ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ В УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ ГИМНАСТОК - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ В УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ ГИМНАСТОК

Ильмаирова К.С. 1
1Набережночелнинский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность.Рост популярности гимнастики во всем мире за последние годы не случаен: он является прекрасным средством гармоничного физического развития человека и прикладной подготовки.Современный уровень развития гимнастики предъявляет повышенное требование к качеству подготовки спортсменов высокого класса. Чтобы достичь высокого уровня физического развития, необходима физическая подготовка.

Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой.Это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически. Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в мышцах, суставах, сердечно-сосудистой системе. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Недостаточный анализ гибкости у спортсменов приводит к травмированию, а также к несовершенной технике. Вопросы гибкости и растяжки занимают ведущее место практически во всех видах двигательной активности (Курамшин Ю.Ф., 2001; Колесов Д.В., 2003).

В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Гибкость во многом определяет уровень спортивного мастерства в различных видах спорта. При недостаточной гибкости усложняется и замедляется процесс освоения двигательных навыков, ограничивается уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, ухудшается внутримышечная и межмышечная координация, снижается экономичность работы, возрастает вероятность повреждения мышц, сухожилий, связок и суставов. Недостаточный уровень гибкости является также причиной снижения результативности тренировки, направленной на развитие других двигательных качеств. Недостаточная подвижность в суставах не позволяет в должной мере использовать эластические свойства предварительно растянутых мышц для повышения эффективности силовой подготовки, ограничивает возможности методов тренировки, направленных на совершенствование экономичности работы, повышение мощности рабочих движений, улучшение координационных способностей (Безродная Н.С., 2008;Лях В.И., 2008).

Поэтому в спортивной гимнастике гибкость является фундаментальным физическим качеством, от развития которого зависит результативность как тренировочного, так и соревновательного процесса.

Объект исследования - педагогический процесс физического воспитания акробаток 5-7 лет.

Предмет исследования – методикаразвития гибкости акробаток 5-7 лет в группах начальной подготовки.

Цель исследования. Выявить эффективность методики развития гибкости у акробаток 5-7 лет в группах начальной подготовки.

Научная гипотеза. Мы предполагаем, что использование разработанной методики, будет способствовать более эффективному развитию гибкости у юных гимнасток.

Исследования проводились в ДЮСШ по гимнастике г. Набережные Челны. К исследованию были привлечены гимнастки групп начальной подготовки 5-7 лет. Экспериментальную и контрольную группу составили гимнастки в количестве 16 человек по 8 в каждой. В ходе исследования мы разработали и применили на практике методику развития гибкости гимнасток на этапе начальной подготовки.

В экспериментальной группе занятия проводились по предложенной нами методике развития гибкости. В контрольной группе занятия проводились по учебно-тренировочной программе подготовки акробаток.

Сравнительный анализ результатов исследования экспериментальной и контрольной групп показал, что по окончании проведения эксперимента у гимнасток экспериментальной группы результаты выше во всех контрольных упражнениях.

Изучение литературных источников и теоретико-методический анализ специальной научной литературы дают основание утверждать, что гибкость зависит от: строения суставов, эластичности мышц, связок, суставных сумок, психического состояния, степени активности растягиваемых мышц, разминки, массажа, температуры тела и среды, суточной периодики, возраста, уровня силовой подготовленности, исходного положения тела и его частей, ритма движения, предварительного напряжения мышц.

Нами разработана и экспериментально апробирована методика развития гибкости, которая состояла из ежедневных тренировок, включающих 6 специальных комплексов упражнений на развитие гибкости.

Анализ повторного исследования уровня развития гибкости у акробаток 5-7 лет выявил, что гимнастки экспериментальной группы во всех контрольных упражнениях показали достоверно более значимые результаты, чем акробатки контрольной группы.

В результате проведенного исследования мы предлагаем ряд практических рекомендаций. Частое чередование упражнений на гибкость с силовыми упражнениями в ходе тре­нировочного занятия является более предпочтительным по сравнению с другими вариантами построения занятий (включением упражнений на растягивание только в подготовительную часть, либо включением этих упражнений а разных долях в разминку и в конце занятия). Следовательно, частое чередование в учебно-тренировочных занятиях акробаток упражнений на силу и гибкость являет­ся более предпочтительным, так как обеспечивает одновременное повышение силы и гиб­кости у спортсменов.

При сильном утомлении после выполнения больших объемов нагрузок технической, силовой, скоростно-силовой направленности рекомендуем использовать пассивные динамические упражнения на растягивание. В условиях сильного мышечного утомления такие упражнения не только более эффективны, но и менее травматичны.

Комплексы пассивных упражнений лучше всего применять в конце основной или в заключительной частях занятия, а также, в форме отдельной «восстановительной» тренировки.

После большого объема тренировочной нагрузки, например, после длительного или темпового кросса, лучше всего выполнить 5-6 легких активных динамических упражнений на растягивание, соблюдя при этом осторожность, чтобы не получить травму утомленных мышц.

Просмотров работы: 14