Актуальность. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию – все эти качества могут успешно формироваться под влиянием спортивных игр. Вот почему спортивные игры, в частности баскетбол, в школьной программе представлены как основной материал, который широко используется во внеклассной работе.
Современный баскетбол – это атлетическая игра и требования, предъявляемые к баскетболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств (Портнова Ю.М., 1997; Костикова Л.В., 2003).
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс учащихся ДЮСШ в группах начальной подготовки первого года обучения.
Предмет исследования – уровень развития физических качеств у баскетболистов и детей, не занимающихся спортом.
Гипотеза: предполагается, что уровень развития физических качеств у детей, занимающихся баскетболом, по учебной модернизированной программе для ДЮСШ по баскетболу значительно превосходит его у детей, не занимающихся каким-либо видом спорта.
Цель исследования. Целью настоящего исследования является сравнительный анализ проявления специальных и общих физических качеств баскетболистов занимающихся баскетболом в течение одного года в спортивно-оздоровительной группе по учебной модернизированной программе для ДЮСШ и детей, не занимающихся каким-либо видом спорта.
Исследования проводились поэтапно. В исследовании принимали дети, занимающиеся в ДЮСШ, а также дети, учащиеся средней общеобразовательной школы г. Набережные Челны, не занимающиеся каким-либо видом спорта. Всего в исследовании приняли участие 30 детей. Измеряли скоростно-силовые качества.
В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
Изменения в быстроте перемещений 3х10м. значимо и достоверно произошли экспериментальной группе (сдвиг на 0,62 сек.), в контрольной группе изменения не значимы и не достоверны (сдвиг на 0,11 сек.).
Значительные и достоверные изменения в высоте подскока произошли экспериментальной группе (сдвиг на 6 см.), в контрольной группе изменения не значимы и не достоверны (сдвиг на 1 см.).
Изменения в быстроте бега на 6м. произошли значимо и достоверно экспериментальной группе (сдвиг на 0,07 сек.), в контрольной группе изменения не значимы и не достоверны (сдвиг на 0,01 сек.).
Изменения в быстроте бега на 20м. значимо и достоверно произошли экспериментальной группе (сдвиг на 0,11 сек.), в контрольной группе изменения не значимы и не достоверны (сдвиг на 0,02 сек.).
Изменения в длине прыжка произошли значимые и достоверные как в экспериментальной группе (сдвиг на 10,66 см.), так и в контрольной (сдвиг на 4 см.).
Изменения быстроте бега на 30м. произошли значимо и достоверно как в экспериментальной группе (сдвиг на 0,16 сек.), так и в контрольной (сдвиг на 0,03 сек.).
Изменения в количестве подтягиваний произошли значимые и достоверные в экспериментальной группе (сдвиг на 1,2 кол-во раз), в контрольной группе изменения не значимы и не достоверны (сдвиг на 0,46 кол-во раз).
При сравнении изменений произошедших в контрольной и экспериментальной группах после проведенного исследования выявлена значительная разница между показателями контрольной и экспериментальной группами. Это помогает сделать нам вывод о том, что упражнения на основе модернизированной поурочной программы для ДЮСШ влияют на развитие специальных и общих физических качеств баскетболистов 9-10 лет. А также доказать то, что эти упражнения больше подходят для развития физических качеств, нежели занятия на уроках физической культуры.