ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ В ГРУППАХ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ В ГРУППАХ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Милютин А.Н. 1
1Набережночелнинский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Футбол - наиболее популярная и массовая игра. Футбол помогает воспитать такие ценные морально-волевые качества, как целеустремленность и коллективизм, дисциплинированность, выдержка и самообладание, а также развивать основные двигательные качества быстроту и точность движений, ловкость, силу, выносливость. Огромная популярность футбола позволяет широко использовать эту игру как действенное средство физического развития и воспитания молодежи (Л.П. Матвеев, 1991). Повышение уровня мастерства футболистов находится в прямой зависимости от развития детского и юношеского футбола. В коллективах мастеров уже трудно исправлять недостатки в технико-тактической подготовке игроков. Поэтому, чем эффективнее будет процесс обучения тренировке детей и юношей, тем успешнее можно будет вести борьбу за высоты мирового футбола (Т.Ю. Круцевич, 2003 ).

Особое внимание в подготовке молодежи уделяется воспитательной работе, в основу которой положен комплексный подход. Принципы, средства и методы воспитания позволяют повысить эффективность воспитательной работы в командах. Организация занятий с футболистами, воспитательная работа, подбор средств и методов подготовки игроков базируется на знании возрастных особенностей организма футболиста. Методика подготовки футболистов разработана на общепринятых принципах тренировки и включает формы, средства и методы, обусловливаемые целевыми установками и спецификой подготовки футболистов на разных этапах (В.М. Зацнорский, 1970 )

Современная методика воспитания физических качеств, обучения технике и тактике игры в футбол, предполагает использование показателей о возрастных особенностях футболистов, с учетом возрастных требований к подготовке высококвалифицированных спортсменов (Ю.Д. Железняк и П.К. Петров, 2002 )

Эффективность повышения уровня мастерства спортсменов во многом зависит от рационального построения процесса физической подготовки. В спортивной литературе имеется значительное количество работ, посвященных этим вопросам (Ю.В. Верхошанский, 1988). Однако не все вопросы планирования спортивной тренировки получили адекватную разработку современному уровню знаний. В значительной мере это относится и к вопросам планирования физической подготовки футболистов (В.Н. Дубровский, 2000).

Процесс физической подготовки футболистов требует дальнейшего совершенствования и глубокого научного обоснования, что может быть обеспечено лишь на основе специальных научных исследований. Одним из наиболее важных и актуальных направлений этих исследований, от которых в значительной мере зависит эффективность тренировочного процесса, является научное обоснование построения процесса физической подготовки на основе оптимального соотношения тренировочных воздействий различной направленности. Выявление оптимального соотношения тренировочных воздействий различной направленности возможно лишь на основе экспериментального изучения структуры физической подготовленности и игровой деятельности, которое предусматривает всесторонне исследование факторов, их определяющих, с привлечением современных методов обработки данных и прежде всего методов корреляционного и факторного анализа.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что применение предложенной методики аэробной направленности позволит существенно повысить уровень физической подготовки футболистов.

Объект исследования: система спортивной подготовки квалифицированных футболистов. Предмет исследования: методика совершенствования физической подготовки футболистов.

Было проведено исследование 20 футболистов ДЮСШ г. Набережные Челны. Все спортсмены занимаются футболом по 3-4 года и имеют второй и первый спортивные разряды. Спортсмены были разделены на 2 группы по 10 человек, в каждой из которой использовалась различная методика подготовки футболистов.

Наблюдения за тренировочным процессом и регистрация тренировочных нагрузок футболистов проводилось на протяжении подготовительного периода.

Количество тренировочных дней на протяжении ежемесячных этапов колебалось от 21 до 25. При этом, как правило, проводились одноразовые тренировки и 2-3 матча каждый месяц. Анализ результатов тестирования позволил заключить, что при использовании тренировочных занятий преимущественно аэробной и смешанной направленности прирост двигательных способностей составил 4 %. При этом прирост уровня физической подготовленности имел тенденцию к росту лишь в первый-второй месяцы тренировок. Так в беге на 10 метров, улучшение результатов составило в январе 1,86 0,3, феврале-1,84 0,2 при ухудшении показателя в марте до 1,86 0,2, апреле 1,88 0,3. При этом, статистически значимого результата к концу наблюдения не отмечено (P>0,05). Аналогичная динамика установлена и в беге на 50 метров.

Статистически значимое увеличение (P<0,05) отмечено в показателях силовой выносливости. Так, в челночном беге результат составил в начале работы 66,9 0,3 сек., а в апреле - 64,7 0,5 (P<0,05). В тесте Купера установлен прирост результатов с 2920 1,2 до 3130 1,8 (P<0,05). Таким образом при исследовании предложенной методики установлена стабилизация прироста показателей физической подготовленности в предсоревновательном этапе, что расценивается нами как слабый результат тренировочных занятий.

При использовании экспериментальной методики установлено, что прирост физической подготовленности составил 7,6 %. При этом прирост уровня физической подготовленности наблюдался на всех этапах подготовительного периода как в тестах, оценивающих специальную выносливость, так и в тестах, характеризующих общую выносливость.

Так, в тестах “бег на 10 метров и 50 метров”, а также в челночном беге установлено статистически значимое улучшение результатов на каждом этапе подготовительного и предподготовительного периодов (P<0,05).

В тесте Купера также отмечено статистически значимое улучшение выносливости (P<0,05).

Таким образом, предложенная структура тренировочных нагрузок, включая методы и средства подготовки, более эффективна по сравнению с традиционно сложившейся системой построения подготовительного периода футболиста.

Просмотров работы: 15