Одним из самых старейших проблем школьного преподавания считается формирование мотивации к учению. Данный вопрос рассматривался многими известными специалистами по психологии и педагогики, и непосредственно ими была поднята проблема: как повысить у детей интерес к учению, т.е. формировать мотив. Мотивация учебно-физкультурной деятельности следует из различных потребностей. Их разделили на три категории: потребность в движении, потребность выполнения обязанностей учащегося и потребность в спортивной деятельности (Божович, Л.И., 2000; Матюхина, М.В., 2004).
Потребность в движении считается базовой, врожденной потребностью человека и животных. У различных индивидов данная необходимость проявляется по-разному, это зависит как от генетических, так и социальных факторов. Таким образом, суточная активность школьников способна отличаться в два-три раза в связи с генетически предопределенной потребностью в активности вообще и в движениях в частности (Ильин, Е.П., 2004;). Наряду с проблемами формирования у учащихся мотивации к учению, также следует решать вопросы формирования мотивации у обучающихся к занятиям по физической культуре на базе формирования представлений о здоровом образе жизни. Получение данных знаний способствует изменению отношения учащихся к физической культуре, побуждая стать сильными, хорошо физически развитыми (Тагунова, И.А., 2000).
Социально-экономические перемены, совершающиеся в нашем государстве и за рубежом, выставляют новейшие требования к педагогической теории и практике в области подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в условиях устанавливающихся новых отношений. Особенную значимость в современных обстоятельствах приобретает проблема формирования мотивов к учению, в частности к занятиям по физической культуре.
Объект исследования - процесс формирования мотивации к занятиям по физической культуре у младших школьников.
Предмет исследования - формирование мотивации к занятиям по физической культуре у младших школьников.
Цель исследования - научно обосновать и разработать методику формирования мотивации к занятиям по физической культуре у младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагается, что формирование мотивации к занятиям по физической культуре у младших школьников будет эффективным если:
1. В программу по физической культуре и на классных часах будут внедрены уроки-лекции, включающие основы знаний о формировании здорового образа жизни и о спорте;
2. Во внеклассную работу и в уроки физической культуры будут включены преимущественно подвижные игры соревновательного характера.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по формированию мотивации.
2. Выявить эффективные формы и средства, которые способствуют формированию мотивации к занятиям по физической культуре у младших школьников.
3. Разработать и экспериментально обосновать методику формирования мотивации к занятиям по физической культуре у младших школьников.
Базой исследования была средняя общеобразовательная школа г. Набережные Челны. Контрольную и экспериментальную группы составили учащиеся третьих классов- по 24 учащихся в каждой группе.. Для выяснения показателей уровня мотивации, а так же значимости урока физикой культуры, в начале исследования были проведены два вида анкетирования:
«1» - не согласен совсем; «2» - мне безразлично; «3» - согласен частично; «4» - скорее да, чем нет; «5» - согласен полностью.
После того как мы провели анкетирование, направленное на исследование коэффициента мотивации и анкетирование, направленное на исследование значимости урока физической культуры, контрольная группа занималась по традиционной программе, а в экспериментальной группе мы апробировали экспериментальную методику по формированию мотивации у младших школьников к занятиям по физической культуре.
Для выяснения эффективности методики в начале и в конце исследования были проведены два анкетирования, проанализировав их и подведя итоги, мы получили следующие результаты: коэффициент мотивации в экспериментальной группе увеличился на 10,7 балла, прирост составил 30%, на первое место поднялась значимость урока физической культуры.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников будет эффективным если, в программу по физической культуре и на классных часах будут внедрены уроки-лекции, включающие основы знаний о формировании здорового образа жизни и о спорте и во внеклассную работу и в уроки физической культуры будут включены преимущественно подвижные игры соревновательного характера была доказана.