Актуальность темы. Эффективность защитных планов команды определяется индивидуальными способностями каждого игрока. Современные принципы защиты сделали из пассивного защитника сохраняющего место между корзиной и подопечным, смелого, агрессивного атакующего игрока (Портнов Ю.М., 1999).
Защита не должна допускать прицельных бросков без сопротивления. Своими активными действиями (работа рук, ног, перемещения) своими активными действиями нужно вынудить нападающего: занять не выгодную позицию, заставить его отказаться от броска, сделать несколько лишних передач. При этом может возникнуть дефицит времени отведенного правилами игры для атаки. Успех индивидуальных тактических действий в защите зависит в первую очередь от уровня владения техникой приемом являющихся составной частью этих действий (Яхонтов Е.Р., 2008).
Но самым главным для успеха всех тактических действия является быстрота и оперативность мышления, способность быстро воспринимать игровую обстановку и правильно на нее реагировать. Все это вырабатывается постепенно по мере усвоения техники игры, выполнения игровых упражнений и участия в играх (Костикова Л.В., 2000).
Объект исследования - учебно-тренировочный и соревновательный процесс баскетболистов 12 - 14 лет.
Предмет исследования - индивидуальная тактика игры в защите.
Гипотеза - предполагается, что уровень индивидуальной тактической игры в защите является главным показателем командной тактики игры в защите.
Цель исследования - определить зависимость эффективность применения индивидуальных тактических действий в защите от уровня физической и технической подготовленности баскетболистов 12-14 лет на различных этапах подготовки.
В течение учебного года нами проанализированы тактические действия игроков в защите во время учебно-тренировочных занятий и в условиях соревнований, что позволило нам прийти к ряду заключений.
Необходимо соблюдать последовательность обучения индивидуальным тактическим действиям в защите, позволяющих противодействовать игрокам нападения, составляющих основу групповых и командных защитных взаимодействий. При этом обратить особое внимание на то, что не следует переходить к изучению других индивидуальных тактических действий в защите, досконально не овладев предыдущими приемами игры в защите.
При сравнении показателей физической и технической подготовленности с игровыми показателями по индивидуальной тактике защиты, можно с уверенностью сказать, что в возрасте 12-14 лет учащиеся, показывающие высокий результат по физической и технической подготовке, так же отличаются результативностью в индивидуальной тактике игры в защите. Эти учащиеся уверенней себя чувствуют на площадке, уверенней идут в атаку, а в защите просто незаменимы, быстрей принимают решение в постоянно меняющейся игровой ситуации.
Предварительное исследование позволяет отметить ряд практических рекомендаций.
Общий принцип школы защитных действий предусматривает предоставление нападающим относительной свободы продвижения мяча поперек площадки и максимальное затруднение продвижения мяча вдоль площадки.
Исходя из общего принципа школы защитных действий, защитник в этой ситуации должен занять позицию, препятствующую ведению, передаче мяча вдоль боковой линии и броску в корзину.
При держании нападающего с мячом в позиции игрока задней линии, на правой стороне площадки, техника действий защитника меняется в зеркальном отражении.
Каждый защитник должен помнить, что играть в параллельной стойке он должен только в двух случаях - при сопровождении дриблера, двигающегося поперек площадки и при атаке нападающего, закончившего ведение.
Когда нападающий выполняет финт, первым движением защитника должен быть отступающий шаг сзади стоящей ногой и быстрое поднимание руки. Это движение является средством устрашения при броске с места и позволит защитнику сохранять правильную позицию.
Отмеченное указывает на необходимость дальнейших исследований в этом направлении.