Актуальность.Мини-футбол является в настоящее время одним из наиболее динамично развивающихся видов спорта. Его популярность обусловлена простотой правил, малой требовательностью к помещениям и площадкам для проведения игр, высокой эмоциональностью и зрелищностью. Систематические занятия мини-футболом оказывают на организм юных спортсменов всестороннее влияние: повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивают в целом, эффективно воздействуют на их физическое развитие. Занятия мини-футболом можно рассматривать как средство не только физической подготовки, но и формирования морально-волевых качеств, гармоничного когнитивного развития (В.Л. Мутко, 2007; Э.Г. Алиев, 2008; М.М. Андреев, 2006; 2011).
Игровая и соревновательная деятельность в мини-футболе имеет свою специфику, необходимость изучения которой связана с проведением исследований, посвященных его методическому обеспечению (С.Ю. Тюленьков, 2000; А.А. Полозов, 2007). В работах ряда авторов показано, что успешность выступления на соревнованиях по мини-футболу определяется сложным комплексом факторов, первостепенными из которых являются физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовленность спортсменов.
В исследованиях многих ученых отмечается, что психологический фактор играет решающую роль при равном уровне физической, технической и тактической подготовленности спортсменов во время соревнований. Указывается, что одной из важнейших сторон подготовленности, обеспечивающей эффективную соревновательную деятельность, является уровень развития функции внимания (Ильин, Е.П., 2008, Колупанов П.И., 2010).
Объект исследования- учебно-тренировочный процесс юных спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной спортивной специализации.
Предмет исследования— направленность и содержание интегральной подготовки на основе комплекса средств и методов развития функции внимания юных спортсменов, занимающихся мини-футболом, и их воздействия на эффективность игровой и соревновательной деятельности.
Цель исследования- разработать и научно обосновать методику интегральной подготовки юных спортсменов, занимающихся мини-футболом с акцентированной направленностью на развитие функции внимания, как фактора повышения эффективности игровой деятельности.
Рабочая гипотеза.Предполагалось, что эффективность учебно-тренировочного процесса юных спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной спортивной специализации может быть существенно повышена путем внедрения методики интегральной подготовки на основе развития функции внимания, включающей, оказывающей сопряженное развитие внимания и тактическо-технической, общей физической подготовки.
Обобщенный теоретико-методический анализ специальной научно-методической литературы и результаты собственных исследования показали, что спортивные достижения в мини-футболе характеризуются многими факторами, и в качестве основных можно назвать технико-тактическую, функциональную и физическую подготовленность спортсмена, а также психологический фактор, в определенной степени играющий решающую роль во время соревнований при равном уровне развития названных видов подготовленности.
Результаты формирующего эксперимента показали высокую эффективность разработанной и реализованной методики интегральной подготовки юных футболистов на этапе начальной спортивной специализации.
Внедрение методики интегральной подготовки футболистов и применение сопряженного метода тренировки способствовало существенному повышению уровня развития быстроты (р<0,05), координации(р<0,05), значительному повышению специальной физической подготовленности, выражающемуся в достоверном повышении результатов ведения мяча на 30 метров (р<0,05), ведения с обводкой стоек (р<0,05), жонглировании (р<0,01) и точности ударов по воротам (р<0,05), выявлено существенное повышение качества игровой деятельности юных спортсменов, занимающихся мини-футболом.
Практическое применение методики интегральной подготовки юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации объективно доказывает обоснованность формирования у юных футболистов специальных когнитивных качеств, в частности, свойств внимания, для эффективной реализации физического, технического потенциала игроков и успешности становления их спортивного мастерства. Методика может быть экстраполирована в другие виды игровой деятельности.