

В ходе исследования в экспериментальной группе произошли статистически достоверные изменения в показателях жизненной емкости легких, пробы Штанге и нагрузочном тесте, а в конце исследования во всех показателях кроме артериального давления.

В контрольной группе в ходе исследования произошли статистически достоверные изменения только в показателях жизненной емкости легких, а в конце исследования в показателях жизненной емкости легких и пробы Штанге.

В конце исследования выявлены статистически достоверные различия между контрольной и экспериментальной группами мальчиков 11-12 лет в показателях частоты сердечных сокращений, жизненной емкости легких, пробы Штанге и нагрузочном тесте.

Тренерам и учителям физической культуры, работающие с мальчиками 11-12 лет, проводящие тренировочные занятия и уроки физической культуры в 4-5 классах, можно предложить практические рекомендации: в тренировочных процессах по баскетболу больше внимания уделять упражнениям, развивающие общую выносливость, тем самым, влияя на дыхательную систему, что приводит к увеличению жизненной емкости легких и сердечно-сосудистую систему, в следствие чего, будет снижаться частоты сердечных сокращений и повышаться артериальное давление. На уроках физической культуры в общеобразовательной школе уделять больше внимания введению элементов баскетбола как средству улучшения функционального состояния школьников в младших и средних классах.

Просмотров работы: 58